Е. Матутите - Песня и время

 



Ноты к песням, литература, книги, пособия по музыке

 

ШУТОЧНО-САТИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

 

 

Иногда лирическая интонация в той или иной песне приобретает веселый, шуточный характер. Порою герой произведения иронизирует над своими поступками, вздыхает по поводу собственных «страданий». Композитор стремится вызвать улыбку, передать озорное настроение. Зачастую используются также в этих случаях пародийные приемы, позволяющие подчеркнуть несоответствие жизненного поведения человека его облику или производимому впечатлению. Разумеется, ирония подчас может носить едкий, сатирический характер.

Песни этого жанра, как правило, близки к фольклорной основе. Например, композитор А. Новиков в своих песнях опирался на задорную деревенскую частушку. Именно ритмические и интонационные обороты частушки с ее лукавством, мягким юмором ощутимы в таких песнях В. Захарова, как «Будьте здоровы», «Вышли девушки весною на лужок» и другие.
Советский музыковед А. Сохор отмечает, что в творчестве В. Захарова ощутима тенденция к усилению внешней характерности, пародийности. Эти признаки проявляются даже в хоровых произведениях композитора: «На перекрестке» (слова М. Исаковского), в которой тонко, легкими штрихами намечена звукоизобразительность, «Ходят двое» (слова Л. Ошанина) с элементами инсценировки, содержащей в себе и комический эффект, в «Черемухе» (слова М. Исаковского), в которой есть намек на пародию. Эти элементы театрализации взяты из арсенала выразительных средств русской народной песни-пляски, песни-игры, частушки.
Во время войны весьма популярны были шуточные песни: «Самовары-самопалы», «Вася-Василек» А. Новикова, «Есть на севере хороший городок» Т. Хренникова, «Партизанская борода» Л. Бакалова, «Про Катюшу» В. Захарова.
Лирические песни, особенно сочинения о любви, часто носят нежно-задумчивый, танцевальный характер. Естественно, некоторые из них приобретают шутливый оттенок. Это относится, например, к песням Л. Лядовой. Помните, например, ее песню об агрономе, который рассуждая с девушкой об урожае, о севообороте, не замечает ее нежности.
Озорные и шутливые песни есть у многих композиторов, например, у Н. Богословского, А. Лепина, А. Колкера, Р. Лагидзе, Е. Птичкина, Р. Амирханяна. Вот, в частности, песня А. Пахмутовой «Ну, погоди!» (слова Н. Добронравова), Вряд ли нужно объяснять, каким сюжетом навеяно это произведение. Мелодия песни стремительна, озорна.

Ты — снегопад, ты — наводненье, Весенний гром средь бела дня. Была со мной одной мгновенье — И. улетела от меня.
В музыке припева есть элементы изящной пародии.

Ну, погляди в глаза судьбе своей.
Ну, не тверди опять: «Скорей, скорей!»
Ну, погоди! Ну, погоди!
Я не сдаюсь на полпути.
Ну, погоди! Ну, погоди!
Тебе от счастья не уйти!

Мотив «погони» иронически сопоставлен здесь с темой «возмездия». Но вместо расправы обещается любовь: «от счастья не уйти!»
Широкую популярность приобрела музыка Г. Гладкова к мультфильму «Бременские музыканты». Какой каскад неназойливых, едва заметных пародийных приемов! То на походную солдатскую песню, то на инфантильность лирического воздыхания, то на жгучую страсть цыганского романса. Несомненно, этим песням присуща улыбка, танцевальная пластика, театральность.

Элементы фарса и пародии хорошо передает музыка А. Зацепина к кинофильмам «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница». В первом кинофильме звучит, например, мелодически яркая песня о злосчастном острове (в фильме ее поет артист А. Миронов). Другое сочинение из этого фильма — «Песня про зайцев». Она известна и под другим названием «А нам все равно». Сколько озорства, смешной удали в этой песне!
Давно подмечено, что юмор — признак душевного здоровья. Разнообразие шутливых, задорных, лукавых и оптимистических произведений говорит о жизнелюбии и жизнерадостности советских людей. Жанровое многообразие советского песенного искусства поистине неистощимо. Оно создает широкий простор для творчества и исканий.