Е. Матутите - Песня и время

Музыкальная литература



Трудно себе представить человека, не знающего ни одной песни. Лирические, трудовые, бытовые, исторические. Их пели наши прадеды и деды, наши отцы и матери. Их любят петь и слушать наши современники.
Читатель познакомится с тем, как складывалась советская песня, как осваивала она современную тематику, как отражала образы новых героев. В книге воссоздана летопись советское массовой песни, выделены основные этапы ее развития, показана связь этого жанра с историей нашей страны.
Читатель найдет в ней сведения о специфике жанра, о границах тематики, о выразительных средствах и проблемах мастерства.
Книга предназначена для слушателей университетов культуры и всех интересующихся музыкальным искусством.

 

 

Скачать книгу
Е.А. Матутите
Песня и время

(о советской массовой песне)
"Знание", 1977г.
(pdf 3 Мб)

содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ

Песня играет огромную роль в жизни каждого из нас. Она сплачивает, зовет к подвигу, пленяет лиризмом и слаженностью, заражает весельем, передает волнующее чувство общения. Песня, как ни один музыкальный жанр, мобилизует человека, формирует его мировоззрение, помогает ему преодолевать трудности.

Песня родилась в глубине веков, в народе. Она —родоначальница музыкальной культуры. «Если хотите, — писал Ромен Роллан, — дать себе отчет о музыкальной индивидуальности какого-нибудь народа, о том, что в нем есть самого сокровенного, то лучший способ — изучить его народные песни».
Подумаем над этим суждением Р. Роллана. Народные песни — крестьянские, рабочие, революционные — мы оцениваем не только как обычные музыкальные сочинения. Они запечатлели историю народа, его борьбу, его думы и переживания, В этом смысле говорят о живой летописи народа, воплощенной в песне.
Сражающаяся песня. Она звучала на баррикадах Парижа, в рядах красной конницы, вдохновляла интернациональные отряды, воюющие в Испании. С песней встречали победный май 1945 года, боролись за независимость колоний, за мир и свободу. С нею на устах погибали казнимые чилийские патриоты.
Песня отражает дух времени. Она непосредственно связана с жизнью, с реальными событиями повседневности. Нередко в основе песни лежат конкретные факты, действительные судьбы людей. Например, матрос Железняк, воспетый в известном произведении, это не вымышленная фигура. Своего прототипа имеет также персонаж песни «Орленок». Солдаты, погибшие на безымянной высоте, это не придуманные герои. Так же как и тракторист, спасающий горящий хлеб. А песни о первом космонавте, о первопроходцах, о геологах, о строителях! Все это звонкая летопись современности.
«Нам песня строить и жить помогает». Строчки эти, написанные поэтом В. Лебедевым-Кумачом, стали крылатыми. На них ссылается газета «Правда», подчеркивая признание большой общественной роли самого массового жанра искусства. «Революционная песня, — пишет газета, — звучала на первых маевках, баррикадах классовых битв, на фронтах гражданской войны. Ее наследница— новая советская песня — была с теми, кто строил города и заводы, поднимал колхозную целину, сражался с фашистскими захватчиками. Сегодня лучшие произведения композиторов-песенников помогают советским людям созидать, делать жизнь интереснее, духовно богаче».
Действительно советская песня запечатлела эпоху социалистической революции, героические годы созидания, исторические судьбы нашей страны. С песнями боевого, гражданского накала наше старшее поколение шло на стройки, в огонь войны, шагало по жизни в напряженные дни борьбы с разрухой. Песни патриотического звучания отражают главное, чем живут сегодня труженики Страны Советов. Их подхватывают и поют миллионы людей. Поэтому рассказ о советской массовой песне — это рассказ и о славной летописи народа.

От «Марша Буденного» Дмитрия Покрасса, который распевали в теплушках комсомольцы гражданской войны, до «Песни о тревожной молодости» А. Пахмутовой, звучащей в палатках комсомольцев-целинников, от песен о строителях Комсомольска до произведений о героях Байкало-Амурской магистрали—одна большая непрерывная нить искусства высоких гражданских, патриотических чувств.
Наша страна гордится богатыми традициями советской песни. Вызванная к жизни Великим Октябрем как новый жанр профессионального музыкального искусства, советская песня явилась наиболее ярким выражением музыкального творчества революционных масс. Как особый вид художественного творчества массовая песня родилась и достигла небывалого расцвета в СССР. Социалистические условия создали исключительно благоприятную почву для развития этого музыкального жанра. Возникнув в революционные годы и пройдя с советским народом шестидесятилетний путь борьбы и побед, советская песня завоевала любовь и признание в наше стране и далеко за ее пределами.
Лучшие произведения советского песенного искусства отражают высокие мысли, значительные события, чувства и переживания советских людей. Они воспевают любовь и преданность социалистической Родине, Коммунистической партии, славят бессмертных участников освободительной борьбы народов, рассказывают о героизме воинов, выражают любовь к труду, бодрость и оптимизм, богатый мир внутренних настроении
«Талантливое произведение литературы или искусства, — говорил в Отчете ЦК XXV съезду КПСС Л.И. Брежнев, — это национальное достояние. Мы хорошо знаем, что художественное слово, переливы красок, выразительность камня, гармония звуков вдохновляют современников и передают потомкам память сердца и души о нашем поколении, о нашем времени, его треволнениях и свершениях».
Что же придает песне силу и очарование? Какой она должна быть? Как рождаются произведения, которым суждено радовать и воодушевлять людей?

Любители искусства знают, что нельзя разобраться в сложном музыкальном сочинении, например, в оратории, опере или симфонии, если не располагаешь нужными сведениями о специфике жанра, о круге образов и сюжетов, о выразительных средствах и особенностях данной формы музыкального творчества. Иное дело — песня. Здесь все кажется ясным с самого начала. Есть стихотворный текст, отражающий содержание. А мелодия, если хороша, сразу впечатляет и запоминается.
Но такое представление во многом неточно. Чтобы оценить песню и понять ее, нужна определенная культура восприятия, известный навык. Поэтому ошибочно думать, будто хорошая песня — это обязательно та, которая нравится лично вам. Ведь она могла покорить вас тем, что «совпала» с какими-то вашими переживаниями, напомнила о каком-то эпизоде вашей жизни. Песня создает насыщенный мир ассоциаций. Но вот проходит время, и эта мелодия уже больше не трогает вас. Что-то изменилось в вашем внутреннем мире: ушло воспоминание, вы стали духовно богаче.

Хорошая песня — это не обязательно также именно та, которую поют многие. Популярность не следует путать с модой. Было время, когда широкую известность приобрела трогательная песня «Пара гнедых». Но мало кто помнит ее сейчас. Или, например, «Ландыши». Когда-то действительно казалось, будто песенный быт заполнен этим мотивом. Незатейливая ситуация свидания, робость чувства, «обозначенного» скромным букетиком цветов, которые хотя и не пышные розы, не тюльпаны н не лилии, но зато «такие милые» — вот, пожалуй, и все. Но многие приняли эмоциональную бедность за недосказанность, сентиментальность за лиризм, простоту за подлинность и достоверность.

Трудно себе представить человека, не знающего ни одной песни. Лирические, трудовые, бытовые, исторические. Их пели наши прадеды и деды, наши отцы и матери. Их любят петь и слушать наши современники. У каждого из нас есть свои любимые песни. Есть среди них «самые заветные». Есть, вероятно, и такие, которые никогда не удается допеть до конца. То выпала из памяти строчка куплета, то по причудливой ассоциации зазвучала неожиданно другая мелодия. Но интерес к песне не гаснет никогда.
Не раз говорилось о том, что песня первой принимает на себя впечатления окружающего мира, первой идет на штурм новых тем, новых образов. Она постоянно развивается, по-прежнему сохраняя в лучших своих достижениях черты самобытности, патриотическую направленность и демократизм.
Наше искусство обращено к широким массам, призвано отражать не только их жизнь, но и свойственное им мировоззрение, понимание нравственных ценностей. Поэтому разговор о песне закономерно вводит нас в сферу размышлений о специфике жанра, о границах тематики, о выразительных средствах и проблемах мастерства. Этот жанр необычен. Он — легкий и трудный, давний и сегодняшний, нестареющий и сиюминутный, лирический и гневный, авторский и безымянный, ибо некоторые произведения, созданные композитором, становятся подлинно народными.
Профессиональных музыкантов и вас, любители искусства, волнуют не только вопросы технологии творчества. В оценке того или иного произведения важно обратить внимание не только на узкотехнические особенности песенного творчества, но и на гражданские, этические и эстетические вопросы. В этом отношении немалый интерес представляет личность композитора, который обращает свое творение к широкому кругу слушателей.

Эта книга задумана как научно-популярный очерк, в котором раскрыты общественно-историческая значимость, пути и тенденции развития советской современной песни. Автор стремится проследить основные этапы становления этого жанра, отразить творчество трех поколений советских композиторов. Основное внимание при этом уделяется русской советской песне. Богатое песенное творчество братских народов СССР — это самостоятельная проблема, требующая специального исследования.
Хорошая песня, красивая мелодия, по-своему выражающая высокие человеческие чувства, обладает удивительным свойством: идут года, а она не стареет, сохраняя способность трогать струны человеческого сердца, вызывать душевный трепет у слушателей.
Наш современник хочет найти в необычайно пестром музыкальном мире такую музыку, которая волнует, оказывает влияние на весь внутренний склад человека, оставляет глубокий след в душе, помогает пониманию жизни. Вступим же в мир советской массовой песни. Войдем в лабораторию композитора. Проследим за поэтической строкой. Поразмыслим над особенностями жанра. Воскресим в памяти любимые мелодии.

Скачать книгу Скачать книгу