Лауреаты Ленинской премии

Музыкальная литература

Д.Шостакович



Лауретаты музыкального и хореографического искусства СССР

 

С. Якубовский
ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ

1 2 3

 

 

 

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился 12(25) сентября 1906 года в Петербурге. Его отец, Дмитрий Болеславович, по профессии инженер-химик, работал в Главной Палате мер и весов. Мать, Софья Васильевна, несколько лет училась в консерватории и занималась музыкально-педагогической деятельностью. Она и стала первым педагогом сына. Затем он учился в музыкальной школе И. Гляссера (1916—1918). После этого в 1919 году юный Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию. По фортепиано он занимался у Л. В. Николаева, по композиции у М. О. Штейнберга. В 1923 году Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано, а в 1925 — по сочинению. Его дипломной работой стала Первая симфония. До 1930 года молодой композитор совершенствовался у М. Штейнберга в аспирантуре. В конце 20-х годов Шостакович некоторое время успешно концертировал, включая в программы своих пианистических вечеров произведения Шопена, Листа, Чайковского, Прокофьева и других композиторов. Он принял участие в Первом международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве (1927), где получил почетный диплом. В 30-е годы Шостакович еще продолжает выступать как пианист с исполнением собственных сочинений. В. дальнейшем его появления на эстраде носили эпизодический характер. С каждым годом росла творческая активность композитора. Почти любой концертный сезон приносил любителям музыки знакомство с новыми сочинениями Шостаковича во всех жанрах. Во время Великой Отечественной войны композитор, находясь в осажденном Ленинграде, создал бессмертный памятник героизму советского народа — Седьмую симфонию. Нового расцвета достигло творчество в послевоенные годы. Его музыка звучит сегодня по всему миру. Как профессор (с 1939 года) Ленинградской, а затем и Московской консерваторий выдающийся мастер воспитал плеяду талантливых композиторов. Среди его учеников — И. Болдырев, Р. Бунин, Дж. Гаджиев, Г. Галынин, О. Евлахов, К. Караев, Ю. Левитин, А. Лобковский, Е. Макаров, Г, Свиридов, Г. Уствольская, К. Хачатурян. Напряженный труд Шостакович совмещает с активной общественной деятельностью. Он был депутатом Верховного Совета РСФСР 2, 3, 4-го и 5-го созывов. Шостакович — депутат Верховного Совета СССР. Он также бессменный член Славянского комитета СССР (с 1942) и Советского комитета защиты мира (с 1949), Комитета по Ленинским премиям в области литературы и искусства (с 1961). В 1957 году он был избран секретарем Союза композиторов СССР, а в 1961 — первым секретарем Союза композиторов РСФСР (до 1968). Шостакович — президент Общества «СССР — Австрия» (1958) и вице-президент музыкальной секции Союза обществ дружбы с зарубежными странами (1960).

 

 

Звания, премии, награды

 

 

 

Орден Трудового Красного Знамени (1940); Государственные премии СССР: за фортепианный квинтет (1941), за Седьмую симфонию (1942), за фортепианное трио (1946), за ораторию «Песнь о лесах» и музыку к кинофильму «Падение Берлина» (1950), за Десять хоровых поэм на слова революционных поэтов конца XIX — начала XX столетия (1952), за поэму «Казнь Степана Разина» (1968); засл. деят. иск. РСФСР (1942); ордена Ленина (1947, 1956); нар. арт. РСФСР (1948); нар. арт. СССР (1954); Ленинская премия за Одиннадцатую симфонию «1905 год» (1958); нар. арт. Башкирской АССР (1964); Герой Социалистического Труда (1966). Почетный член Американского института искусств и литературы (1943); лауреат Международной премии мира «За укрепление мира между народами» (1954); почетный член Шведской королевской музыкальной академии (1954); член Академии искусств ГДР (1955); почетный член Национальной итальянской академии «Санта Чечилия» (1956); член Английской королевской музыкальной академии (1958); почетный доктор Оксфордского университета (1958); лауреат Международной премии Я- Сибелиуса (1958); командор французского ордена искусства и литературы (1958); член Американской академии наук (1959); почетный профессор Мексиканской консерватории (1959); почетный академик Бельгийской королевской академии наук, изящных искусств и литературы (1960); почетный член Сербской академии наук, Югославия (1965); золотая медаль Королевского филармонического общества, Англия (1966); орден «Большой почетный серебряный знак за заслуги перед Австрийской республикой» (1967).

 

 

СОЧИНЕНИЯ

 

 

 

Оперы. «Нос», либр. Е. Замятина, Г. Ионина, А. Прейса и собств. по Н. В. Гоголю, 1927—28 (18.1. 1930, Ленинград, Малый оперный театр, дир. С. Самосуд)"; «Леди Макбет Мценс-кого уезда», либр. А. Прейса и собств. по Н. Лескову, 1930—32 (22.1. 1934, Ленинград, Малый оперный театр, дир. С. Самосуд), новая редакция — «Катерина Измайлова», 1956 (8.1.1963, Москва, Муз. театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, дир. Г. Проваторов); инструментовка оперы Мусоргского «Борис Годунов», 1940 (4. XI. 1959, Ленинград, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, дир. С. Ельцин); инструментовка оперы Мусоргского «Хованщина», 1959 (для фильма «Хованщина», выпуск 23. V. 1959, дир. Е. Светланов); премьера оперы в этой редакции — 25. XI. 1960 (Ленинград, Театр оперы и балета им, С. М. Кирова, дир. С. ;Ельцин)

Балеты. «Золотой век», либр. А. Ивановского, 1927—30 (26.Х. 1930, Ленинград, Театр оперы и балета, дир. А. Гаук); «Болт», либр. В. Смирнова, 1930—31 (8. IV. 1931, Ленинград, Театр оперы и балета, дир. А. Гаук); «Светлый ручей», либр. Ф. Лонухова и А. Пиотровского, 1934—35 (4. IV. 1935, дир. П. Фельдт).

Музыкальная комедия. «Москва, Черемушки», либр. В. Масса и М. Червинского, 1958 (24. I. 1959, Москва, Театр оперетты, дир. Г. Столяров).

Для симфонического оркестра. Симфонии. Первая, 1924—25 (12. V. 1926, Ленинград, дир. Н. Малько); Вторая «Октябрю», 1927 (6. XI. 1927, Ленинград, дир. Н. Малько); Третья «Первомайская», 1929 (21.1. 1930, Ленинград, дир. А. Гаук); Четвертая, 1935—36 (30. XII. 1961, Москва, дир. К. Кондрашин); Пятая, 1937 (21. XI. 1937, Ленинград, дир. Е. Мравинский); Шестая, 1939 (5. XI 1939, Ленинград, дир. Е. Мравинский); Седьмая, 1941 (5. III. 1942, Куйбышев, дир. С. Самосуд); Восьмая, 1943 (4. XI. 1943, Москва, дир. Е. Мравинский); Девятая, 1945 (3. XI. 1945, Ленинград, дир. Е. Мравинский); Десятая, 1953 l(17. XII. 1953, Ленинград, дир. Е. Мравинский); Одиннадцатая «1905 год», 1957 (30. X. 1957, Москва, дир. Н. Рахлин); Двенадцатая «1917 год», посвященная памяти Владимира Ильича Ленина, 1961 (15. X. 1961, Москва, дир. К. Иванов); Тринадцатая, стихи Е. Евтушенко, 1962 (18. XII. 1962, Москва, дир. К- Кондрашин); Четырнадцатая, стихи Г. Аполлинера, Ф. Г. Лорки, В. Кюхельбекера, Р.—М. Рильке (29. IX. 1969, Ленинград, дир. Р. Баршай). Скерцо, 1919; Тема с вариациями, 1921—22; Скерцо, 1924; сюита из оперы «Нос» для солистов (тенор и баритон) и оркестра, 1927—28 (25. XI. 1928, Москва, дир. Н. Малько); Таити-трот, оркестровая транскрипция, 1928 (25. XI. 1928, Москва, дир. Н. Малько); сюита из балета «Золотой век», 1929—32 (19. III. 1930, Ленинград, дир. А. Гаук); Две пьесы к опере «Колумб», 1929; Пятая балетная сюита (из балета «Болт»), 1931 (17.1. 1933, Ленинград, дир. А. Гаук); сюита из музыки к кинофильму «Златые горы», 1931 (1931, Москва, дир. А. Мелик-Пашаев); сюита из музыки к трагедии В. Шекспира «Гамлет», 1932; Пять фрагментов, 1935; Праздничная увертюра. 1954 (6. XI.
1954, Москва, дир. А. Мелик-Пашаев); Увертюра на русские
и киргизские народные темы, 1963 (10. X. 1963, Москва, дир. К- Иванов); Траурно-триумфальная прелюдия памяти героев Сталинградской битвы, 1967 (24. X 1967, Москва, дир. Е. Светланов); Симф. поэма «Октябрь», 1967 (16. IX 1967, Москва, дир. М. Шостакович); Первая балетная сюита,
1949; Вторая балетная сюита, 1951; Третья балетная сюита;
1952; Четвертая балетная сюита, 1953, Новороссийские куранты (Огонь вечной славы), 1960.

Для солистов, хора и оркестра. «Поэма о Родине» для солистов, хора и оркестра, на слова русских и советских поэтов, 1947; «Песнь о лесах», оратория для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра, слова Е. Долматовского, 1949 (15.XIL 1949, Ленинград, дир. Е. Мравинский); «Над Родиной нашей солнце сияет», кантата для хора мальчиков, смешанного хора и оркестра, слова Е. Долматовского, 1952 (6. XI, 1952, Москва дир. К. Иванов); инструментовка хоров А. Давиден-ко «На десятой версте» и «Улица волнуется», 1962 (24,11. 1964, Москва, дир. А. Юрлов); «Казнь Степана Разина», поэма для баса, смешанного хора и оркестра, слова Е. Евтушенко, 1964 (28. XII. 1964, Москва, дир. К. Кондрашин).

Концерты для солирующих инструментов с оркестром. Концерт для ф-но с орк. № 1, 1933 (15.Х. 1933, Ленинград, дир. Ф. Штидри, солист автор); Концерт для скрипки с орк. № 1, 1947—48 (29.Х. 1955, Ленинград, дир. Е. Мравинский, солист Д. Ойстрах); Концерт для ф-но с орк. № 2, 1957 (10. V. 1957, Москва, дир. А. Аносов, солист М. Шостакович); Концерт для виолончели с орк. № 1, 1959 (4.Х. 1959, Ленинград, дир. Е. Мравинский, солист М. Ростропович); Концерт для.виолончели с орк.
№ 2, 1966 (25. IX. 1966, Москва, дир. К. Кондрашин, солист
М. Ростропович); Концерт для скрипки с орк. № 2, 1967 (13.
IX. 1967, Москва, солист Д, Ойстрах).

Для голоса с оркестром. Две басни Крылова, 1922; Шесть романсов на слова японских поэтов, 1928—32; Восемь английских и американских народных песен, 1944; Из еврейской народной поэзии, оркестровая редакция, 1963 (19. II. 1964, Горький, дир. Г. Рождественский); инструментовка вокального цикла Мусоргского «Песни и пляски смерти», 1962 (12.XI. 1962, Горький, дир. М. Ростропович, солистка Г. Вишневская).

Для джаз-оркестра. Сюита, 1934.

Для духового оркестра. Две пьесы Скарлатти, обработка, 1928 (25. XI. 1928, Москва, дир. Н. Малько).


Для инструментальных ансамблей. Трио для скрипки, виолончели и ф-но, 1923; Две пьесы для струнного октета, 1924—25 (9.1. 1927, Москва, квартеты им. Глиэра и Страдивариуса); Квартет № 1, 1935 (10. X. 1938, Ленинград, Квартет им. Глазунова); Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и ф-но, 1940 (23. XI, 1940, Квартет им. Бетховена и автор); Трио для скрипки, виолончели и ф-но, 1944 (14. XI. 1944, Ленинград, скрипка — Д. Цыганов, виолончель — С. Ширинский, ф-но — автор); Квартет № 2, 1944 (14. XI. 1944, Москва, Квартет им. Бетховена); Квартет № 3, 1946 (16. XII. 1946, Москва, Квартет им. Бетховена); квартет № 4, 1949 (3. XII. 1953,
Москва, Квартет им. Бетховена); квартет № 5, 1952 (13. XI. 1953, Москва, Квартет им. Бетховена); Квартет №6, 1956 (7. X. 1956, Ленинград, Квартет им. Бетховена); Квартет № 7, 1960 (15. V. 1960, Ленинград, Квартет им. Бетховена); Квартет № 8, 1960 (2.Х. 1960, Ленинград, Квартет им. Бетховена); Квартет № 9, 1964 (20. XI. 1964, Москва, Квартет им. Бетховена); Квартет № 10, 1964 (20. XI. 1964, Москва, Квартет им. Бетховена); Квартет Кя 11, 1966 (28. V. 1966. Ленинград-Квартет им. Бетховена); Квартет № 12, 1968 (14. IX, 1968, Москва, Квартет им. Бетховена).

Для виолончели с фортепиано. Три пьесы, 1923—24; Соната, 1934 (25. XII. 1934, В. Кубацкий и автор).
Для скрипки с фортепиано. Соната, 1969 (3.V. 1969, Д. Ойстрах и С. Рихтер),
Для фортепиано. Восемь прелюдий, 1919—20; Три фантастических танца, 1922; Сюита для двух ф-но, 1922 (1925, Ленинград, Л. Оборин и автор); Первая соната, 1926 (9.1. 1927, Москва, автор); «Афоризмы», 1927 (1927, Ленинград, автор); 24 прелюдии, 1932—33 (24. V. 1933, Москва, автор); Вторая соната, 1942 (6. VI. 1943, Москва, автор); Детская тетрадь, 1944—45; 24 прелюдии и фуги 1950—51 (23. XII. 1952, Ленинград, Т. Николаева); Танцы кукол, 1952; Концертино для двух ф-но, 1963 (20. I. 1954, Москва, А. Малолеткова и М. Шостакович).

Для голоса с фортепиано. Четыре романса на стихи А. Пушкина, 1936; Шесть романсов на стихи У. Ралея, P, Бернса, В. Шекспира, народные, 1942 (1943, Москва, Е. Флакс и автор); Две песни на слова М. Светлова, 1945; Из еврейской народной поэзии для сопрано, контральто и тенора с сопровождением ф-но, 1948 (15. I. 1955, Ленинград, Н. Дорлиак, 3. Долуханова, А. Масленников и автор); Два романса на стихи М. Лермонтова, 1950; Четыре песни на слова Е. Долматовского, 1951; Четыре монолога на стихи А. Пушкина, 1952; Пять романсов на стихи Е.Долматовского, 1954 (16. V. 1956, Киев, Б. Гмыря и Л. Острин); Испанские песни, 1956; Сатиры (Картинки прошлого); Пять романсов на слова Саши Черного, 1960 (22. П. 1961, Москва, Г. Вишневская и М. Ростропович); Пять романсов на слова из журнала «Крокодил», 1965; Предисловие к полному собранию моих сочинений и размышления по поводу этого предисловия, 1966 (1966, Москва, Ю. Белокрынкин и В. Клемпнер).

Для голоса и инструментального ансамбля. Семь романсов для голоса, скрипки, виолончели и ф-но на стихи А. Блока, 1967 (23.Х.1967, Москва, Г. Вишневская, Д. Ойстрах, М. Ростропович, М. Вайнберг).
Для хора без сопровождения. Десять поэм на слова революционных поэтов конца XIX — начала XX столетия, 1951 (10.Х.1951, Москва, дир. А. Свешников); Две обработки русских народных песен, 1957 (24. XI. 1957, Москва, дир. А. Свешников).

Музыка к театральным постановкам. «Клоп» В. Маяковского, Москва, Театр им. Вс. Мейерхольда, 1929; «Выстрел» А. Безы-менского, Ленинград, Театр рабочей молодежи, 1929; «Целина» А. Горбенко и Н. Львова, Ленинград, Театр рабочей молодежи, 1929; «Правь, Британия!» А. Пиотровского, Ленинград, Театр рабочей молодежи, 1931; музыка к эстрадно-цирковому представлению «Условно убитый» В. Воеводина и £. Рысса, Ленинград, «Мюзик-холл», 1931; «Гамлет» В. Шекспира, Москва, Театр им. Е. Вахтангова, 1931—32; «Человеческая комедия» по О. Бальзаку, Москва, Театр им. Е. Вахтангова, 1933—34; «Салют, Испания» А. Афиногенова, Ленинград, Театр драмы им. А. Пушкина, 1936; «Король Лир» В. Шекспира, Ленинград, Большой драматический театр им. М. Горького, 1940; сюита «Родной Ленинград» в спектакле Ансамбля песни и пляски НКВД; «Отчизна», 1942; музыка к спектаклю Ансамбля песни и пляски НКВД «Русская река», 1944.

Музыка к кинофильмам. «Новый Вавилон» к немому фильму, 1928; «Одна», 1930—31; «Златые горы», 1931 (новая редакция, 1936); «Встречный», 1932; «Сказка о попе и работнике его Балде», мульт., 1936; «Любовь и ненависть», 1934; «Юность Максима», 1934—35; «Подруги», 1934—35; «Возвращение Максима», 1936—37; «Волочаевские дни», 1936—37; «Выборгская сторона»; 1938; «Друзья», 1938; «Великий гражданин», первая серия, 1938, вторая серия, 1939; «Человек с ружьем», 1938; «Глупый мышонок», мульт., 1939; «Приключения Корзинкиной», 1940; «Зоя», 1944; «Простые люди», 1945; «Молодая гвардия», 1947—48 (две серии); «Пирогов», 1947; «Мичурин», 1948; «Встреча на Эльбе», 1948; «Падение Берлина», 1949; «Белинский», 1950; «Незабываемый 1919-й», 1951; «Песня великих рек», докум., 1954; «Овод», 1955; «Первый эшелон», 1956; «Пять дней — пять ночей», 1960; «Черемушки», 1962; «Гамлет», 1963—64; «Карл Маркс», 1965; «Софья Перовская», 1967.

Литературные работы. Советская музыкальная критика отстает. «СМ», 1933, № 3; Трагедия-сатира. «СМ», 1932, 16.Х; «Катерина Измайлова», «СМ», 1933, № 57; Мой творческий путь. «Известия», 1935, 4.IV; Мысли о музыкальном спектакле. «СМ», 1935, 5.XII; Великий сын великого народа. «Ленинградская правда», 1939, 28.111; Музыка и кино. «ЛГ», 1939, 10.IV; В дни обороны Ленинграда. «СМ», 1941, 9.Х; Моя седьмая симфония. «Известия», 1942, 13.11; Седьмая симфония. «Правда», 1942, 29.111; П. И. Чайковский. «Известия», 1943, 6.IX; Мысли о Чайковском. «Литература и искусство». 1943, 18.IX; Советская музыка в дни войны. «Литература и искусство», 1944, 1.IV; Эра творческого труда. «СИ», 1945, 7.IX; Грозное оружие. «СИ», 1946, 4.1;- Гениальный композитор. «Л Г», 1949, 15.Х; Путь к совершенству. «Лит. газета», 1950. 30.IX; О подлинной и мнимой программности. «СМ», 1951, № 5; Сердце мировой культуры. «Правда», 1951, 27.V; Создать классическую советскую оперу. «СМ», 1952, № 10; По пути народности и реализма. «СМ», 1953, № 6; Самобытный художник. «СИ», 1953, 10.VI; Под знаменем партии, «СМ», 1953, № 9; Франц Шуберт. «Известия», 1953, 19.IX; Антонин Дворжак. «Московский комсомолец», 1954, 4.V; Отец русской музыки. «СМ», 1954, № 6; Большой талант, большой мастер. «Искусство кино», 1956, № 1; О Моцарте. «СМ», 1956, № 1; О некоторых насущных вопросах музыкального творчества. «Правда», 1956. 17. VI; Думы о пройденном пути. «СМ», 1956,! № 9; Мастерство и ремесло. «СК», 1956, 20.XII; Будем взыскательны к своему творчеству. «Правда», 1957, 27.111; Слово к молодежи. «Комсомольская правда», 1957, 28.111; Воспламенять сердца, «СК», 1957, I,V; Памяти Яна Сибелиуса. «Правда», 1957,
22.IX; Ближе к народу. «Известия», 1958, 8.1; Знать и любить музыку. М., 1958; Великий сын великого народа. «Правда»,
1959, 14.IV; Яркий талант. «СМ», 1959, № 6; Воспеть коммунизм. «Правда», 1960, 30.IV; О художнике наших дней. «Правда»,
1960, 7.IX; С. С. Прокофьев. «СМ», 1961, № 4; Музыка и современность. «Правда», 1961, 114. V; Быть достойным эпохи. «СМ», № 10; Путь к большим высотам. «Правда», 1962, ЗОЛИ; Моя альма матер. «СМ», 1962, № 9; Помогать народу строить коммунизм. «Правда», 1963, 12. III; Искусство высоких идеалов. «Известия», 1963, 18.Х; Вступительная статья к книге И. Сол-лертинского «Исторические этюды» (ред.-сост. М. Друскин). Изд. 2-е, т. I. Л., 1963; Густав Малер. Вступительная статья к сборнику «Густав Малер». Письма, воспоминания (сост. И. Барсова). М., 1964.

Литература. Друскин М. Первая симфония Дм. Шостаковича. Л., 1938; Энтелис Л. Квартет Дмитрия Шостаковича. Л., 1939; Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича (сборник статей). Саратов, 1942; Шлифштейн С. Шостакович. Девятая симфония. М., 1945: Мартынов И. Дмитрий Шостакович. М.—Л., 1946; Житомирский Д. Дмитрий Шостакович. М., 1947; Мартынов И. Д. Д. Шостакович. М.—Л., 1947; Дол-жанский А. Д. Шостакович. Камерные произведения. М., 1955; Лебединский Л. Хоровые поэмы Шостаковича. М., 1957; Полякова Л. Вокальный цикл Д. Шостаковича «Из еврейской народной поэзии». М., 1957; Данилович Л. Д. Шостакович. М., 1958; Сабинина М. Скрипичный концерт Д. Шостаковича М. 1958; Постников И. Второй фортепианный концерт Шостаковича. М., 1959; Сабинина М. Дмитрий Шостакович. М., 1959; Сабинина М. Дмитрий Шостакович. М., «Знание», 1959; Боганова Т. Виолончельный концерт Д. Шостаковича. М., I960; Лебединский Л. Седьмая и Одиннадцатая симфонии Д. Шостаковича. М., 1960, Мазель Л. Симфонии Д. Д. Шостаковича. М., 1960; Юсфин А. Шестой квартет Д. Шостаковича. М., I960; Бергер Л. Одиннадцатая симфония Д. Шостаковича «1905 год». М., 1961; Бобровский В. Камерные инструментальные ансамбли Д. Шостаковича. М. 1961; Бобровский В. Поспи и хоры Шостаковича. М., 1962; Орлов Г. Симфонии Д. Шостаковича. Л., 1962; Черты стиля Д. Шостаковича. Сборник теоретических статей. М., 1962; ДолжанскийА. 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича. Л., 1963; Белецкий П. Двенадцатая симфония Д. Д. Шостаковича «1917 год», М., 1964; Xентова С. Шостакович-пианист. Л., 1964; Данилевич Л. Наш современник. М., 1965; Должанский А. Камерные инструментальные произведения Д. Шостаковича. М. 1965; Сабин н-н а М. Симфонизм Шостаковича. М., 1965; Орлов Г. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. М.—Л., 1966; Дмитрий Шостакович. (Из высказываний Шостаковича. — Современники о Д. Д. Шостаковиче. — Исследования.) Сост. Г. Орджоникидзе. М., 1967.

Нотография. Садовников Е. Д. Д. Шостакович. Изд. 2-е. М., 1965.

1 2 3