Лауреаты Ленинской премии

Музыкальная литература

Г.Свиридов



Лауретаты музыкального и хореографического искусства СССР

 

И. Солодовникова
Георгий Свиридов

1 2 3

 

 

Музыкальная судьба поэтического наследия Маяковского была иной, но, пожалуй, не менее трудной, чем у Есенина. На протяжении десятилетий не раз обращались композиторы к его стихам, пытаясь перевести их на язык музыки, однако подлинно «во весь голос», щедро, властно зазвучал Маяковский только здесь, в «Патетической оратории». Больше того, как будто умножилась, удесятерилась сила стиха, когда подхватила и понесла его в мощном потоке своем музыка.

Так же, как для Маяковского, для Свиридова нет жизни, нет творчества вне современности. И наше время, наша эпоха в самом широком ее охвате и развороте— прошлое, настоящее, будущее — встает перед слушателями в оратории выдающегося советского композитора. Гулко и грозно, как пушечный залп, гремят удары оркестра, и точно приказ к бою, сурово и жестко звучит голос солиста («Левый марш»), «Левой, левой!»— возглашает певец, и мы слышим голос поэта-агитатора, «горлана-главаря, революцией мобилизованного и призванного».

Но оратория Свидирова — не только самая речь Маяковского. Это воплощение бунтарского духа поэта, его мечты, его упрямой и неколебимой веры в победу народа. Всякий раз композитор находит точные и убедительные интонации для каждой поэтической фразы, для каждого слова. Органично и естественно соединяются в «Патетической» декламационность, как будто «митинговость» музыкальной речи с лирическим распевом, с глубокой нежностью, которая всегда была присуща поэзии Маяковского. Нужно было только заметить ее, прочувствовать и передать!

Вспомним, какой задумчивый и ласковый образ вдруг возникает в четвертой части («Наша земля»), когда в оркестровом вступлении будто тихий, нежный пастуший рожок поет о неоглядных просторах Родины. Сколько глубокой сердечности в «Разговоре с товарищем Лениным». Только так — неспешно, раздумчиво — и мог, и должен был звучать этот разговор «не по службе, а по душе» с самым дорогим, близким человеком.

И вслед за беседой — как вывод, как итог — сверкающе-победное звучание финала!


Светить всегда,
Светить везде,
До дней последних донца,
Светить —
И никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
И Солнца!

«Для меня стихи Маяковского, так же, как и других наших прекрасных поэтов, есть неотъемлемая часть моего духовного мира — наряду с картинами Сурикова и Нестерова, музыкой Даргомыжского и Мусоргского, трагедиями Шекспира и романами Достоевского»,— говорит композитор. Хочется подчеркнуть в этом перечне имена Сурикова и Мусоргского. Это у них, великих русских мастеров, воспринял Свиридов умение видеть «в прошедшем настоящее», умение слиться со своим народом, его глазами взглянуть на мир, на большие события эпохи. На новом, современном этапе развития искусства Свиридов возрождает и продолжает это этически возвышенное направление русской классики.

Не так давно в концертах были исполнены новые сочинения Свиридова — вокальный цикл на стихи С. Есенина «Деревянная Русь», кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака, песни и романсы на слова Пушкина, Тютчева, Блока. Снова — как всегда! — обращается Свиридов к самому высокому поэтическому искусству, снова дает нам прочувствовать и ощутить глубинную и неразрывную связь художника со своим народом. И за каждым его созданием, какими бы разными они ни были по своему характеру, стоит то главное, что определяет все творчество замечательного советского музыканта, о чем, быть может, лучше всего сказал любимейший его поэт Сергей Есенин:

Любя твой день и ночи темноту,
Тебе, о Родина, сложил я песню ту.

1 2 3