Лауреаты Ленинской премии

Музыкальная литература

С.Прокофьев



Лауретаты музыкального и хореографического искусства СССР

 

С. Якубовский
СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ

 

1 2 3

 

 

 

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка Бахмутовского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Красное, Селидовского района, Донецкой  области). Его отец, Сергей Алексеевич Прокофьев, был управляющим имением Сонцовых. Первые уроки музыки будущий композитор получил у матери, Марии Григорьевны, урожденной Житковой, которая неплохо играла на рояле. Еще в детстве он начал сочинять сначала непритязательные пьески, а затем и довольно крупные произведения. Музыкальные способности мальчика обратили на себя внимание, и по совету С. И. Танеева он в летние месяцы 1902 и 1903 годов занимался по гармонии и практическому сочинению с Р. М. Глиэром. В 1904 году Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию. Здесь он учился под руководством А. К. Лядова (специальная гармония и контрапункт), Н. А. Римского-Корса-кова (инструментовка), А. А. Винклера, затем А. Н. Еси-повой (фортепиано), Н. Н. Черепнина (дирижирование). Музыкальную форму он изучал в классе И. И. Витоля. В 1909 году Прокофьев окончил консерваторию как композитор, получив звание «свободного художника». В последующее пятилетие он продолжает свое консерваторское образование, совершенствуясь в области дирижирования и фортепианной игры (1909—1914).
На концертной эстраде Прокофьев дебютировал в Петербурге 18 (31) декабря 1908 года, исполнив на вечере современной музыки собственные фортепианные пьесы. В начале 10-х годов он завоевывает успех и на дирижерском поприще. И в дальнейшем Прокофьев долгое время сочетал композиторскую работу с артистической деятельностью. Многие его произведения впервые были исполнены самим автором.
 
С 1918 года Прокофьев находился за границей, выступая с исполнением своих сочинений в США и Западной Европе. Однако он не порывал связи с родиной. В 1927 году с триумфальным успехом проходят концерты композитора в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе. В 1932 году Прокофьев приезжает в Советский Союз, на сей раз уже с твердым решением остаться на родине. Он еще несколько раз выезжает в Париж, а с 1934 года окончательно поселяется в Москве, где и состоялись затем премьеры его крупных сочинений. С годами Прокофьев реже выступает на концертной эстраде, уделяя основное внимание сочинению музыки. За дирижерским пультом он в последний раз появился 13 января 1945 года: под управлением автора впервые прозвучала в Большом зале Московской консерватории Пятая симфония. Сергей Сергеевич Прокофьев скончался в Москве 5 марта 1953 года.

 

 

Звания, премии, награды

 

 

Орден Трудового Красного Знамени (1943); нар. арт. РСФСР (1947); Государственные премии: за Сонату № 7 для фортепиано (1943), за Сонату № 8 для фортепиано (1946), за балет «Золушка» (1946), за музыку к первой серии кинофильма «Иван Грозный» (1946), за сюиту «Зимний костер» и ораторию «На страже мира» (1951). Ленинская премия за Седьмую симфонию (1957); Член Национальной итальянской академии «Санта Чечилия» (1934); почетный член Американского института искусств и литературы (1934); золотая медаль Лондонской филармонии (1944); член чешского художественного общества «Умелецка беседа» (1946); член Шведской королевской музыкальной академии (1947).

 

 

СОЧИНЕНИЯ

 

 

 

Оперы. «Маддалена», сюжет и либр. М. Ливен, 1911—13 (неок.), не исполнялась; «Игрок», либр, собств. по повести Ф. М. Достоевского, 1915—16, 2-я ред., 1927 (29.IV. 1929, Брюссель, Королевский театр, дир. М. Корнейль де Торн, в концертном исполнении 7.XII, 1963, Москва, дир. Г. Рождественский); «Любовь к трем апельсинам», либр, собств. по К. Гоцци, 1919 (ЗО.ХП. 1921, Чикаго, дир. автор; 18.11. 1926, Ленинград, Академический театр оперы и балета, дир. В. Дранишников); «Огненный ангел», либр, собств. по повести В. Я. Брюсова, 1919—27 (14.VI. 1928, Париж, дир. С. Кусевицкий, 2-й акт в концертном исполнении; 25. XI. 1954, Париж, Театр Елисей-ских полей, в концертном исполнении, дир. III. Брюк; 14.IX. 1955, Венеция, театр «Ла Фениче», дир. Н. Сонцоньо); «Семен Котко», либр. В. Катаева и С. Прокофьева по повести «Я сын трудового народа», 1939 (23.VI. 1940, Москва, Оперный театр им. К. С. Станиславского, дир. М. Жуков); кЮбручение в монастыре» («Дуэнья»), либр, собств. по комедии Р. Шеридана «Дуэнья», 1940 (5. V. 1946, Прага, Национальный театр; 3. IX. 1946, Ленинград, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, дир. Б. Хайкин); «Война и мир», либр, собств. и М. А. Мендельсон-Прокофьевой по роману Л. Толстого, 1941 —52 (16.Х. 1944, концертное исполнение; 12.VI. 1946, Ленинград, Гос. Малый оперный театр, 2-я ред., дир. С. Самосуд; 1. IV. 1955, Ленинград, Гос. Малый оперный театр, в сокращенной редакции автора, дир. Э. Грикуров); «Повесть о настоящем человеке», либр, собств. и М. А. Мендельсон-Прокофьевой, 1947—48 (З.ХП. 1948, закрытый просмотр, Ленинград, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, дир. Б. Хайкин; 8.Х. 1960, Москва, Большой театр, дир. М. Эрмлер).

Балеты. «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», либр, собств. по русским народным сказкам из сборника А. Афанасьева, 1915—20 (17.V. 1921, Париж, театр Jaite—Lyrique, труппа С. П, Дягилева, дир. автор; январь 1938, Киев, Театр оперы и балета им. Т. Г. Шевченко, под названием «Блазень», дир. А. Орлов); «Стальной скок», либр, собств. и Г. Якулова, 1925 (7.VI. 1927, Париж, театр Сары Бернар, труппа С.П.Дягилева, дир. Р. Дезормьер); «Блудный сын», либр. Б. Кохно, 1928 (21.V. 1929, Париж, театр Сары Бернар, труппа С. П. Дягилева, дир. автор); «На Днепре», либр, собств. и С. Лифаря, 1930 i(16.XII. 1932, Париж, «Гранд-опера», дир. Ф. Гобер); «Ромео и Джульетта», либр, собств. и С. Э. Радлова, А. Пиотровского, Л. М. Лавровского, 1935—36 (ЗО.ХП. 1938, Брно, театр «На градбах», дир. X. Арнольди; 11.1. 1940, Ленинград, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, дир. И. Шерман); «Золушка», либр. Н. Д. Волкова, 1940—44 (21 X1. 1945, Москва, Большой театр, дир. Ю. Файер); «Сказ о каменном цветке», либр. М. А. Мендельсон-Прокофьевой и Л. М. Лавровского, 1948—50 (12.11. 1954, Москва, Большой театр, дир. Ю. Файер).

Для симфонического оркестра. Симфонии: Классическая (первая), 1916—17 (21.IV. 1918, Петроград, дир. автор); Вторая, 1924 (6.VI. 1925, Париж, дир. С. Кусевицкий; 28.XI. 1928, Ленинград, дир. А. Гаук); Третья, 1928.(17.V. 1929, Париж, дир. П. Монте; 7.V. 1933, Москва, дир. К. Сараджев); Четвертая, 1930 (14.XI. 1930, Бостон, дир. С. Кусевицкий), 2-я ред. 1947 (5.1. 1957, Москва, дир. Г. Рождественский); Пятая, 1944 (13.1. 1945, Москва, дир. автор); Шестая, 1945—47 (11-Х. 1947, Ленинград, дир. Е. Мравинский); Седьмая, 1951—52 (11.Х. 1952, Москва, дир. С. Самосуд). Симфониетта, 1909, 2-я ред., 1914 (6.XI. 1915, Петроград, дир. автор), 3-я ред.,
1929 (18.XI. 1929, Москва, дир. К. Сараждев). Сюиты, поэмы, увертюры, дивертисменты, пьесы. Симфоническая картина «Сны», 1910 (5.XII. 1910, Петербург, дир. автор); симф. эскиз «Осеннее», 1910 (1.VIII. 1911, Москва, дир. А. К- Метнер), 2-я ред., 1915, 3-я ред., 1934; Скифская сюита «Ала и Лоллий», 1914—15 (29.1. 1916, Петроград, дир. автор); «Шут», симф. сюита из балета, 1922 (15.1. 1924, Брюссель, дир. Ф. Рюльман; 21.П. 1926, Москва, дир. П. Монте); Andante из Четвертой сонаты для ф-но, транскрипция автора для симф. орк., 1934 (12.11. 1958, Ленинград, дир. Г. Рождественский); сюита из оперы «Любовь к трем апельсинам», 1924 (29.XI. 1925, Париж, дир. Ф. Гобер; 19.1. 1926, Москва, дир. О. Фрид); Увертюра на еврейские темы, транскрипция автора, 1934 (1938?, Прага, дир. Н. Малько); сюита , из j балета «Стальной скок», 1926 (27.V. 1928, Москва, дир. В. Савич); Увертюра, два варианта — для 17 исполнителей, 1926 (7.11.1927, Москва, Персимфанс); для большого оркестра, 1928 (18.XII. 1930, Париж, дир. П. Монте); Дивертисмент, 1925—29 (22.XII. 1929, Париж, дир. автор); сюита из балета «Блудный сын», 1929 (7.III. 1931, Париж, дир. автор); сюита «Четыре портрета» и «Развязка» из оперы «Игрок», 1931 (12.11L 1932, Париж, дир. Ф. Рюльман); Andante из квартета си минор, переложение автора для стр. орк., 1930; сюита из балета «На Днепре», 1933 (1934, Париж, дир. автор); Симфоническая песнь, 1933 (14. IV. 1934, Москва, дир. А. Гаук);.«Поручик Киже», сюита из музыки к кинофильму, 1934; «Египетские ночи», сюита из музыки к спектаклю, 1934 (22.XII. 1938, Москва, дир. автор); Первая сюита из балета «Ромео и Джульетта», 1936 (24. XI. 1936, Москва, дир. Г. Себастьян); Вторая сюита из балета «Ромео и Джульетта», 1936 (15. IV. 1937, Ленинград, дир. Е. Мравинский); «Летний день», детская сюита, 1941 (1946, Москва, по радио, дир. А. Стасевич); «Петя и волк», симф. сказка для оркестра и чтеца, слова собств., 1936 (2. V. 1936, Москва, дир. автор); Русская увертюра, 1-я ред., 1936 (29. X. 1936, Москва, дир, Э. Сенкар), 2-я ред., 1937; сюита из оперы «Семен Котко», 1941 (27. XII. 1943, Москва, дир. М. Жуков); Марш, 1941; сюита «1941 год» (21.1. 1943, Свердловск, дир. Н. Рабинович); Третья сюита из балета «Ромео и Джульетта», 1946 (8. III. 1946, Москва, дир. В. Дегтяренко); Ода на окончание войны, 1945 (12. XI. 1945, Москва, лир. С. Самосуд); Первая сюита из балета «Золушка» 1946 (12. XI. 1916, Москва, дир. А. Стасевич); Вторая сюита из балета «Золушка», 1946 (июль 1956, Москва); Третья сюита из балета «Золушка»,.1946 (3. IX. 1947, Москва, дир. А. Стасевич); Вальсы, сюита, 1946 (13. V. 1947, Москва, дир. М. Штейман); Праздничная поэма («Тридцать лет»), поев. 30-летию Октября, 1947 (3. X. 1947, Москвэ, дир. К- Иванов); Пушкинские вальсы, 1949 (1952, Москва, по радио, дир. С. Самосуд); «Летняя ночь», сюита по материалам оперы «Обручение в монастыре», 1950 (1952, Москва, по радио, дир. С. Самосуд); Свадебная сюита из балета «Сказ о каменном цветке», 1951 (12. XII. 1951, Москва, дир. С. Самосуд); Цыганская фантазия из балета «Сказ о каменном цветке», 1951 (18. XI. 1951, Москва, по радио, дир. С. Самосуд); Уральская рапсодия из балета «Сказ о каменном цветке», 1951; «Встреча Волги с Доном», праздничная поэма, 1951 (22.11. 1952, Москва, по радио, дир. С. Самосуд).

Вокально-симфоническая музыка. Два стихотворения на слова К. Бальмонта для женского хора и симф. орк., 1909—10 (1910, Петербург, дир. автор); «Семеро их», кантата на стихи К.Бальмонта для драматического тенора, смешанного хора и симф. орк,. 1917—18 (29. V. 1924, Париж, дир. С. Кусевицкий); Кантата к 20-летию Октября на текст монтажа автора из сочинений Маркса, Энгельса, Ленина для двух смешанных хоров, симф. орк., военного орк., орк. аккордеонов и орк. шумовых инструментов, 1936—37 (6. IV. 1966, Москва, дир. К. Кондрашин); «Песни наших дней», сюита для солистов, хора и симф. орк., 1937 (5.1. 1938, Москва, дир. А. Гаук); «Александр Невский», кантата для меццо-сопрано, смешанного хора и симф. орк. на слова собств. и В. Луговского, 1938—39 (17. V. 1939, Москва, дир. автор); 1«3дравица», кантата для смешанного хора и симф. орк., слова народные, 1939 (21. XII. 1939, Москва, дир. Н. Голованов); «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным», кантата для сопрано, тенора, хора и симф. орк. на текст П. Антокольского, 1942—43 (21.11. 1944, Москва, дир. А. Гаук); «Расцветай, могучий край», кантата к 30-летию Октября для смешанного хора и симф. орк. на текст Е. Долматовского, 1947 (12.XI. 1947, Москва, дир. Н. Аносов); «Зимний костер», сюита для чтецов, хора мальчиков, и симф. орк. на текст С. Маршака, 1949 (19. XII. 1950, Москва, дир. С. Самосуд); «На страже мира», оратория для солистов (меццо-сопрано, альт), чтецов, смешанного хора, хора мальчиков и симф. орк. на текст С. Маршака, 1950 (19. XII. 1950, Москва, дир. С. Самосуд).

Концерты для солирующих инструментов с оркестром. Первый концерт для ф-но с орк., 1911 —12 (7. VIII. 1912, Москва, дир. К. Сараджев. солист автор); Второй концерт для ф-но с орк., 1-я ред., 1913 (5. IX. 1913. Павловск, дир. А. Асланов, солист автор), 2-я ред., 1923 (8. V. 1924, Париж, дир. С. Кусевицкий. солист автор); Первый концерт для скрипки с орк., 1916—17 (18. X. 1923, Париж, дир. С. Кусевицкий, солист М. Дарье; 21.Х. 1923, Москва, в сопровождении ф-но, Н. Мильштейн и В. Горовиц); Третий концерт для ф-но с орк., 1917—21 Мб. XII. 1921, Чикаго, дир. Ф. Сток, солист автор; 24. X. 1923, Москва, в сопровождении ф-но, Л. Н. Миронов и К. Н. Игумнов; 22.111. 1925, Москва, дир. К. Сараджев, солист С. Фейн-беог); Четвептый концерт для ф-но с орк., для левой руки 1931 (1956, Берлин, солист 3. Рапп; 17. XI. 1959, Ленинград, дир. Г. Рождественский, солист А. И. Ведерников); Пятый концерт для ф-но с орк., 1932 (31. X. 1932, Берлин, дир. В- Фуртвенглер, солист автор: 25. XI. 1932, Москва, дир. Н. Голованов, солист автор); Концерт для виолончели с орк., 1934_38 (26. XI. 1938, Москва, дир. А. Мелик-Пашаев, солист Л. В. Березовский); Второй концерт для скрипки с орк., 1935 (1.X1I. 1935, Мадрид, дир. Э. Фернандос Арбос. солист Р. Сетанс; 19.XI. 1937, Москва, дир. автор, солист Б. Фиш-ман); Симфония-концерт для виолончели с орк., 1950—52 (первоначальная редакция — 18. II. 1952, Москва, дир. С. Рихтер, солист М. Ростропович; окончательная редакция — 9. XII. 1954, Копенгаген, дир. Г. Иенсон, солист М. Ростропович);
Концертино для виолончели с орк., 1952, завершено по эскизам автора М. Ростроповичем, оркестровано Д. Кабалевским (18. III. 1960, Москва, дир. А. Стасевич, солист М. Ростропович).

Для духового оркестра. Четыре марша, 1935—37; Марш, 1943—44 (14. V. 1944, Москва, дир. И. В. Петров; в том же исполнении по радио 30. IV. 1944).

Для инструментальных ансамблей. Юмористическое скерцо для четырех фаготов, 1912 (10. XII. 1916, Петроград); Увертюра на еврейские темы для кларнета, двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано, 1919 (26.1. 1920, Нью-Йорк, Ансамбль Зимро и автор; 24. X. 1923, Москва, Квартет им. Бетховена, С. В. Розанов (кларнет), К. Н. Игумнов (ф-но); Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса, 1924 (6. III. 1927, Москва); Квартет для двух скрипок, альта и виолончели, 1930 (25. IV. 1931. Вашингтон, Квартет Броза; 9.Х. 1931, Москва, Будапештский Ротквартет); Соната для двух скрипок, 1932 (27. XI. 1932, Д. М. Цыганов и В. П. Ширинский); Первая соната для скрипки и ф-но, 1938—46 (23.Х. 1946, Москва. Д. Ф. Ойстрах и Л. Н. Оборин); Второй квартет (на кабардинские темы) для двух скрипок, альта и виолончели, 1941—42 (5. IX. 1942, Москва, Квартет им. Бетховена); Соната для флейты и ф-но, 1943 (7. XII. 1943, Москва, Н. И. Харьковский и С. Рихтер); Вторая соната для скрипки и фортепиано (транскрипция сонаты для флейты и ф-но), 1944 (17. VI. 1944, Москва, Д. Ойстрах к Л. Оборин); Соната для виолончели и ф-но, 1949 (1. III. 1950, Москва, М. Ростропович и С. Рихтер).

Для голоса и фортепиано. Два стихотворения А. Апухтина и К. Бальмонта, поев. М. Н. Павловой, 1910—11 (30. III. 1914, А. Г. Жеребцова-Андреева и И. Дулов); «Гадкий утенок» (сказка Андерсена), поев. Н. А. Мещерской, 1914 (30.1. 1915. Петроград, А. Г. Жеребцова-Андреева и автор); Пять стихотворений на слова В. Горянского, 3. Гиппиус, Б. Верина, К. Бальмонта, Н. Агнивцева с посвящениями В. В. Держанов-скому, Б. Н. Верину и А. Г. Жеребцовой-Андреевой, 1915 (10. XII. 1916, Петроград, И. А. Алчевский, Е. Попова и автор); Пять стихотворений А. Ахматовой, 1916 (18.11. 1917, Москва, 3. А. Артемьева и автор); Пять песен без слов. поев. Н. Кошиц, 1920 (27. III. 1921, Нью-Йорк, Н. П. Кошиц и автор; 16. V. 1924, Ленинград, К. Н. Дорлиак и В. В. Щербачев); Пять стихотворений К. Бальмонта, поев. Лине Льюбера, 1921 (24.Х. 1923, Москва, Е. В. Копосов-а-Держановская и П. А. Ламм, исполнялись три романса; 16. V. 1924, Ленинград, К. Н. Дорлиак и В. В. Щербачев; 14. VI. 1928, Париж, Л. И. Льюбера и автор); Две песни из кинофильма «Поручик Киже», 1934; Шесть песен на слова М. Голодного, А. Афиногенова, Т. Сикорской и народные, 1935; Три детские песни на слова Л. Квитко (в переводе С. Михалкова), А. Барто и Н. Саконской, 1936—39 (5. V. 1936, Москва, Л. Глазкова, исполнялась песня «Болтунья» на слова А. Барто); Три романса на слова А. Пушкина, 1936 (20. IV. 1937, Москва, по радио, Л. И. Льюбера и автор, исполнялись два романса);' Три песни из кинофильма «Александр Невский» на слова В. Луговского, поев. С. М. Эйзенштейну, 1939; Семь песен на слова А. Прокофьева, А. Благова, М. Светлова, М. Мендельсон, П. Панченко, без указания автора и народные, 1939; Семь массовых песен на слова
B. Маяковского, А. Суркова и М. Мендельсон, 1941—42 (ноябрь 1941, Нальчик, А. Л. Доливо и автор, исполнялись два романса); Обработки русских народных песен, две тетради
(12 песен), 1941 (25. III. 1945, Москва, Л. Мельникова Й Б. Абрамович); Два дуэта, обработки русских народных песен, 1945;
«Солдатская походная», песня на слова В. Луговского, 1950.

Для фортепиано. Сонаты. Первая, 1900 (6.III. 1910, Москва, автор); Вторая, 1912 (5. П. 1914, Москва, автор); Четвертая (из старых тетрадей), 1917 (17. IV. 1918, Петроград, автор); Пятая, 1923 (9. III. 1924, Париж, автор; 6. III. 1927, Москва, автор); новая редакция, 1952—53 (2. II. 1954, Алма-Ата, А. И. Ведерников); Шестая, 1939—40 (8. IV. 1940, Москва, по радио, автор: 26. XI. 1940, Москва, С. Рихтер); Седьмая, 1939—42 (18.1. 1943, Москва, С. Рихтер); Восьмая, 1939—44 (30. XII. 1944, Москва, Э. Гилельс); Девятая, 1947 (16. XII. 1951, Москва,
C. Рихтер). Две сонатины, 1931—32 (17. IV. 1932, Лондон, автор, исполнялась вторая сонатина; 27. XI. 1932, Москва, автор, исполнялся цикл). Фортепианные циклы и пьесы.
Четыре этюда, 1909 (6. III. 1910, Москва, автор, исполнялись
этюды №№ 1, 2 и 4); Четыре пьесы, 1911 (первая пьеса,
«Сказка», в первоначальной редакции, исполнялась 31. XII.
1908, Петербург, автор; 10.IV. 1911, Петербург, автор); Четыре
пьесы, 1910—12 (31.XII. 1908, Петербург, автор; в первоначальной редакции, 1908); Токката, 1912 (10. XII. 1916, Петроград,
автор); Десять пьес, 1913 (5. П. 1914, Москва, автор, исполнялись три пьесы: Ригодон, Легенда и Прелюд); Сарказмы,
1912—14 (10. XII. 1916, Петроград, автор); Мимолетности,
1915—17 (15. IV. 1918, Петроград, автор); Сказки старой бабушки, 1918 (7.1. 1919, Нью-Йорк, автор; 19. X. 1923, Москва,
К. Н. Игумнов); Четыре пьесы, 1918 (30. III. 1919, Нью-Йорк,
автор; 16. V. 1924, Ленинград, А. Д. Каменский); Два фрагмента из оперы «Любовь к трем апельсинам», концертная транскрипция (8. IV. 1920, Монреаль, автор); Дивертисмент,
концертное переложение, 1938 (7. П. 1939, Чикаго, автор);
«Вещи в себе», 1928 (6.1. 1930, Нью-Йорк, автор); Шесть пьес,
1930—31 (27. V. 1932, Москва, автор); Три пьесы, 1934 (1934,
Лондон, автор; 1935, Москва, автор); Мысли, 1933—34 (13. IX.
1934. Москва, автор); Детская музыка, 1935 (11. IV. 1936,
Москва, автор); «Ромео и Джульетта», десять пьес из балета,
концертная транскрипция, 1937 (1937, Москва, автор); Гавот,
из музыки к спектаклю «Гамлет», концертная транскрипция,
1938 (22. XI. 1939, Москва, по радио, автор; 30.XI. 1939, Москва,
Г, Г. Нейгауз); Три пьесы из балета «Золушка», 1942; Три
пьесы (из оперы «Война и мир» и из музыки к кинофильму
«Лермонтов»), 1941—42; Десять пьес из балета «Золушка»,
1943; Шесть пьес из балета «Золушка», 1944; переложения
вальсов Шуберта и органной прелюдии и фуги Д. Букстехуде.

Для скрипки. Пять мелодий для скрипки и ф-но, 1925; Соната для скрипки соло (написана для коллективного исполнения в унисон), 1947 (10. III. 1960, Москва, студенты класса камерного ансамбля Московской консерватории М. В. Мильмана: Та Бон, Э. Тиелес, Р. Балаж, Д. Бравничер, 3. Брож, И. Бочкова, А. Штерн, Н. Григорьева, А. Штильман).

Для виолончели. Баллада для виолончели и ф-но, 1912 (5.11. 19М, Москва, Е. А, Белоусов и автор); Адажио из балета «Золушка» для виолончели и ф-но, 1944 (19. IV. 1944, по радио,
A. Стогорский и Н. Балк).

Музыка к театральным постановкам. «Египетские ночи» по В. Шекспиру, Б. Шоу, А. Пушкину, Москва, Камерный театр, 1933—34; «Борис Годунов» А. Пушкина, Москва, Театр им. В. Э. Мейерхольда (спектакль не осуществлен), 1936 (первое концертное исполнение отдельных номеров — 28. IV. 1960, Москва, по радио, дир. А. И. Фролов); «Евгений Онегин», инсценировка С. Д. Кржижановского по роману А. Пушкина, Москва, Камерный театр (спектакль не осуществлен), 1936; «Гамлет»
B. Шекспира, Ленинград, Драматический театр им. А. С. Пушкина, 1937—38 (25. XI. 1954, Москва, концертное исполнение по радио, дир. Г. Н. Рождественский, солисты — Н. П. Рождественская и Г. А. Абрамов).

Музыка к кинофильмам. «Поручик Киже», 1933; «Пиковая дама», 1936; «Александр Невский», 1938; «Лермонтов», 1941; «Котовский», 1942; «Партизаны в степях Украины», 1942; «Тоня». 1942, «Иван Грозный» 1-я серия (1944), 2-я серия (1945).

Литературные работы. С. С. Прокофьев. Материалы. Воспоминания. Документы. Сб." М. 1961: Пропаганда советской музыки. «СИ», 1933, 26. IV; О музыке САСШ, «СИ», 1933, 26. XI; Пути советской музыки. «Известия», 1934, 16. XI; Изучайте текст, театр, оркестр. «Театр и драматургия», 1936, № 8; Новая советская симфония. «СИ», 1936, 29. X; Америка и Европа сегодня. «СИ», 1937, 11. III; Расцвет искусства. «Правда», 1937, 31. XII; Морис Равель. «СИ», 1938, 4.1; Серьезная победа. «СИ», 1938, 2. VI; Мой педагог. «СИ». 1940. 9. II; Весь мир готов к войне с войной. «СИ», 1950, 15. VIII; Музыка и жизнь. «СИ», 1951, 5. XII.

Литература. Сборник «Любовь к трем апельсинам». Л., 1926; Глебов И. Сергей Прокофьев. Л., 1927; Р. В. Сергей Прокофьев. М. 1932; Асафьев. Б., Дранишников В., Рад-лов С. «Любовь к трем, апельсинам». Л., 1934; Олив-ков а В. «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева. М.—Л., 1952; Прохорова И. «На страже мира» и «Зимний костер»
C. Прокофьева. М., 1952; Сабинина М. Сергей Прокофьев. Седьмая симфония. М., 1954: Нестьев И. Прокофьев
М., 1957; Сабинина М. Сергей Прокофьев. М. 1957; Мартынов И. Лауреат Ленинской премии Сергей Прокофьев. М.,
1958; Рогожина Н. Кантата С. Прокофьева «Александр
Невский». М., 1958; Блок В. Концерты для виолончели с оркестром С. Прокофьева. М., 1959; Мнацаканова Е. Опера
С. С. Прокофьева «Война и мир». М., 1959: Гаккель Л.
Фортепианное творчество С. С. Прокофьева. М., 1960; Полякова Л. «Война и мир» С. С. Прокофьева. М., I960; Сабинина М. Сергей Прокофьев. М., 1960; Утешев А. Опера
С. С. Прокофьева «Война и мир». М., 1960: Бергер Л. Седьмая симфония С. Прокофьева. М., 1961; Боганова Т. Национально-русские традиции в музыке С. С. Прокофьева.
М., 1961; Волков А. Скрипичные концерты Прокофьева. М.,
1961; Дельсон В. Фортепианные концерты С. Прокофьева.М., 1961; Климовицкий А. Опера Прокофьева «Семен Котко». М., 1961; С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания. М., 1961; Семеновская Н. Балет С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке». М., 1961; Холопова В. Фортепианные сонаты С. С. Прокофьева. JVL, 1961; Катонова С. Балеты С. Прокофьева. М., 1962; Мнацака-ноБа Е. Опера С. С. Прокофьева «Обручение в монастыре» («Дуэнья»). М., 1962; Орджоникидзе Г. Фортепианные сонаты Прокофьева. М., 1962; Черты стиля С. Прокофьева. М., 1962; Ка.рп П. и Левин С. «Каменный цветок» С. С. Прокофьева. Л., 1963; Сабинина М. «Семен Котко» и проблемы оперной драматургии Прокофьева. М., 1963; Рогожина Н. Вокально-симфонические произведения С. Прокофьева. М.—Л., 1964; Слонимский С. Симфонии Прокофьева. М.—Л., 1964; Василенко С. Балеты Прокофьева. М.—Л., 1965; Сергей Прокофьев. Статьи и материалы. М., 1965; Сергей Прокофьев (альбом). М., 1965; Сарокер Я. Скрипичное творчество С. Прокофьева. М., 1965; Данько Л. Сергей Сергеевич Прокофьев. М.—Л., 1966; Кремлев Ю. Эстетические взгляды С. С. Прокофьева. М.,—Л., 1966; Тер-Мартиросян Т. Некоторые особенности гармонии Прокофьева. М.—Л., 1966; Морозов С. Прокофьев (в серии «Жизнь замечательных людей»). М., 1967; Холопов Ю. Современные черты гармонии Прокофьева. М., 1967.

Нотография. Шлифштейн С. С. С. Прокофьев. М., 1962.

1 2 3