Советская массовая песня — новый жанр музыкального искусства, возникший в нашей стране после Великого Октября. Вобрав в себя воодушевляющую силу революции, песня на протяжении своей истории выполняла мобилизующую миссию, отражая важнейшие события в жизни советского народа. Она стала звонкой летописью величайшего процесса современности — социалистического преобразования нашего общества.
Советская массовая песня прочно опирается на замечательные традиции народного
песенного творчества. Ее истоки — русская крестьянская
песня, бытовой городской романс и
частушка. В рождении нового искусства выдающаяся роль выпала на долю революционной
песенности. Именно она внесла в музыкальный фольклор героический пафос,
новый строй художественных образов.
своих истоков, как и ныне, песня наших дней была явлением сложным, разнохарактерным.
Освоив революционную песенность, она знаменовала начало качественно нового—процесса.
Песня впитала в себя различные интонационно-жанровые пласты — все слои
крестьянского, городского и солдатского фольклора, все разновидности романса,
эстрадных куплетов, частушек. Эта
чуткость к разным интонациям была продиктована революционными задачами
перестройки музыкального быта, поисками массовости, потребностью в дифференцированном
влиянии на все социальные группы и слои нарождающегося нового общества.
И сегодня эта социальная отзывчивость проявляется в богатом спектре общественно-тематических
разновидностей песни: трудовые, сельские, молодежные, армейские, детские
и другие.
Советская массовая песня активно впитывала в
себя новые интонации, чутко реагируя на великие события современной эпохи.
«Песенные жанры мужали в острой борьбе противоположных тенденций,— отмечает
А. Пахмутова,— в борьбе за умножение и творческое развитие традиций —
прежде всего великих традиций отечественной песенной классики, но также
и замечательных традиций мировой демократической культуры. Советская песня
оказала огромное влияние на музыкальное революционное творчество других
народов. Она приобрела интернациональное значение, раскрыв пути и средства,
тенденции и особенности прогрессивного музыкального искусствa.
Советское песенное искусство развивалось в сочетании с опытом и теми творческими
достижениями, которыми богата мировая прогрессивная революционная культура.
Это злободневные пьесы с вставными номерами— зонгами (песенками, балладами),
которые писал немецкий композитор и дирижер Курт Вейль. Это марши немецкого
композитора и общественного деятеля Ханса Эйслера. Это антифашистские
песни испанских республиканцев. Это мелодии французского Сопротивления.
Это мужественные напевы победившей Кубы, борющегося народа Чили, героические
песни Греции и Португалии, гимны протеста, звучащие на улицах Италии и
США.
Но речь идет не о «собирании» интонаций, удачных черт и т. д., а об органическом
сплаве, который порождает специфические процессы. Песня наших дней — это
качественно новый в истории мирового песенного искусства жанр. Унаследовав
лучшие достижения песенной культуры, вобрав в себя все ценное, что дала
наша эпоха, этот жанр сформировался в условиях возникновения новой исторической
общности — советского народа. Ныне пеоня стала неотъемлемой частью всей
нашей жизни. Она не только поэтическое обозначение, но и реальное проявление
героики современной эпохи — революционной борьбы, романтики, коммунистического
строительства.
Выступая на торжественном заседании в Алма-Ате, посвященном 20-летию освоения
целины, Л. И. Брежнев говорил: «Были и шумные встречи новоселов, и новые
песни, которые рождались в самом кипении жизни, и романтика подвига, и
настоящий азарт первооткрывателей».
Песни, которые рождаются в самом кипении жизни. Они звучат на новостройках,
в космическом корабле, в геологической партии, в туристском походе, на
студенческой стройке, на таежной трассе. Песни слышны на стоянках геологических,
географических и геодезических отрядов на дальних и ближних зимовьях,
в палаточном городке и в купе поездов транзитных маршрутов.
Песни наших дней отражают великие события современной эпохи — освоение
целины, жизнь комсомольских ударных строек, создание новых заводов, гидростанций,
полеты в космос,. Героями песен стали строители, сталевары, агрономы,
чабаны, полярники, монтажники, оленеводы,
Песня в нашей стране превратилась в серьезное общественно-политическое
явление. Произведения о Родине, о претворении ленинских заветов в реальность
великих дел, о России прошлого и настоящего, о стремительном движении
к коммунистическому идеалу определяют сегодня облик массовой советской
песни.
Многие мелодии, созданные советскими композиторами, стали позывными радио.
Они ежедневно звучат в эфире, поэтически обозначая передовые идеалы времени.
«Песня о Родине»» И. Дунаевского (слова В. Лебедева-Кумача) родилась в
те дни, когда обсуждался проект Конституции СССР (1936). Она превратилась
в музыкальную декларацию прав советского человека.
Путешествуя по шкале диапазонов эфира, мы можем услышать позывные Ленинграда
(музыкальная фраза «Город над вольной Невой» из «Вечерней песни» В. Соловьева-Седого),
голос Брянщины доносит мелодия песни С. Каца «Шумел сурово Брянский лес»,
которая напоминает о подвигах партизан в годы Великой Отечественной войны.
Позывные городов, расположенных на Волге,— тоже строчки из популярных
песен. Программы радиостанции города Калинина начинаются музыкальной фразой
песни М. Фрадкина «Течет Волга». «Сормовская лирическая», написанная в
1949 году Б. Мокроусовым (слова Е. Долматовского), ныне служит сигналом
города Горького. Песня В. Левашова «Над Ульяновском вечер ласковый» —
своеобразная визитная карточка города на Волге. Волгоград просыпается
под звуки песни М. Фрадкина «Стоит исполин величавый». Свердловск приглашает
гостей напевом Е. Родыгина «Если вы не бывали в Свердловске». Позывные
радио — это перекличка возвышенных чувств и идеалов, присущих нашему обществу.
Советская массовая песня завоевала любовь и признание не только в нашей
стране, но и во всем мире. «Песня о Родине» переведена па все языки мира.
Во многих странах популярны песни «Хотят ли русские войны», «Если бы парни
всей земли», «Нежность» и другие. г Во всех уголках Земли люди, слушая
наши песни, размышляют о том, как живет советский человек, как борется
он за новую жизнь, за коммунистическое будущее.
«Вдумываясь в колоссальный международный резонанс советской песни,— говорил
на V съезде композиторов СССР Т. Н. Хренников,— невольно вспоминаешь ленинскую
характеристику «Интернационала» — пропаганда социализма посредством песни».
Сегодня советская песня действительно раскрывает демократический, социалистический
идеал, активно пропагандирует советский образ жизни, ценности и устремления
нашего народа. Трудно переоценить значение песни в идейно-эстетичеоком
воспитании людей, в формировании у них чувства патриотизма, интернационального
сознания. У нас богатые песенные традиции, немало талантливых мастеров,
чьи произведения стали неразлучными спутниками миллионов.
Многообразно песенное творчество советских композиторов. Здесь и массовые
песни, и концертные произведения, и хоровые сочинения. Большой вклад в
песенное хоровое творчество внесли композиторы Прибалтийских республик
— Литвы, Латвии, Эстонии — А. Жилинский и В. Оякяэр, Т. Макачинас и Г.
Горбульскис, композиторы Грузии, Армении, Украины, Белоруссии.
Любители музыки ждут от композиторов новых песен. Они понимают, что этот
жанр ^требует особой взволнованности, эмоционального отклика. «Как мне
сделать, чтобы свою песню передать вам в ладони,— пишет поэт Расул Гамзатов
в своей книге «Мой Дагестан»,— как живую трепетную птицу, чтобы моя песня
наполнила ваши сердца без спросу и предупреждения, как наполняет сердце
любовь?»
Неуклонное движение нашего общества по пути к коммунизму характеризуется
животворным процессом в области художественной культуры, повышением ее
роли в духовной жизни широких масс. За последние годы появились новые
произведения, которые затрагивают коренные проблемы развития страны, то
важное и существенное в общественной жизни, что стало частью личных судеб
советских людей.
Советские песни проникнуты оптимизмом и жизнеутверждающими коммунистическими
идеями, играют большую идейно-воспитательную роль, развивают в советском
человеке качества строителя нового мира. Они служат источником радости
и вдохновения для миллионов людей, выражают их волю, чувства и мысли,
служат средством их идейного обогащения и нравственного воспитания.
Искусство социалистического реализма тем и сильно, что оно, по существу,
не обходит ни одной грани общественной деятельности, стремится показать
современника в многообразии его трудовой и общественной активности, связей
с окружающим миром, во всем богатстве духовных проявлений. Это подлинно
гуманистическое искусство, ибо оно утверждает в человеческой личности
ее лучшие качества, черты коммунистической нравственности, способствует
воспитанию советских патриотов и интернационалистов, борцов за светлое
будущее.
Советские люди ждут от поэтов и композиторов новых вдохновенных песен,
доставляющих истинную радость миллионам, песен—помощниц
в нашем коммунистическом созидании.