И. Мартынов - Музыка Испании

Музыкальная литература



Первая советская монография об испанской музыке освещает основные этапы ее исторического развития, рассказывает о формах и жанрах испанского фольклора, о крупнейших мастерах музыкального возрождения Испании — Педреле, Альбенисе, Гранадосе, Мануэле де Фалья. Читатель узнает также о музыке республиканской Испании. Одна из глав книги посвящена произведениям русских и европейских композиторов на темы и сюжеты из жизни Испании.

 

 

Скачать книгу
И. Мартынов
Музыка Испании

"Советский композитор", 1977г.
(pdf 15.9 Мб)

Содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Испания — страна бурной исторической судьбы, воин и междуусобиц, в которых протекали десятилетия и даже века, что оказало огромное влияние на становление жизненного уклада и народного характера. В этих условиях складывались черты рыцарственности, смелого и гордого типа, запечатленного во многих произведениях искусства. И в то же время здесь утвердился монархический деспотизм в сочетании с сильным клерикальным гнетом — в Европе нигде не было такой жестокой и беспощадной инквизиции, как в Испании. Властители страны стремились к экспансии и расширили свое господство, включая Новый Свет, принесенный к стопам «католических королей» Христофором Колумбом. Сохраняя черты самобытности, испанцы усвоили немало у других народов, и особенно у арабов, — многовековая война не помешала воспринять от врагов многое, да и сами пришельцы оставили по себе память в замечательных архитектурных сооружениях, в испанском языке и музыке.

Как бы то ни было, замкнутость, обособленность чувствовались в Испании чуть ли не до конца XIX века. Стена Пиренеев надежно отъединяла их от Европы, даже от ближайшей соседки — Франции. Правда, Каталония и Прованс всегда имели разнообразные и очень прочные связи, но в целом страна во многом отличалась от Европы.

Можно привести множество свидетельств очевидцев. Среди них — Боткина, посетившего Испанию в 40-х годах прошлого века (почти в то же время, что и Глинка), оставленное потомкам в путевых очерках.
Таинственность и необычность Испании влекла писателей, художников и композиторов разных стран в поисках сюжетов, образов, красок. Так возникали прекрасные произведения искусства, полные романтизма, подчас далекие от реальности из-за отсутствия непосредственных представлений о стране. Художественная испанистика явилась чем-то единственным в своем роде — ни одна другая европейская страна не стала предметом столь пристального внимания иноземных поэтов и музыкантов.
Это один из парадоксов, которыми так богата история испанской культуры. В стране имелись все предпосылки для возникновения большого и самобытного искусства, больше того — оно действительно было создано Сервантесом, Кальдероном и Лопе де Вега, Эль Греко, Веласкесом и Мурильо, чьи имена известны всему миру. Но что касается музыки, давшей в XVI веке Викторию, Моралеса и Кабесона—композиторов, стоявших на уровне лучших достижений эпохи, то она не вышла по-настоящему на европейскую арену. Вплоть до конца XIX столетия Испания была представлена за рубежом не столько композиторами, сколько исполнителями и фольклором. Казалось, что композиторы разных стран говорили об Испании убедительнее, чем ее собственные.

Чары испанского фольклора увлекали многих — от Глинки до Дебюсси и Равеля, сумевших глубоко проникнуть в его сущность. Их произведения во многом послужили примером для деятелей испанского музыкального возрождения. Испанское в творчестве ряда зарубежных композиторов, во многом обогатив традиции музыкальной культуры страны, стало, таким образом, неотъемлемой частью этой культуры.
Так создавались специфические условия для развития испанской музыки нового времени, когда в ней появились композиторы, получившие широкое зарубежное признание, — Альбенис, Гранадос, М. де Фалья. Их деятельность открывала широкие перспективы для дальнейшего роста прогрессивных национально-демократических традиций, но общая обстановка, сложившаяся в европейском искусстве XX столетия, и в особенности трагические события второй половины 30-х годов, поставили непреодолимую преграду.

Возрождение испанской музыки во многом отличалось от аналогичных явлений в других европейских странах. Понять это можно лишь ознакомившись с главными жанрами и формами фольклора Испании и проследив, хотя бы вкратце, историческую эволюцию ее музыкального искусства. И, наконец, необходимо коснуться проблем европейской музыкальной испанистики. Все это существенно необходимо в монографии, посвященной в основном музыке XX века.
Еще одно. Печать «особости» лежит и на новой испанской музыке. Ее нелегко понять по-настоящему при всей кажущейся простоте, которая воспринимается подчас как наивная фольклорность. Общие эталоны здесь неприменимы: трудно сравнивать, скажем, Испанский танец Гранадоса с близким ему по жанру Венгерским танцем Брамса. Надо вслушиваться в испанскую музыку без всякой предвзятости и без преднамеренных аналогий. Надо преодолевать соблазны экзотического восприятия, подойти к ней как к глубоко своеобразному явлению, о котором не следует судить по эстетическим критериям других культур.
Здесь любители часто оказываются более чуткими, чем профессионалы, — об этом говорит успех, которым неизменно пользуется испанская музыка в широких кругах, воспринимающих её непосредственно. Интерес к ней и к ее истории возрастает, о чем говорят и работы советских музыковедов, посвященные композиторам Испании. Правда, наша музыкальная испанистика пока еще невелика по количеству названий, но в ней можно найти ряд важных суждений, по-новому освещающих то, о чем можно прочесть в трудах зарубежных музыковедов.

Богатейшее наследие испанского музыкального возрождения, которым были ознаменованы первые десятилетия нашего века, и составляет главное содержание этой книги. Мысль о ней зародилась под непосредственным впечатлением от творчества испанских композиторов, от испанской живописи, литературы и архитектуры и самой страны, привлекающей каждого суровой и нежной красотой, необычностью народного характера, сохранившего свои лучшие черты и в годы тяжелых испытаний. Все это полно глубокого своеобразия и красоты. И если книга введет читателя в круг образов испанской музыки, то автор сочтет задачу выполненной.

Скачать книгу Скачать книгу