Лауреаты Ленинской премии

Музыкальная литература

А.Хачатурян



Лауретаты музыкального и хореографического искусства СССР

 

Л. Григорьев, Я. Платек
АРАМ ХАЧАТУРЯН

 

1 2 3

 

 

 

Арам Ильич Хачатурян родился 24 мая (6 июня) 1903 года в Тифлисе. Он рос в бедной семье переплетчика. Его первые музыкальные впечатления связаны с армянскими народными песнями, которые он в раннем детстве услышал от матери. Юный Хачатурян не смог получить систематического музыкального образования. В десять лет его определили в Тифлисское коммерческое училище. Но все мысли подростка были отданы музыке. Наконец, в 1922 году он приехал и Москву. Некоторое время Хачатурян совмещал учебу в музыкальном техникуме имени Гнесиных с занятиями на-биологическом отделении математического факультета Московского университета. Однако его музыкальные способности проявились столь очевидно, что он решился навсегда расстаться с точными науками. В техникума он сначала учился игре на виолончели, а с 1925 года стал посещать класс композиции М. Ф. Гнесина. Осенью 1929 года Хачатурян поступил в Московскую консерваторию. Здесь он занимался под руководством М. Ф. Гнесина и Н. Я. Мясковского (композиция), С. II. Василенко и Н. П. Иванова-Радкевича (инструментовка). К дипломному экзамену в 1934 году он представил Первую симфонию. С тех пор началась самостоятельная композиторская деятельность Хачатуряна. С 1951 года композитор регулярно выступает как дирижер с исполнением собственных сочинений. В 1952 году Хачатурян получил звание профессора. Его педагогическая работа протекает в Московской консерватории и Институте имени Гнесиных. У него учились Р. Бойко, Л. Лапутин, Б. Троцюк, А. Эшпай, А. Виеру (Румыния) и многие другие. Разнообразна общественная деятельность Хачатуряна. Он был заместителем председателя Оргкомитета Союза советских композиторов СССР (1939), депутатом Верховного Совета СССР 5-го созыва (1958), депутатом Верховного Совета Армянской ССР (1947). С 1959 года Хачатурян — президент Советской ассоциации дружбы СССР — Латинская Америка, член президиума Союза обществ дружбы с зарубежными странами, с 1962 — член Советского комитета защиты мира.

 

 

Звания, премий, награды

 

 

 

Засл. деятель иск. Арм. ССР (1938); ордена Ленина (1939, 1963); Государственные премии СССР: за Концерт для скрипки с оркестром (1941), за балет «Гаянэ» (1943), за Вторую симфонию (1946), за музыку к кинофильму «Сталинградская битва» (1950); засл. деятель иск. РСФСР (1944); ордена Трудового Красного Знамени (1946, 1966); нар, арт. РСФСР (1947); нар. арт. СССР (1954); нар. арт. Арм. ССР (1955); Ленинская премия за балет «Спартак» (1959); нар арт. Груз. ССР (1963); действительный член Академии наук Арм. ССР (1963); доктор искусствоведения (1966). Международная премия на кинофестивале в Марианских Лазнях (Чехословакия) за музыку к кинофильму «Русский вопрос» (1948); медаль Ференца Листа (1956); медаль Бедржиха Сметаны (1956); медаль Белы Бартока (1956); медаль Жолио Кюри Всемирного Совета Мира (1959); почетный академик Национальной итальянской академии «Санта Чечилия» (1960); почетный профессор Мексиканской консерватории (1960); член-корреспондент Академии искусств ГДР (1961); орден Науки и искусства I степени ОАР (1961); медаль папы Иоанна XXIII в Ватикане (1963); медаль шахиншаха Ирана в связи с 25-летием восшествия на престол (1965); памятная медаль в ознаменование 400-летия со дня основания Национальной итальянской академии «Санта Чечилия» (1966).

 

 

СОЧИНЕНИЯ

 

 

 

Балеты. «Счастье», либр. Г. Ованесяна, 1939 (сентябрь 1939, Ереван, Театр оперы и балета имени А. Спендиарова; 24.Х. 1939, Москва, Большой театр, Декада армянского искусства, дир. К. Сараджев); «Гаянэ», либр. К- Державина, 1942 (9.XII. 1942, Пермь, Ленинградский академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова, дир. П. Фельдт); новая ред. либр. Б. Плетнева, 1957 (22.V. 1957, Москва, Большой театр, дир. Ю. Файер); «Спартак», либр. Н. Волкова, 1953 (27.XII. 1956, Ленинград. Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, дир. П. Фельдт).

 

Для симфонического оркестра, для инструментов, голоса и хора с оркестром.
Танцевальная сюита, 1933 (1933, Москва, дир. Н. Аносов); Первая симфония, в ознаменование 15-летия установления Советской власти в Армении, 1934 (23.IV. 1935, Москва, дир. Э. Сенкар); Концерт для ф-но с орк., 1936 (12.VII. 1937, Москва, дир. Л, Штейнберг, солист Л. Оборин); Сюита из музыки к комедии «Валенсианская вдова» Лопе де Бега, 1939—40; Концерт для скрипки с орк., 1940 (16.XI. 1940, Москва, дир. А. Гаук, солист Д. Ойстрах); Вторая симфония, 1943 (30. XII. 1943, дир. Б. Хайкин); Первая сюита из балета «Гаипэ», 1943 (3-Х. 1943, Москва, дир. Н. Голованов); Вторая сюита in балета «Гаянэ», 1943 (18. II. 1945, Москва, дир. Н. Голопапов); Третья сюита из балета «Гаянэ», 1943; Сюита из музыки к драме «Маскарад» М. Лермонтова, 1944 (первая ред.— 6. VIII. 1944, Москва, по радио, дир. С. Горчаков; вторая ред.— 8. XI. 1944, Москва, по радио, дир. С. Горчаков), Русская фантазия, 1944 (6. XI. 1944, Москва, по радио, дир. С. Горчаков); Концерт для виолончели с орк., 1946 (30. X. 1946, дир. А. Гаук, солист С. Кнушевицкий); Три арии для высокого голоса с орк., 1946 (слова народные, О. Туманяна, М. Пешикташляна); 2-я ред., 1967 (14. XI. 1967, Москва, дир. автор, солистка В. Громова); Третья симфония (симфония-поэма), к 30-летию Великой Октябрьской социалистической революции, 1947 (13. XII. 1947, Ленинград, дир. Е. Мравинский); Ода памяти Владимира Ильича Ленина, 1948 (26. XII. 1948, Москва, дир. А. Гаук); Сюита из музыки к кинокартине «Сталинградская битва», 1949; Торжественная поэма, 1950 (9. XII. 1950, Москва, дир. А. Гаук); Первая сюита из балета «Спартак», 1955; Вторая сюита из балета «Спартак», 1955; Третья сюита из балета «Спартак», 1955; Симфонические картины из балета «Спартак», «Восстание рабов», четвертая картина, 1955; Симфонические картины из балета «Спартак», «Гибель Спартака», девятая картина, 1955; Концерт-рапсодия для ф-но с орк., 1955; Ода радости для ансамбля скрипок и арф, меццо-сопрано, смешанного хора и орк., на слова С. Смирнова, 1956; Приветственная увертюра, 1958 (3. IV. 1960, Москва, дир. Н. Рахлин); Концерт-рапсодия для скрипки с орк., 1961 (7.Х. 1962, Ярославль, дир. Ю. Аранович, солист Л. Коган); «Баллада о Родине» для солиста (бас) и орк. на слова А. Гарнакеряна, 1961 (24. X. 1961, Москва, дир. А. Жю-райтис); Концерт-рапсодия для виолончели с орк., 1963 (4.1. 1964, Горький, дир. И. Гусман, солист М. Ростропопич); Четвертая сюита из балета «Спартак», 1966; Концерт-рапсодия для ф-но с орк., 1968 (16. XII. 1968, Москва, дир. Г. Рождественский, солист Н. Петров).

 

Для духового оркестра. Походный марш № 1, 1929; Походный марш № 2, 1930; Две пьесы на темы армянских песен, 1932 (1933, Москва, дир. Ф. Николаевский); Две пьесы на темы узбекских песен, 1932; Зангезурский марш, 1938; «Героям Отечественной войны», 1942 (1942, Москва).

 

Камерные инструментальные произведения. Танец № 1 для скрипки и фортепиано, 1926: Поэма для ф-но, 1927; Семь речитативов и ФУГ для ф-но, 1928 — 66; Алегретто для скрипки и ф-но, 1929; Песня^юэма для скрипки и ф-но, 1929; Квартет для двух скрипок, альта и виолончели, 1931 (14. IX. 1931, Москва, по радио, Квартет имени Комитаса); Сюита для ф-но, 1932; Соната для скрипки и ф-но, 1932 (1933, Москва, Я. Таргонский и Н. Вальтер); Трио для кларнета, скрипки и ф-но, 1932 (1933, Москва, В. Семенов — кларнет, Р. Богданян— скрипка, Н. Мусинян — ф-ио); Массовый танец для баяна, 1932; Марш Ш 3 для ф-но, 1934; Детский альбом для ф-но, 1926 — 47;
Хореографический вальс для ф-но, 1944; Три пьесы для двух ф-но, 1945 (9. XII. 1945, Ереван, А. Арутюнян и А. Бабаджанян); Сонатина для ф-но, 1958; Соната для ф-но, 1961 (9. XL 1962, Москва, А. Казакова); Детский альбом для ф-но, 1965 — 66; Семь фуг для ф-но, 1966.

 

Музыка к театральным постановкам. «Дядя Багдасар» А. Пароняна, Москва, Московская армянская театральная мастерская, 1927; «Хатабала» Г. Сундукяна, Москва, Московская армянская театральная мастерская, 1928; «Восточный дантист» А. Пароняна, Москва, Московская армянская театральная мастерская, 1928; «Дело чести» Ив. Микитенко (совместно с Н. Рахмановым; 3-й и 4-й акты — А. Хачатурян), Москва, Художественный театр 2-й, 1931; «Макбет» В. Шекспира, Ереван, Армянский драматический театр им. Г. Сундукяна, 1933; «Разоренный очаг» Г. Сундукяна, Москва, Московская армянская драматическая студия, 1935; «Большой день» В. Киршона, Москва, Центральный театр Красной Армии, 1937; «Баку» Н. Никитина, Ленинград, театр-студия под рук. С. Радлова, 1937; «Валенсианская вдова» Л one де Вега, Москва, Театр им. ~ Ленинского комсомола, 1940; «Маскарад» М. Лермонтова, Москва, Театр им. Е. Вахтангова, 1941; «Кремлевские куранты» Н. Погодина, Москва, Художественный театр им. М. Горького, 1942; «Глубокая разведка» А. Крона, Москва, Художественный театр им. М. Горького, 1943; «Последний день» В. Шкваркина, Москва, Театр им. Е. Вахтангова, 1945; «Сказка о правде» М. Алигер, Москва, ЦТСА (совместно с Н. Макаровой), 1946; «Южный узел» А. Первенцева, Москва, ЦТСА, 1947; «Илья Головин» С. Михалкова, Москва, Художественный театр им. М. Горького, 1949; «Ангел-хранитель из Небраски» А. Якобсона, Москва, Художественный театр им. М. Горького, 1953; «Весенний поток» Ю. Чепурина (музыка совм. с Н. Макаровой), Москва, ЦТСА, 1953; «Лермонтов» Б. Лавренева, Москва, Художественный театр им. М. Горького, 1954; «Макбет» В. Шекспира, Москва, Малый театр, 1955; «Король Лир» В. Шекспира, Москва, Театр им. Моссовета, 1958.

Музыка к кинофильмам. «Пепо», 1934; «Зангезур», 1938; «Сад», 1939; «Салават Юлаев», 1940; «Человек № 217», 1944; «Русский вопрос», 1947; «Владимир Ильич Ленин», док., 1948—49; «Сталинградская битва» (две серии), 1949; «У них есть родина», 1949; «Секретная миссия», 1950; «Адмирал Ушаков», 1953; «Корабли штурмуют бастионы», 1953; «Салтанат», 1955; «Отелло», 1955; «Костер бессмертия», 1955; «Поединок», 1957- «Люди и звери», 1962.

Песни. Более 50, в том числе Гимн Армянской ССР на слова А. Сармена, 1944.

Литературные работы. О грузинской музыке. «СМ», 1936, № 10; Большие задачи. «Литература и искусство», 1944, 25. III.; Величие нашей родины. «СИ», 1945, 10. V; Советский композитор. «Известия», 1947, 25.1; Памяти Н. Я. Мясковского. Вдохновенный мастер. «СИ», 1950, 15. VIII; Италия в эти дни. «СМ», 1951, № 3; -Бетховен. «Огонек», 1952, № 13; Как я понимаю народность в музыке. «СМ», 1952, № 5; Во главе человечества. «СМ>, 1953, № 9; О творческой смелости и вдохновении. «СМ», 1953, Кв 11; Работать неустанно. «СМ», 1954, № 1; Десятая симфония Д. Шостаковича. «СМ», 1954, № 3; Правда о советской музыке и советских композиторах. «СМ», 1954, № 4; Великий певец великого народа. «Труд», 1954, 30. V; Дмитрий Шостакович. «СК», 1954, 1. VI; Музыка фильма. «Искусство кино». 1955, № 11; Из воспоминаний. «СМ», 1956, № 5; Крупнейший композитор современности. «Известия», 1956, 26. XI; Великая забота партии о расцвете советской музыки. «Правда», 1958, 13. VI; Мысли о музыке. «МЖ», 1958, № 11; Радость творчества. «Правда», 1959, 3. V; За творческую дружбу, за музыкальный прогресс. «СМ», 1962, № 2; II. Я. Мясковский. «СМ», 1961, № 4; Счастье художника. «Культура и жизнь», 1962, № 7; С трибуны Третьего Всесоюзного с ьелдп композиторов. «СМ», 1962, № 7; Высокое призвание советских композитором. «МЖ»,
1963, № 8.

Литература. Хубов Г. Арам Хачатурян. М, 1939; Мартынов И. Арам Хачатурян. М.— Л., 1947; Ванслов В.Скрипичный концерт Арама Хачатуряна. М. - Л., 1951; Мартынов И. Арам Хачатурян. М., 1956; Шнеерсон Г, Две симфонии и три инструментальных концерта А. Хачатуряна, М, 1956; Асафьев Б. Пути развития советской музыки. Через прошлое к будущему (Три имени: С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян). Избранные труды, т. 5. М., 1957; Асафьев Б. Очерки об Армении (Очерк 7. А. Хачатурян). М., 1957; Шнеерсон Г. Арам Хачатурян. М., 1958; Глезер Р. Арам Хачатурян. М., 1959; Страженкова И. «Гаянэ» — балет А, Хичатуряна. М., 1959; «Спартак», балет в 4 актах (статья Г. Тигранова и краткое содержание балета), Л., 1960; Тигранов Г. Балеты Арама Хачатуряна. М., 1960; Шнеерсон Г. Арам Хачатурян. М., 1960; Карагюлян Э. Симфоническое творчество Арама Хачатуряна. Ереван, 1961; Xубов Г. Арам Хачатурян. М., 1962; Персон Д. Арам Хачатурян, М, 1963; Сб. «Арам Хачатурян. Жизнь и творчество». М., 1963; Хубов Г. Арам Хачатурян. М., 1967.


Нотография. Садовников Е. А. И. Хачатурян. М.р 1967.

1 2 3