Е. Матутите - Песня и время

 



Ноты к песням, литература, книги, пособия по музыке

 

«МЫ К КОММУНИЗМУ НА ПУТИ»

 

 

Произведения последних лет славят строителей Байкало-Амурской магистрали, нефтяников Сибири, энтузиастов освоения обширных территорий нечерноземной зоны РСФСР, достижения передовиков и новаторов, полеты отважных космонавтов. Серьезные успехи достигнуты в разработке столь важных тем, как подвиг советского народа в Великой Отечественной войне, борьба за мир, за освобождение народов, тема морали, нравственных исканий.
За последние годы особую популярность завоевали среди любителей искусства песни Э. Колмановского, A. Петрова, М. Таривердиева, Я. Френкеля. Но особая
слава по праву выпадает на долю выдающегося советского композитора-песенника А. Пахмутовой. В 1975 году она удостоена Государственной премии СССР. Песни заслуженного деятеля РСФСР А. Пахмутовой последних лет (1971—1976) различны по сюжетам, темам, по формам, но все они утверждают чувство патриотизма, формируют художественный вкус, выполняют большую воспитательную миссию.
Сегодня А. Пахмутова один из ведущих авторов-песенников. «В ее творчестве особенно ярко раскрываются основные критерии, — отмечает народный артист РСФСР, композитор С Туликов, — определяющие успех советской песни, превращающие ее в по-настоящему массовое явление современного музыкального искусства: это, во-первых, высокая идейность, гражданственность звучания; во-вторых, глубокая народность, прочные связи с музыкальным языком русского фольклора; в-третьих, высокий профессионализм».
Успешно работают в жанре советской песни не только представители молодого и среднего поколения композиторов. Заслуживает, например, внимания последний цикл
B. Соловьева-Седого «Светлая песня», написанный им на
слова ленинградского поэта Г. Горбовского. В нем двенадцать сочинений. О содержании их можно судить по второму названию цикла — «Песни о любви». Интонация этих песен — живая, сердечная, добрая. Лучшим номерам этого цикла «Попутная», «Песня о звездах», «О России» присуща «седовская» (так часто говорят о музыке этого композитора) непосредственность.

Внутри этого цикла нет определенной сюжетной последовательности, как например, в цикле А. Островского, о котором пойдет речь. Герой цикла сначала отправляется в дорогу, а уже затем, находясь в пути, прощается с любимой. Признание, даже своеобразная клятва верности соседствует с утверждением: «Мы не любили, понимаю сам». Однако такой преднамеренный отказ следовать за сюжетной логикой, что совсем не обязательно в цикле в данном случае, призван просто выразить различные душевные состояния, а не направлен на то, чтобы показать их развитие во времени.
Свыше трехсот песен создал В. Соловьев-Седой. Многие его произведения родились в поездках, в живом контакте со слушателями, представителями разных профессий, под непосредственным впечатлением развернувшейся панорамы коммунистического строительства в нашей стране. Его творчество глубоко современно, отражает дух нашей эпохи, внутренний мир советского человека. Нелишне отметить, что композитор сам является одним из теоретиков песни, уделившим много внимания ее истории и специфике.
Самые большие удачи за последние годы отмечены именно в жанре гражданской патриотической песни. Это недавно написанные песни С. Туликова, Э. Колмановского, А. Петрова, Я. Френкеля, А. Флярковского, М. Таривердиева, В. Баснера, П. Аедоницкого и многих других композиторов.
Великолепным примером мобилизующей роли советской песни служит песня М. Фрадкина и Р. Рождественского «За себя и за того парня». Она стала всесоюзным девизом трудовых вахт в честь 30-летия Победы над фашизмом. В этом произведении передается настроение душевной боли за парня, погибшего на войне. Мелодия песни выразительна и напевна.

Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю.

Запев как бы вводит слушателей в атмосферу воспоминания. Мелодия развивается спокойно, плавно. Припев постепенно приобретает пафосный облик, подчеркнуто драматические интонации
А степная трава пахнет горечью.

Элементы эпической балладности характеризуют музыку М. Таривердиева к кинофильму «Семнадцать мгновений весны». Это относится, в частности, к песне «Мгновения» (слова Р. Рождественского). Мелодия этого произведения выражает состояние огромной внутренней напряженности. Она одновременно повествовательна и драматична.

Последние песни М. Таривердиева стали весьма популярными. Они действительно своеобразны. Композитор воплотил в своем творчестве те особенности музыкального быта, которые связаны с искусством современных бардов и менестрелей. Его песни не требуют громкого, торжественного исполнения. Их можно петь, как бы проговаривая. Произведениям Таривердиева присуща декламационная выразительность.
Мелодический рисунок его песен также необычен. Музыка Таривердиева близка разговорной речи, подчас стилизована под нее. В ней возникают естественные паузы, как бы разрывающие плавное течение напева. Но каждая такая остановка несет в себе особую смысловую и драматургическую нагрузку.
Композиторы, работающие в жанре лирической песни, стремятся найти новые краски, чтобы донести до слушателей предчувствие пробуждающейся любви, вереницу поэтичных образов, неповторимость меняющихся настроений радости, грусти, узнавания, надежды. Герой современной песни часто размышляет о своем переживании, оценивает его. Авторы хотят раскрыть духовное богатство личности, развитость ее внутреннего мира. Решить эту задачу помогает прежде всего выразительная, свежая мелодия.
Обогащение тематики советского песенного искусства продолжается. Сегодня оно связано также с творчеством композиторов младшего поколения — Г. Гладкова, Р. Амирханяна, В. Филиппенко. Наиболее значительные достижения песенного жанра сложились там, где композиторы черпали вдохновение в самых прогрессивных идеалах современности, отметая все случайное и быстротечное.
Советская массовая песня — это мир образов, сюжетов, персонажей окружающей нас советской действительности. Листая нашу песенную летопись, мы как бы заново переживаем волнующие события истории Советского государства.

Лучшие советские песни, вошедшие в золотой фонд нашего искусства, отличаются высокой идейностью, глубиной замысла, воспитывают чистые, благородные чувства. Рядом с произведениями патриотического, гражданского звучания достойное место занимают Талантливые песни, которые рассказывают о сокровенных переживаниях — любви, верности, дружбе.