Е. Матутите - Песня и время

 



Ноты к песням, литература, книги, пособия по музыке

 

БОГАТСТВО ЖАНРОВ

 

 

Одна и та же тема может получить в песенном искусстве различное жанровое воплощение. Интонация произведения, его окраска, внутренний строй сочинения, выбор тех или иных выразительных средств, конечно же, зависят не только от того, о чем конкретно рассказывает эта песня. Не менее важно проследить, в каком жанре решена тема, как она осмыслена, как трактовано ее содержание.
Попробуем вместе с вами хотя бы на миг побыть в роли создателя песни. Мы только что видели, как трогательно прощались друг с другом юноша и девушка. Этот эпизод, что называется, захватил нас эмоционально. Но какой будет песня, о чем она расскажет?
Событие, свидетелем которого мы стали, может быть «прочувствовано» в лирическом жанре. Это будет, скажем, внутренний монолог героя или героини, остро переживающей тоску расставания.
Опустела без тебя земля.
Как мне несколько часов прожить?
Такая песня «Нежность», песня-признание есть у А. Пахмутовой.
Однако прощание двух людей может быть осмыслено и в романтико-героическом ключе.
А путь и далек и долог,
И нельзя повернуть назад.
Держись, геолог!
Крепись, геолог!
Ты — ветра и солнца брат

Само понимание темы здесь иное, другая музыка, другой ритм, непохожая интонация. В песне «Геологи» А. Пахмутова подчеркивает волевое начало, преодоление возникающих препятствий. Расставание двух людей может приобрести шутливый оттенок. Улыбка, легкая ирония в этом случае придаст эпизоду новый смысл.

Как-то летом на рассвете,
Заглянул в соседний сад,
Там смуглянка-молдаванка
Собирала виноград.

Песня А. Новикова «Смуглянка» (стихи Я. Шведова) вызывает не грусть, а улыбку, содержит в себе не героические, а шутливые образы.
В осмысление события могут войти, наконец, и элементы эпической трактовки. Люди расстаются, потому что идет война, надо идти на смертный бой. Важна поэтому не сама разлука, не письмо, которое, возможно, найдет адресата, и даже не жизнь героя, а. «скорая победа».
Дан приказ ему на запад,
Ей в другую сторону,
Уходили комсомольцы
На гражданскую войну.

В песне Дм. Покрасса — иное прочтение темы: маршеобразный ритм, суровая интонация, обобщенная образность, как бы отвлекающая нас от конкретного переживания.
Жанровая палитра массовой песни чрезвычайно богата.
В советском песенном искусстве мы находим великолепные образцы жанрового осмысления жизненного материала. Это лирические, драматические, героические, шуточно-сатирические, эпические песни.