Е. Матутите - Песня и время

 



Ноты к песням, литература, книги, пособия по музыке

 

ПЕСНИ ГЕРОИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

 

 

Советские композиторы ищут средства более точного и тонкого выявления психологии современного человека. Но внутренний мир личности — это не только трепетная исповедь сердца, но и вдохновенное утверждение гуманистических идеалов, драматизм жизненных коллизий. Не случайно в советском песенном искусстве ведущее место занимают песни героического содержания.
В произведениях этого жанра находит свое выражение не только вдохновенная лирика, но и патетика свершений, пафос борьбы с трудностями, с теми, кто черной тенью встал на пути социалистического созидания. Поэтому в песенном творчестве усиливается тенденция к выявлению драматизма внутреннего мира личности, вступающей в конфликт с враждебными ей силами или преодолевающей противоречия в собственной духовной, психологической сфере.

В песнях советских композиторов отражена героика революции и гражданской войны, пафос социалистического строительства, величие победы над фашизмом во время Отечественной войны, драматизм борьбы за мир во всем мире, романтика покорения земных недр, неизведанных просторов и космоса. V съезд композиторов СССР подчеркнул, что духовный мир строителей нового общества ярко обрисован в произведениях открытого Гимнического типа.
Эта жанровая разновидность песенного творчества опирается на солидные традиции советского искусства. В 1932 г. к пятнадцатилетию Великого Октября на «Ленфильме» готовили кинокартину «Встречный». В этом фильме впервые прозвучала «Песня о встречном» Д.Шостаковича (слова Б. Корнилова). В ней отражена героика первых пятилеток, атмосфера радостного труда и ударничества. Оценивая содержание песни, поэт Е. Долматовский говорил: «Цехи, бригада, пенье гудка, слово «труд», поставленное в одну строку со словом «любовь»,— все это так соответствовало и смыслу и духу фильма, так точно и свежо выражало время!»
Помните эти строчки из песни, которая популярна уже не одно десятилетие:
Страна встает со славою
На встречу дня.
«Песня о встречном» — эпохальное произведение. Музыка ее приобрела всемирную известность. Когда в 1945 году на конференции в Сан-Франциско была создана Организация Объединенных Наций, это сочинение стало гимном ООН. Музыка «Встречного» исполнялась перед каждым новым заседанием, и представители многих стран вставали, как и полагается при исполнении гимна.
В последние годы перед войной героические песни были посвящены труду, подвигу, оборонной тематике. Вспомним произведения, которые уже назывались: «Марш энтузиастов» И. Дунаевского, песни А. Александрова и других композиторов. Они звучали как призыв к борьбе.
В первые месяцы Великой Отечественной войны ведущее место в песенном творчестве заняли «песни мобилизации», произведения, которые раскрывали драматизм" начавшихся событий, призывали людей подняться на защиту Родины. Кроме «Священной войны» А. Александрова, о которой уже говорилось, можно назвать песни Д. Шостаковича «Клятва наркому» (слова В. Саянова), «Идут бесстрашные полки» (слова Л. Рахмилевича).
В эти годы значительно расширился жанровый диапазон песенного искусства. Появились «песни гнева», то есть такие произведения, в которых отражались чувства: советских людей, поднявшихся на борьбу. В числе этих произведений — песня М. Блантера «Песня мщения» (слова Э. Вейнерта). Одновременно стали появляться1 гимнические сочинения, в которых прославлялась Советская Родина, ее армия. Это, например, песни-гимны «Святое ленинское знамя» А. Александрова (слова О. Колычева), «Слава Советской державе» В. Захарова (слова М. Исаковского).
Во время войны рождались не только песни-призывы:
Бей фашистов, боец, до конца! но и ободряющие марши:
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет!
Грозные марши-клятвы:
Славный день придет.
Мы пойдем вперед,
И увидимся мы с тобой.
Как весенний Днепр,
Всех врагов сметет
Наша армия, наш народ!

В 50-е годы в советском песенном творчестве ярко заявили о себе произведения на производственно-трудовые темы. Ленинградские композиторы обратились с призывом к музыкантам создать песни о крупнейших заводах и фабриках. Эта инициатива получила признание. Не только в Ленинграде, но и в других городах страны появились возвышенные, героико-лирические. сочинения. Эта жанровая разновидность и поныне развивается успешно. У нас немало песен о родном городе, о труде, о рабочих.
Одна из лучших песен о родном городе — «Я вас люблю, столица» П. Аедоницкого (слова Ю. Визбора). Ее широкие напевные интонации звучат торжественно, величаво:
Перед дальней дорогой встань на порол Ты увидишь, как много в мире дорог. Но впадают пути, словно в песню слова, В тот единственный город с названьем Москва.

Конечно, в этой песне ощутима и лирическая настроенность, но композитор стремится придать произведению определенную торжественность, а самому чувству — известную укрупненность, масштабность;
Я вас люблю, столица!
Буду я вам служить!

Еще одна жанровая разновидность песен драматического и героического содержания — песня-манифест. Этим произведениям присуща углубленная трактовка этических проблем. По существу, это нравственная исповедь, облеченная в форму страстного выражения конкретной, выстраданной идеи. Многие из этих песен вы без труда могли бы назвать сами, потому что они формулируют, раскрывают какой-нибудь нравственный жизненный принцип. Именно в этом смысле они являются поэтическими манифестами.
Потребность в такой песне остро ощущалась в 60-е годы. Пожалуй, первыми почувствовали этот творческий заказ времени композитор Э. Колмановский и поэт К. Ваншенкин. Они угадали потребность в такой песне и дали первые образцы «песен-манифестов». Одна из них — «Я люблю тебя, жизнь!».
Разумеется, в этой песне сильна лирическая интонация. Речь идет о страстной влюбленности в жизнь со всеми ее перипетиями, сложными коллизиями и переживаниями. Но тема трактована не совсем обычно. Точнее сказать, лирическая тема обретает здесь не только интонацию трепетности, нежности. Пожалуй, в большей степени характеризует в данном случае это произведение торжественно-исповедальное звучание:
Я люблю тебя, жизнь! Что само по себе и не ново. Я люблю тебя, жизнь! Я люблю тебя снова и снова!
Замечательные песни-манифесты написаны за последние годы А. Островским, А. Пахмутовой, О. Фельцманом. Возьмем в качестве примера песню «Красная гвоздика»
(слова Л. Ошанина) из задуманного композитором цикла, посвященного полувековому юбилею Великого Октября. А. Островский хотел воссоздать в этом цикле образ советского человека, характер и суть такой личности, которая могла бы служить примером «жизнь делать с кого». Отсюда нравственный пафос выношенной темы, нашедшей свое отражение уже в первом произведении цикла.
«Красная гвоздика» (1965) по замыслу ее авторов должна была раскрыть героическое прошлое глазами настоящего. (Рассказывая о рождении этого произведения, А. Островский говорил: «Мы показали опоэтизированный образ пролетарского движения — им оказался красный цветок гвоздики». Овеянная романтикой революции, эта песня славит революционную отвагу и самоотверженность.
Смысловое содержание песни заключено в хоровом припеве, которым начинается и заканчивается произведение. Здесь композитор использовал, характерные интонации старой рабочей революционной песни. Мелодия — спокойная, преисполненная внутренней силы и достоинства.
Красная гвоздика — спутница тревог, Красная гвоздика — наш цветок.
Своеобразное цитирование оборотов революционной песни композитор использует для тематического сопоставления с последующим музыкальным развитием, в котором воплощена современная интонация. В сольном запеве песни также по-своему контрастируют мерные ходы марша с патетическими всплесками.
Взгляни, мой друг, земля в расцвете,
Живет, живет цветок огня,
Тот, что дороже всех на свете
И для тебя и для меня.

В том же году А. Островский написал песню «Голос Земли» (слова Л. Ошанина), которая также может служить образцом песни-манифеста. Вот что писал композитор сыну по поводу замысла этого произведения: «Я к конгрессу мира (он будет в Финляндии с 10—17 июля 1965 года) по просьбе Комитета мира, Союза композиторов и просто сам сочинил песню. Она называется «Молитва земли». Это, как мне кажется, интересно, так как это современная молитва (конечно, не религиозного толка). Но там есть орган, хор, колокол. Солист — Муслим Магомаев. И все это на очень современной ритмической, основе».
Эта песня представляет собой своеобразный призыв к могущественной природе, к человечеству сохранить Землю, спасти ее от военной катастрофы. Произведение с самого начала передает ощущение порывистого, учащенного движения, пульсирующее напряжение которого отражает нарастание скорости.
Небо, небо, небо, небо, небо,
Всюду, всюду, всюду, в каждом доме,
Повторяйте люди как молитву
Мой призыв.

Интонации заклинания и призыва в этой песне опираются на величавое, торжественно-патетическое сопровождение. Оно воспроизводит мерные удары колокола. Танцевальный характер музыкального развития подчеркивает здесь героический строй всего произведения.
Припев в «Голосе Земли» также пронизан пафосом утверждения, высокой убежденности и веры. Нарастающее напряжение здесь слегка ослабевает, мелодия становится более напевной. Ощущение сдерживаемого напора подчеркивает внутреннюю силу и динамику произведения. Ораторский, патетический облик этой песни напоминает первые антивоенные манифесты, рожденные в песенном творчестве конца 40-х годов. Первым в этом ряду стоит «Гимн демократической молодежи» А. Новикова.
В песнях-манифестах часто формулируется какая-нибудь основная мысль, вокруг которой выстраивается содержание песни. Эти ключевые, смысловые «центры», вроде «надо мечтать»!», «не забывай о пройденном»/ «нельзя нам прожить без правды», «на смену придут нам другие, моложе и лучше нас» находят отклик в сердцах слушателей, становятся современными заповедями советского человека.
Среди других песен-манифестов можно назвать также «Славлю мою Советскую Родину», «Мы — коммунисты» С. Туликова, «Коммунары не будут рабами» И. Ковача, «Плакат», «Партбилеты» А. Флярковского. Песня А. Петрова «Обращение» (слова М. Дудина) написана в традициях песен-воззваний к людской солидарности, к духовному единению перед лицом военной опасности. По содержанию эта песня примыкает к такому произведению В. Соловьева-Седого и Е. Долматовского, как «Если бы парни всей земли». Однако в музыкальном решении темы композитор использует музыкальный стиль «биг-бит», который весьма распространен среди молодежи. Творчески претворяя элементы этого стиля, А. Петров создал мелодию, которая запоминается своей динамичностью, броскостью.

Обращаюсь ко всем живущим
Разных стран и наречии разных,
Ради жизни веков грядущих
Объявить повсеместно праздник:
День без выстрела на земле.

Упругий, скандированный ритм этой песни, ораторские интонации соединяются в этом произведении с «общительностью», «демократичностью» музыкального языка. Патетичность не исключает здесь живого говорящего стиля, открытости и простоты общения. Эти особенности набранного жанра позволяют "композитору добиться большой выразительности в воплощении своего замысла.
Еще одна жанровая разновидность песен драматического и героического содержания — песни гимнические. Это торжественные произведения, воспевающие нашу Коммунистическую партию, Родину, труд советских людей. Тема родины, родной земли, социалистического Отечества получает воплощение в сочинениях открыто гимнического, то есть возвышенно-героического склада. Кто не слышал, например, величавых гимнических песен В. Мурадели — «Партия — наш рулевой» (слова С. Михалкова), «Мы любим Родину» (слова Э. Иодковского), «Поля России» (слова А. Коваленкова).
Мужественная, весомая поступь присуща песне В. Мурадели «Партия — наш рулевой». Она звучит торжественно, величально:

Долгие, тяжкие годы царизма
Жил наш народ в кабале.
Ленинской правдой заря коммунизм там засияла во мгле.
Под солнцем Родины мы крепнем год от года.

В. Мурадели принадлежат песни о В. И. Ленине. Решение такой темы всегда сложно. Автора подстерегает возможность сойти на путь внешней иллюстративности. Посмотрим, как воплощает свой замысел В. Мурадели в песне «Ленин в Шушенском» (слова Ю. Камеиецкого).
Это произведение по своему интонационному и ритмическому рисунку напоминает целый песенный пласт — напевы революционного подполья, каторги, борьбы за социальное освобождение. Когда вы слушаете эту песню, в вашей памяти невольно возникают такие знакомые песни, как «Славное море, священный Байкал», «Смело, товарищи, в ногу». Но в произведении В. Мурадели нет прямых цитат, непосредственного мелодического воспроизведения революционных песен. Ощущение музыкальной близости возникает за счет мастерского претворения этих интонаций, которые создают впечатление исторической достоверности, документальности. Вместе с тем композитор добивается самобытности и глубины в раскрытии образа вождя.
Родная Россия
Зовет его сердце на помощь —
Он слышит Россию
Сквозь ветер и снег.

Многие, из любителей искусства знают и поют гимнические песни А. Долуханяна — «И мы в то время будем жить», «Родина моя» (слова М. Лисянского). В первом из этих произведений мелодия развивается плавно, торжественно. Музыкальное развитие песни строится поначалу повествовательно, как будто на одной ноте, без широких мелодических взлетов:
Когда с вершины завоеванной
Глядишь ты, Родина, вперед.

Однако затем в последующем изложении мелодия все более динамизируется, появляется мелодическое движение вверх, возникает интонация призыва, пафосного утверждения:
И станет жизнь прекрасной песнею И мы в то время будем жить.
Широко известны песни А. Новикова «Ленина помнит Земля» (слова Л. Ошанина) и «Марш коммунистических бригад» (слова В. Харитонова). Второе произведение проникнуто радостным жизнеутверждающим чувством. Оно передает настроение оптимизма.
Будет людям счастье,
Счастье на века, —
У Советской власти
Сила велика!

Среди гимнических произведении следует упомянуть также монументальные песни о В. И. Ленине, Родине, партии композитора С. Туликова. Немало хороших песен гражданского содержания написали А. Кос-Анатольский,. Д. Прицкер, Е. Брусиловский, Ю. Зарицкий, В. Оловников, Л. Хамиди, Ш. Рамазанов.
Героическая тематика в советском песенном искусстве раскрывается на огромном жизненном материале. Трудовые и ратные подвиги, борьба за мир, за наши нравственные идеалы, величие эпохи, преодоление трудностей и становление характера — таковы лишь некоторые темы, претворенные в этом жанре. У нас немало великолепных песен нашей борьбы и труда, произведений о героических современниках. Перед советскими композиторами, осваивающими этот героико-драматический жанр, стоят серьезные творческие задачи. Наше время обязывает к поиску, к увлеченности, к оригинальности замыслов.