Лауреаты Ленинской премии

Музыкальная литература



Лауретаты музыкального и хореографического искусства СССР

 

Л. Григорьев, Я. Платек
КАРА КАРАЕВ

1 2

 

 

Кара Абульфаз-оглы Караев родился Г» февраля 1918 года в Баку. Его отец, Абульфаз Фарадж-оглы был крупным медицинским работником Азербайджана. Уже в детстве определились выдающиеся музыкальные способности Кара. В 1930 году он начал занятия в ба кинском музыкальном техникуме по фортепиано у Г. Г. Шароева, а в 1935 году стал студентом композиторского факультета Азербайджанской консерватории. Здесь его преподавателем по сочинению был Л. М. Рудольф. Под руководством Уз. Гаджибекова и Бюль-Бюля Мамедова Караев с увлечением изучал азербайджанское народное искусство. Решающую роль в становлении творческого облика Кара Караева сыграл период совершенствования в Московской консерватории (19,48 1946). Последние четыре года здесь азербайджанский композитор учился в классе Д. Д. Шостаковича. Кроме того, его наставниками были С. Василенко (инструментовка), А. Александров (сочинение), Г. Литинский (полифония), Л. Мазель (анализ музыкальных произведений). В качестве дипломной работы Караев представил Вторую симфонию. После этого он вернулся в Баку, где сочетал творческую деятельность с педагогической В 1949—1953 годах Караев занимает пост директора Азербайджанской консерватории, в 1957 году получает звание профессора. Кроме того, ой руководит отделом музыки Института истории искусств Академии наук Азербайджанской ССР. С 1956 года Карцев возглавляет Союз композиторов Азербайджана. Композитор ведет активную общественную работу. Он был депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР 4-го созыва, депутатом Верховного Совета CCCР 5—6-го созывов.

 

 

Звания, премии, награды

 

 

Государственные премии СССР: за оперу «Родина» (1946), за симфоническую поэму «Лейли и Меджнун» (1948); засл. деят. иск. Азерб. ССР (1955); нар. арт. Азерб. ССР (1958); нар. арт. СССР (1959); орден Трудового Красного Знамени (1961); премия имени М. Ахундова за музыку к спектаклю «Антоний и Клеопатра» (1965); Ленинская премия за балет «Тропою грома» (1967); орден Ленина (1967).

 

 

СОЧИНЕНИЯ

 

 

(могут быть неточности, смотрите в книге)

Опера «Вэтэн» («Родина»), в соавторстве с Дж. Гаджиевым, либр. И. Идаятзаде и М. Рагима, 1945 (4. V. 1945, Баку, Театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова, дир. Ниязи).

Балеты. «Семь красавиц», либр. И. Идаятзаде, Ю. Слонимского и С. Рахмана, 1952 (6. IX. 1952, Баку, Театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова, дир. К. Абдуллаев); «Тропою грома», либр. Ю. Слонимского, 1956—57 (4.1. 1958, Ленинград. Театр оперы и балета имени С. М. Кирова, дир. Э. Грикуров).

Для оркестра. Симфонии. Первая «Памяти героев Великой Отечественной войны», 1943 (25. XII. 1944, Тбилиси, дир. А. Га-санов); Вторая, 1946 (декабрь, 1946, Баку, дир. Л. Гинзбург); Третья, для камерного орк., 1964 (21. IV. 1965, Москва, дир. Р. Баршай). Сюиты, поэмы, рапсодии и др. Азербайджанская сюита, 1939 (25. VII. 1939, Баку, дир. Л. Гинзбург); Пассакалия и тройная фуга, 1941; поэма «Лейли и Меджнун», 1947 (27. IX. 1947, Баку, дир. Ниязи); Приветственный марш, 1948; сюита «Семь красавиц», 1949 (13. X. 1949, Баку, дир. Ниязи); Албанская рапсодия, 1952 (25. XII. 1952, Баку, дир. Ниязи); сюита «Хореографические картинки», 1953 (февраль, 1954, Баку, дир. Ниязи); сюита из музыки к кинофильму «Повесть о нефтяниках Каспия», 1953 (17.IV. 1956, Баку, дир Ниязи); сюита из музыки к кинофильму «Вьетнам», 1955 (21. X. 1955, Баку, дир. Ниязи); Вторая сюита из балета «Тропою грома», 1957 (25.Х. 1957, Баку," дир. Ниязи); Первая сюита- из балета «Тропою грома», 1958 (1959, Москва, дир. Н. Аносов); гравюры «Дон-Кихот», 1960 (30. XII. 1960, Баку, дир. Ниязи).

Вокально-симфоническая музыка. Кантата «Песня сердца» на слова Р. Рзы, 1938 (15. IV. 1938, Москва, дир. А. Гасанов); Три тэснифа на слова Низами, 1939; кантата «Песнь счастья» на слова М. Рагима, 1947; кантата «Партия наша» на слова С. Вургуна, 1959 (I.VI. 1959, Баку, дир. Ниязи).

Для фортепиано и симф. орк. Поэма радости, 1937 (16.XII. 1937, Баку, дир. А. Ш^арц, солист М. Бреннер).

Для скрипки с орк. Концерт, 1967 (28. IV. 1968, Москва, дир. Е. Светланов, солист Л. Коган).

Для духового орк. Спортивная сюита, 1938; Азербайджанский марш, 1943; Марш бакинских нефтяников, 1951.

Для голоса и джаза, три ноктюрна на слова Л. Хыоза, 1958.

Для инструментальных ансамблей. Фуга дли стр. квартета, 1940; Первый стр. квартет, 1942; Квартеттипо для стр. инстр., 1942; Второй стр. квартет, 1947; Третий стр. квартет, 1962 (1962, Москва, Квартет им. Большого театра); Соната для скр. и ф-но, 1960 (1964, Баку, С. Ганиев и 3. Адигезалзаде).
Для голоса с ф-но. Шесть робайи Омара Хайяма, 194G; Два лирических стихотворения А. Пушкина, 1949, Песни.

Для фортепиано. Царскосельская статуя, 1937 (10. П. 1937, автор); Траурная прелюдия, 1937; Трехголосная фуга, 1939; Сонатина, 1940 (25. XII. 1944, Тбилиси, Ф. Кулиева); Сонатина, 1943; Шесть детских пьес, 1950; 24 прелюдии 1951—52, 1956, 1963.
Для хора. Колыбельная, 1939; Осень, 1947.

Музыка к театральным постановкам. «Мирза-Хайял» Мир-Джалала, 1942; «Победители» Б. Чирскова, 1947; «Учитель танцев» Лопе де Вега, Баку, 1949; «Отелло», В. Шекспира, Баку, 1949; «Зимняя сказка» В. Шекспира, Баку, Театр им. М. Азизбекоиа, 1955; «Человек бросает якорь» И. Касумова, 1956; «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, Ленинградский театр им. А. С. Пушкина, 1956; «Чудак» Н. Хикмета, Москва, Театр им. М. Ермоловой, 1956; «Бег» М. Булгакова, 1958; «Маскарад» М. Лермонтова, 1959; «Дамоклов меч» Н. Хикмета, Баку, Русский драм, театр, 1959; «Бунт женщин» Н. Хикмета и В. Комиссаржсиского, Москва, Театр, им. Моссовета, 1962; «Антоний и Клеопатра» В. Шекспира, 1965; «Гамлет» В. Шекспира, Баку, Театр им. М. Азизбекова, 1967.

Музыка к кинофильмам. «Одна из одиннадцати» (вместе с Ниязи и Дж. Гаджиевым), 1937; «Одна семья», 1942; «Каспийцы»,
1943; «Огни Баку», 1951; «Повесть о нефтяниках Каспия», 1953;
«Вьетнам», 1955; «Урок истории», 1956; «Двое из одного квартала», 1956; «Дон-Кихот», 1957; «На дальних берегах», I958;
«Ее большое сердце», 1958; «Покорители моря», 1959; «Золотой эшелон», 1959; «Великая Отечественная», две серии, док., 1965, «Гренада, Гренада, Гренада моя», док., 1968.
Новая оркестровая редакция оперы М. Магомаева «Шах-Исмаил».

Литературные работы. Нас воспитал комсомол. «СМ», 1938, № 10--11; Несколько мыслей о трагическом в музыке. «СМ», 1957, № 4; От мугама до симфонии. «СК», 1957, 6. XI; Музыка советского Азербайджана, «Бакинский рабочий», 1957, 26. XI; Счастье творчества. «СК», 1959, 5. XI; Видеть и воспевать новое. «Правда», 1960, 18. IX; Мысли о Прокофьеве. «СМ», 1961, № 4, Великий дар времени. «СК», 1961, 1.VIII; Пора прекрасного. «Огонек»,
 
1961. № 43; Единодушие и дружба. «СК», 1962/21. IV; Выступление на III Всесоюзном съезде композиторов. *<СМ», 1962, № 7; Воспитание композитора. «СК», 1962, 29.XI; Проблемы большого искусства. «Известия», 1963, 8. X; Академия /мастерства. «СК», 1965, 6. V; Могучий талант могучего времени. «СМ», 1966, № 9; Благодарное слово, «СК», 1966, 15. X; В с^мье вольной, повой. «МЖ», 1967, №20.


Литература. Карагичева Л. Кара Караев. Баку, 1956; Абезгауз И. Симфоническая поэма К. Караева «Лейли и Меджнун». М. 1958; Карагичева Л. Балеты Кара Караева «Семь красавиц», «Тропою грома». М., 1959; Мамедов Б. О некоторых чертах гармонического языка Кара Караева. Баку, 1959; Карагичева Л. Кара Караев. М., 1960; Бонч-Осмолов-ская Е. Балеты Кара Караева «Семь красавиц» и «Тропою грома». М., 1961; Томпсон Г. «Тропою грома» Кара Караева. Л., 1962; Мехтиева Н. Киномузыка Кара Караева. Баку, 1966; Фархадова Р. Балет «Семь красавиц» К. Караева. Баку, 1967.

1 2