Одна и та же тема может получить в песенном
искусстве различное жанровое воплощение. Интонация произведения, его окраска,
внутренний строй сочинения, выбор тех или иных выразительных средств,
конечно же, зависят не только от того, о чем конкретно рассказывает эта
песня. Не менее важно проследить, в каком жанре решена тема, как она осмыслена,
как трактовано ее содержание.
Попробуем вместе с вами хотя бы на миг побыть в роли создателя песни.
Мы только что видели, как трогательно прощались друг с другом юноша и
девушка. Этот эпизод, что называется, захватил нас эмоционально. Но какой
будет песня, о чем она расскажет?
Событие, свидетелем которого мы стали, может быть «прочувствовано» в лирическом
жанре. Это будет, скажем, внутренний монолог героя или героини, остро
переживающей тоску расставания.
Опустела без тебя земля.
Как мне несколько часов прожить?
Такая песня «Нежность», песня-признание есть у А.
Пахмутовой.
Однако прощание двух людей может быть осмыслено и в романтико-героическом
ключе.
А путь и далек и долог,
И нельзя повернуть назад.
Держись, геолог!
Крепись, геолог!
Ты — ветра и солнца брат
Само понимание темы здесь иное, другая музыка, другой ритм, непохожая
интонация. В песне «Геологи» А. Пахмутова подчеркивает волевое начало,
преодоление возникающих препятствий. Расставание двух людей может приобрести
шутливый оттенок. Улыбка, легкая ирония в этом случае придаст эпизоду
новый смысл.
Как-то летом на рассвете,
Заглянул в соседний сад,
Там смуглянка-молдаванка
Собирала виноград.
Песня А. Новикова «Смуглянка» (стихи
Я. Шведова) вызывает не грусть, а улыбку, содержит в себе не героические,
а шутливые образы.
В осмысление события могут войти, наконец, и элементы эпической трактовки.
Люди расстаются, потому что идет война, надо идти на смертный бой. Важна
поэтому не сама разлука, не письмо, которое, возможно, найдет адресата,
и даже не жизнь героя, а. «скорая победа».
Дан приказ ему на запад,
Ей в другую сторону,
Уходили комсомольцы
На гражданскую войну.
В песне Дм. Покрасса — иное прочтение
темы: маршеобразный ритм, суровая интонация, обобщенная образность, как
бы отвлекающая нас от конкретного переживания.
Жанровая палитра массовой песни чрезвычайно богата.
В советском песенном искусстве мы находим великолепные образцы жанрового
осмысления жизненного материала. Это лирические, драматические, героические,
шуточно-сатирические, эпические песни.