Е. Матутите - Песня и время

 



Ноты к песням, литература, книги, пособия по музыке

 

В БОРЬБЕ ЗА МИР И ТРУД

 

 

В послевоенные годы песенное искусство не просто вернуло себе темы, которые звучали в предыдущие мирные десятилетия. Жизнь многообразна, поэтому песня откликнулась на общественные проблемы, продиктованные временем. В творчество советских композиторов входили новые темы: прославление подвига народа, сокрушившего фашизм, борьба за мир, возвращение к труду.
Несомненно, в целом послевоенное десятилетие явилось еще одним шагом вперед в развитии песенного творчества. Однако становление жанра — процесс не одноплановый и не однолинейный. Наряду с несомненными удачами в освоении новой тематики и выразительных средств в этот период проявились общие для ряда жанров советской музыки трудности. В их числе — опасность унификации стиля и творческих приемов, недооценка лирики, тенденция к «казенной» парадности.

В послевоенные годы по-прежнему завоевывают популярность песни В. Соловьева-Седого. Появляются его студенческие, походные, дорожные песни, жизнерадостные марши, юмористические куплеты, лирические романсы. Среди них — «Подмосковные вечера», «В путь», «Марш нахимовцев», «Версты», «Если бы парни всей земли». Эти произведения композитора отмечены в 1959 году Ленинской премией.
Особенно широкую популярность заслужила песня В. Соловьева-Седого «Подмосковные вечера». Она получила первую премию и большую золотую медаль на конкурсе песни VI Международного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. Завершая свой прощальный концерт в Москве после Первого конкурса имени Чайковского, американский пианист Ван Клиберн подарил слушателям прекрасное инструментальное переложение песни. Произведение В. Соловьева-Седого знают теперь не только в нашей стране, но и во всем мире. Оно стало своеобразным музыкальным символом нашей жизни. Песня по-настоящему трогательна, несет в себе особый дар общительности, невольно вовлекая в стихию настроения, воплощенного в этом произведении. Начальная фраза этой песни стала теперь позывными московской радиостанции «Маяк».

Среди произведений Соловьева-Седого не забыта сегодня лирическая песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» из песенного цикла «Сказ о солдате» на слова А. Фатьянова:
Майскими холодными ночами, Отгремев закончились бои.
Композитор обладает способностью раскрыть высокие общественные темы без декламации, без ложной патетики. Вспомним песню «Далеко родные осины». Содержание ее шире традиционной формы интимной романсовости. Несмотря на использование простых средств выразительности, песня звучит в ритме вальса, композитор создает обобщенный образ Родины: «Но краше страны не нашли!»
Столь же разнохарактерным по тематике и жанровым признакам стало в послевоенные годы творчество М. Блантера. Он создал множество лирических, грустных и веселых песен, в том числе: «Лучше нету того цвету», «Пшеница золотая», «Летят перелетные птицы», «Черемуха», «Перед дальней дорогой».
Не правда ли, читатель, каждое название вызывает в памяти образ времени! Эти простые мелодии лишены даже намека на банальность, на ложную сентиментальность. Им присуща задушевность музыкальной речи, мелодическая широта, оригинальность замысла. Хотя некоторые сочинения М. Блантера в свое время справедливо критиковали за чрезмерную надрывность интонации (это относится, например, к песне «Грустные ивы»), в целом его творчество явилось весомым вкладом в музыкальное творчество тех лет.
В трактовке нового облика героя песни—демобилизованного «гвардии сержанта», друга-однополчанина, «отличного тракториста», девушек из рабочего поселка, комсомольца, борющегося за мир, — проявились черты времени. Чаще стали появляться произведения, в которых получил претворение творческий опыт, накопленный в военные годы в разработке собирательного обобщенного образа партии, народа, страны. Ряд удачных песен был посвящен дорогому всем нам человеку, великому вождю В. И. Ленину.
В конце 40-х годов прозвучала «Песня о Ленине» А. Холминова на слова Ю. Каменецкого. Мелодия этой песни льется плавно, достойно и величаво (соло баса). Благородная сдержанность несет в себе волнующую выразительность:
Ветви оделись листвою весенней, И птицы запели, и травы взошли.
В припеве песни («Ленин — это весны цветенье.») используется своеобразная перекличка между солистом и хором, в котором звенят высокие ноты сопрано. Этот прием помогает передать широту мелодического движения, настроение торжественности, ощущенье возникающей дали.
Еще одно произведение о великом вожде «Ленин всегда с тобой» С. Туликова (слова Л. Ошанина). Выразительные средства, которые использует автор, преднамеренно скромны. Композитор ищет такие интонации, которые передали бы живой, человеческий образ вождя. Мелодия развивается неторопливо, -столь же размеренно аккордовое сопровождение:

День за днем идут года — Зори новых поколений.

Начало песни всем своим строем обещает торжественное патетическое звучание. Но в припеве возникает иное, как бы контрастирующее запеву развитие темы. Здесь неожиданно нарастает непосредственная сердечная интонация («Ленин всегда живой»), которая своей душевностью вовсе не разрушает монументальность образа, а подчеркивает простоту и величие самой темы.
В послевоенные годы, как уже говорилось, значительное место в песенном творчестве советских композиторов заняла тема борьбы за мир. К числу лучших произведений можно отнести такие, как «Дай руку, товарищ далекий» С. Каца (слова А. Софронова), «В защиту мира» В. Белого (слова И. Френкеля), «Мы за мир!» С. Туликова (слова А. Жарова), «Гимн Международного союза студентов» В. Мурадели (слова Л. Ошанина).
Первым обратился к теме борьбы за мир Анатолий Григорьевич Новиков (род. в 1896 г.). Именно он стал создателем этой разновидности жанра песенного искусства. Написанный им «Гимн демократической молодежи» на Всемирном фестивале молодежи в Праге (1947) получил первую премию на конкурсе песни. Два года спустя Всемирная федерация демократической молодежи объявила это произведение официальным гимном демократической молодежи мира.
В музыке «Гимна демократической молодежи» сплавлены различные песенные пласты. Это прежде всего мелодии русской революции. В ритмической упругости «Гимна» по-своему претворены традиции «Марсельезы» и «Интернационала». Однако А. Новикову удалось на базе этих интонации создать сочинение глубоко современное, самобытное.
Песня начинается в миноре. Она звучит маршеобразно, четко:
Дети разных народов, Мы мечтою о мире живем.

Припев, написанный в мажоре, создает своеобразный контраст началу произведения. Однако такое образно-драматургическое решение призвано подчеркнуть последовательность в развитии темы — напористой, мужественной, зовущей к единению. Здесь же в припеве перекликаются вокальная и инструментальная партия (при повторении слов «молодежь» и «не убьешь»). Этот прием используется для того, чтобы создать эффект огромного пространства, подчеркивая таким образом монументальность темы.
В творчестве старейшего советского композитора, народного артиста СССР, лауреата Государственных премий А. Новикова плодотворно развиваются традиции, заложенные еще в революционном песенном искусстве 1905 года. В его произведениях ощутима глубокая связь с образным строем русской народной, солдатской и революционной песни. Однако этот интонационный строй А. Новиков использует для раскрытия именно актуальных событий. «Песенники — зоркие разведчики, — отмечает он, — остро видящие то новое, что другим, может быть, еще незаметно».

Композитору принадлежат песни о Родине, о партии, о дружбе с народами зарубежных стран. К числу лучших произведений А. Новикова можно отнести «Отъезд партизан», «Песню про Котовского», «Пять пуль», «Дороги». Песня «Отъезд партизан» содержит богатую сюжетную канву. Колорит ее — бодрый, жизнерадостный. Вместе с тем композитор находит различные интонации для нежного прощания партизана с девушками, для выражения грусти расставания с отцовским домом, для передачи героического обращения к родной земле.
Немало песен А. Новиков написал для армейских хоровых коллективов. Он сумел найти новые интонации и новую образность, отражающие жизнь Советской Армии. В его произведениях героическая торжественность и патетика соседствуют с улыбкой, ироническим задором. В числе его сочинений — походные марши, строевые, шуточные песни, частушки и куплеты: «Песня молодых бойцов», «Тульская винтовочка», «Вася-Василек», «Самовары-самопалы», «Где орел раскинул крылья».
Песни А. Новикова многообразны по своему характеру. Иногда торжественно-гимнические («Гимн демократической молодежи»), иногда задорно-веселые («Смуглянка»), задумчиво-элегические («Дороги»). Композитор написал множество произведений, рассчитанных на хоровое исполнение. Подчеркивая эту особенность своего творчества, А. Новиков говорил: «Хорошая песня — это не просто мелодия, пусть даже запоминающаяся, а выразительная, образная, предельно лаконичная тема, которую хочется повторять, варьировать, развивать».
В строгом запеве песни «Дороги», в ее мелодическом облике и строении прослеживается связь со старинной музыкой. В данном случае композитор выражает не репортажное, сиюминутное восприятие манящего пути. Это размышление о пройденных дорогах, внутренне собранное, серьезное. Припев же песни — более эмоционален, открыт.

К новой тематике, возникшей в послевоенные годы, можно, несомненно, отнести и песни о победе советского народа над фашизмом, о возвращении к мирному труду. Такие произведения, как «Возвращение» Б. Мокроусова, «Казаки» М. Блантера, «Ехал я из Берлина» И. Дунаевского, удачно выражали массовые чувства и настроения, охватившие советский народ, который переживал радость победы.
В 50-е годы появились новые песни лирико-романтического содержания. Одна из них — «Летите, голуби» И. Дунаевского (слова М. Матусовского) — первая массовая лирическая песня о мире. Она открыла дорогу для произведений такого склада. «Музыка ее, — как выразительно подметил А. Сохор, — нежной бархатной звучности, с мягким колышущимся аккомпанементом (в характере серенад Шуберта или баркаролы) —льется плавной прозрачной струей, вызывая ощущение тишины, покоя, гармонии, царящей вокруг».
Приподнятая романтическая интонация была присуща также произведениям о молодежи, о дальних странствиях, о грандиозных стройках. Распевная мелодия, выражающая настроения клятвы, устремленности в будущее,
присуща песне В. Захарова «Пройдут года» (на слова М. Исаковского). Здесь можно назвать также оптимистические «окрыленные» песни Тихона Николаевича Хренникова (род. в 1913 г.) — «Студенческая» (слова. А. Коваленкова) и «Поезд идет все быстрей» (слова М. Светлова).
Романтической взволнованностью пронизаны песни Георгия Никифоровича Носова (род. в 1911 г.). Один из образцов его лирики — песня на слова А. Чуркина «Далеко, далеко». Она была создана во время пребывания композитора на пограничной заставе. Автор передает внутреннее волнение солдата, который вспоминает любимую девушку. Плавный ритм мелодии создает ощущение спокойного волноподобного движениями вокальная партия, и сопровождение навевают мысли о просторах, о величии родной земли:
Далеко, далеко,
Где кочуют туманы,
Где от легкого ветра
Колышется рожь.

Песни Г. Носова разнообразны по содержанию. Эпическим настроением пронизана его песня «Праздник в Холмогорах» (на народный текстов обработке А. Чуркина), маршеобразная оптимистическая мелодия звучит в песне «Есть на свете страна». Духом величания пропитана песня «Славься, Отчизна!», настроения взволнованности и душевного трепета переданы во многих песнях на стихи А. Чуркина, в том числе «Лирическая песня о Сибири», «Родимый край».
В конце 50-х годов многие ведущие советские композиторы говорили о том, что в песенном творчестве выявились характерные недостатки. Резко критиковались, например, многие лирические песни, в которых обнаруживалась мелодическая бедность, недостаток профессионального мастерства. Оценивая сложившуюся ситуацию, И. Дунаевский предлагал «вернуть советской песне утерянные ею за последнее время темы общегражданской публицистики.»
Хотя в жанре лирической песни были написаны многие популярные произведения Б. Мокроусова, И. Дунаевского, Г. Носова, Д. Прицкера, все же до конца 50-х годов ощущалось, по выражению И. Дунаевского, преобладание «интимных чувствований». Бегство от сильных страстей, глубоких коллизий и переживаний мешали всестороннему развитию жанра. Эти трудности можно было преодолеть, обратившись к сложным проблемам жизни, к ее действительным противоречиям, к героике будней. Именно по этому пути и пошла советская песня.