Е. Матутите - Песня и время

 



Ноты к песням, литература, книги, пособия по музыке

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Советская массовая песня — новый жанр музыкального искусства, возникший в нашей стране после Великого Октября. Вобрав в себя воодушевляющую силу революции, песня на протяжении своей истории выполняла мобилизующую миссию, отражая важнейшие события в жизни советского народа. Она стала звонкой летописью величайшего процесса современности — социалистического преобразования нашего общества.

Советская массовая песня прочно опирается на замечательные традиции народного песенного творчества. Ее истоки — русская крестьянская песня, бытовой городской романс и частушка. В рождении нового искусства выдающаяся роль выпала на долю революционной песенности. Именно она внесла в музыкальный фольклор героический пафос, новый строй художественных образов.
своих истоков, как и ныне, песня наших дней была явлением сложным, разнохарактерным. Освоив революционную песенность, она знаменовала начало качественно нового—процесса. Песня впитала в себя различные интонационно-жанровые пласты — все слои крестьянского, городского и солдатского фольклора, все разновидности романса, эстрадных куплетов, частушек. Эта чуткость к разным интонациям была продиктована революционными задачами перестройки музыкального быта, поисками массовости, потребностью в дифференцированном влиянии на все социальные группы и слои нарождающегося нового общества. И сегодня эта социальная отзывчивость проявляется в богатом спектре общественно-тематических разновидностей песни: трудовые, сельские, молодежные, армейские, детские и другие.
Советская массовая песня активно впитывала в себя новые интонации, чутко реагируя на великие события современной эпохи. «Песенные жанры мужали в острой борьбе противоположных тенденций,— отмечает А. Пахмутова,— в борьбе за умножение и творческое развитие традиций — прежде всего великих традиций отечественной песенной классики, но также и замечательных традиций мировой демократической культуры. Советская песня оказала огромное влияние на музыкальное революционное творчество других народов. Она приобрела интернациональное значение, раскрыв пути и средства, тенденции и особенности прогрессивного музыкального искусствa.

Советское песенное искусство развивалось в сочетании с опытом и теми творческими достижениями, которыми богата мировая прогрессивная революционная культура. Это злободневные пьесы с вставными номерами— зонгами (песенками, балладами), которые писал немецкий композитор и дирижер Курт Вейль. Это марши немецкого композитора и общественного деятеля Ханса Эйслера. Это антифашистские песни испанских республиканцев. Это мелодии французского Сопротивления. Это мужественные напевы победившей Кубы, борющегося народа Чили, героические песни Греции и Португалии, гимны протеста, звучащие на улицах Италии и США.
Но речь идет не о «собирании» интонаций, удачных черт и т. д., а об органическом сплаве, который порождает специфические процессы. Песня наших дней — это качественно новый в истории мирового песенного искусства жанр. Унаследовав лучшие достижения песенной культуры, вобрав в себя все ценное, что дала наша эпоха, этот жанр сформировался в условиях возникновения новой исторической общности — советского народа. Ныне пеоня стала неотъемлемой частью всей нашей жизни. Она не только поэтическое обозначение, но и реальное проявление героики современной эпохи — революционной борьбы, романтики, коммунистического строительства.
Выступая на торжественном заседании в Алма-Ате, посвященном 20-летию освоения целины, Л. И. Брежнев говорил: «Были и шумные встречи новоселов, и новые песни, которые рождались в самом кипении жизни, и романтика подвига, и настоящий азарт первооткрывателей».
Песни, которые рождаются в самом кипении жизни. Они звучат на новостройках, в космическом корабле, в геологической партии, в туристском походе, на студенческой стройке, на таежной трассе. Песни слышны на стоянках геологических, географических и геодезических отрядов на дальних и ближних зимовьях, в палаточном городке и в купе поездов транзитных маршрутов.
Песни наших дней отражают великие события современной эпохи — освоение целины, жизнь комсомольских ударных строек, создание новых заводов, гидростанций, полеты в космос,. Героями песен стали строители, сталевары, агрономы, чабаны, полярники, монтажники, оленеводы,
Песня в нашей стране превратилась в серьезное общественно-политическое явление. Произведения о Родине, о претворении ленинских заветов в реальность великих дел, о России прошлого и настоящего, о стремительном движении к коммунистическому идеалу определяют сегодня облик массовой советской песни.

Многие мелодии, созданные советскими композиторами, стали позывными радио. Они ежедневно звучат в эфире, поэтически обозначая передовые идеалы времени. «Песня о Родине»» И. Дунаевского (слова В. Лебедева-Кумача) родилась в те дни, когда обсуждался проект Конституции СССР (1936). Она превратилась в музыкальную декларацию прав советского человека.
Путешествуя по шкале диапазонов эфира, мы можем услышать позывные Ленинграда (музыкальная фраза «Город над вольной Невой» из «Вечерней песни» В. Соловьева-Седого), голос Брянщины доносит мелодия песни С. Каца «Шумел сурово Брянский лес», которая напоминает о подвигах партизан в годы Великой Отечественной войны.
Позывные городов, расположенных на Волге,— тоже строчки из популярных песен. Программы радиостанции города Калинина начинаются музыкальной фразой песни М. Фрадкина «Течет Волга». «Сормовская лирическая», написанная в 1949 году Б. Мокроусовым (слова Е. Долматовского), ныне служит сигналом города Горького. Песня В. Левашова «Над Ульяновском вечер ласковый» — своеобразная визитная карточка города на Волге. Волгоград просыпается под звуки песни М. Фрадкина «Стоит исполин величавый». Свердловск приглашает гостей напевом Е. Родыгина «Если вы не бывали в Свердловске». Позывные радио — это перекличка возвышенных чувств и идеалов, присущих нашему обществу. Советская массовая песня завоевала любовь и признание не только в нашей стране, но и во всем мире. «Песня о Родине» переведена па все языки мира. Во многих странах популярны песни «Хотят ли русские войны», «Если бы парни всей земли», «Нежность» и другие. г Во всех уголках Земли люди, слушая наши песни, размышляют о том, как живет советский человек, как борется он за новую жизнь, за коммунистическое будущее.

«Вдумываясь в колоссальный международный резонанс советской песни,— говорил на V съезде композиторов СССР Т. Н. Хренников,— невольно вспоминаешь ленинскую характеристику «Интернационала» — пропаганда социализма посредством песни».
Сегодня советская песня действительно раскрывает демократический, социалистический идеал, активно пропагандирует советский образ жизни, ценности и устремления нашего народа. Трудно переоценить значение песни в идейно-эстетичеоком воспитании людей, в формировании у них чувства патриотизма, интернационального сознания. У нас богатые песенные традиции, немало талантливых мастеров, чьи произведения стали неразлучными спутниками миллионов.
Многообразно песенное творчество советских композиторов. Здесь и массовые песни, и концертные произведения, и хоровые сочинения. Большой вклад в песенное хоровое творчество внесли композиторы Прибалтийских республик — Литвы, Латвии, Эстонии — А. Жилинский и В. Оякяэр, Т. Макачинас и Г. Горбульскис, композиторы Грузии, Армении, Украины, Белоруссии.
Любители музыки ждут от композиторов новых песен. Они понимают, что этот жанр ^требует особой взволнованности, эмоционального отклика. «Как мне сделать, чтобы свою песню передать вам в ладони,— пишет поэт Расул Гамзатов в своей книге «Мой Дагестан»,— как живую трепетную птицу, чтобы моя песня наполнила ваши сердца без спросу и предупреждения, как наполняет сердце любовь?»
Неуклонное движение нашего общества по пути к коммунизму характеризуется животворным процессом в области художественной культуры, повышением ее роли в духовной жизни широких масс. За последние годы появились новые произведения, которые затрагивают коренные проблемы развития страны, то важное и существенное в общественной жизни, что стало частью личных судеб советских людей.
Советские песни проникнуты оптимизмом и жизнеутверждающими коммунистическими идеями, играют большую идейно-воспитательную роль, развивают в советском человеке качества строителя нового мира. Они служат источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражают их волю, чувства и мысли, служат средством их идейного обогащения и нравственного воспитания.

Искусство социалистического реализма тем и сильно, что оно, по существу, не обходит ни одной грани общественной деятельности, стремится показать современника в многообразии его трудовой и общественной активности, связей с окружающим миром, во всем богатстве духовных проявлений. Это подлинно гуманистическое искусство, ибо оно утверждает в человеческой личности ее лучшие качества, черты коммунистической нравственности, способствует воспитанию советских патриотов и интернационалистов, борцов за светлое будущее.
Советские люди ждут от поэтов и композиторов новых вдохновенных песен, доставляющих истинную радость миллионам, песен—помощниц в нашем коммунистическом созидании.