Е. Матутите - Советская массовая песня

Музыкальная литература



Песенное искусство, самое массовое и демократичное, по праву рассматривается в нашей стране как действенное средство формирования мировоззрения, высоких нравственных качеств строителя нового общества.
Искусство песни — живое эхо своего времени, оно расцветает в ходе развития общества вместе с ростом его духовной культуры.
Читатель познакомится с новыми тенденциями, которые присущи этому жанру сегодня, с границами его тематики, с творчеством современных композиторов-песенников.
Книга предназначена слушателям музыкальных факультетов народных университетов культуры и всем любителям музыки.

 

 

Скачать книгу
Е.А. Матутите
Советская массовая песня 70-80х годов

"Знание", 1982г.
(pdf 5.18 Мб)

Содержание:

 

МАТУТИТЕ Евгения Антоновна — музыковед, автор ряда работ по проблемам советской музыкальной культуры и телевидению. Среди них книга «Песня и время».

ВВЕДЕНИЕ
Песня — слово такое знакомое и близкое — играет огромную роль в жизни каждого из нас. Она пленяет редкостным сочетанием радости и печали, заражает весельем, рождает невыразимое чувство общения. Как настоящий друг песня имеет драгоценное свойство — она всегда рядом. В труде и в бою, за свадебным столом и у костра, в рядах идущей колонны и в уединении.
Догорают краски вечернего заката. Лес встречает вас торжественной тишиной. И точно в унисон этой величественной партитуре в вашей душе рождаются первые такты давно знакомой мелодии.
Едва прозвучали аккорды вступления, и точно упала завеса времени. Вновь в памяти безымянная высота, где осталось трое бойцов, готовых принять смерть. Песня, словно живое напоминание, сокращает дистанцию лет.

Люди идут к проходной на субботник. Из репродуктора льется музыка. Так празднично, что сердце само поет. Работа идет дружно, слаженно. Грохот уходящего поезда уносит с собой такой безудержно радостный напев. Нет, право, не собраться в дорогу без этой влекущей песни.
Эстрадная певица, освещенная лучами софитов, поет любимую песню. И хочется, подчиняясь взмаху ее руки, вместе с ней допеть припев. А на туристском привале песня завораживает нежностью, она так неподдельно передает обаяние жизни, что, кажется, и конца нет этой поэтичной мелодии.
Что же, придает песне такую силу и такое очарование? Почему она слетает с экрана, с пластинки, чтобы стать массовой и всенародной? И отчего иная модная поделка так неожиданно уходит в забвение? , Ответить на эти вопросы непросто. Вспомним, что «Песня о Щорсе» М. Блантера («Шел отряд по берегу.»), представленная на конкурс, не получила никакой премии. Но слушатели рассудили иначе. Всего лишь третью премию присудили в свое время «Песне о Родине» И. Дунаевского. А те, что заслужили более высокую оценку, давно забыты. И дело здесь не столько в том, что ошиблось жюри.
Нелегко предугадать судьбу песни. Она отзывается на запросы времени, В ней претворяются новые, неожиданные интонации. Песня — провозвестник завтрашнего дня. Она способна обрести вторую жизнь, пройти'через шеренги десятилетий. Хорошая песня, красивая мелодия, по-своему выражающая высокие человеческие чувства, обладает удивительным свойством: идут года, и она не стареет, сохраняя способность трогать струны человеческого сердца, вызывать душевный трепет у слушателей.

Советская песня — это целый пласт музыкальной культуры. Он сформировался в нашу революционную эпоху. «Хлеб музыкального искусства» — так писал о ней А. В. Луначарский. Непреходящие образцы советской песни всегда точно й взволнованно передавали героическую атмосферу нашего времени, его свершения, тревоги, надежды и мечты, движения души поколений советских людей. Революция сделала песню массовым видом искусства, вывела ее на площади и улицы городов и сел. Песня стала неотъемлемой участницей народных празднеств, народной жизни.
«Звонкая летопись эпохи», — говорим мы о лучших советских песнях. Замечательные создания советских композиторов продолжают прекрасные традиции музыкальной культуры. Они стали подлинно народными в самом высоком значении этого слова. Их знают и поют не только в нашей стране, но и за рубежом. В современной песне получили интересное и своеобразное развитие многие черты национальной народной песенной формы — импровизационность, своеобразие гармонических и ладовых оборотов.
Советская песня входит в сокровищницу всей нашей культуры. «Едва ли не каждый вечер, — говорил на XXVI съезде КПСС Т. Н. Хренников, первый секретарь правления Союза композиторов СССР, — в исполнении прославленных коллективов звучит музыка советских композиторов: оперы, балеты, симфонии и хоры, и, конечно, песни, завоевавшие любовь миллионов. Смело можно сказать,"Что музыка наших композиторов прочно вошла в жизнь народа, стала неотъемлемой частью духовного мира советского человека»

У советской песни — богатая история, славные традиции. Однако в этой книге мы не будем касаться всей ее летописи. Если читатель проявит интерес к прошлому массовой песни, он может обратиться к нашей предыдущей работе1. Здесь же речь пойдет о новейших тенденциях, присущих этому жанру сегодня. Мы будем размышлять о том, что поют сейчас, в наши дни сталевары и лесорубы, шахтеры и геологи, доярки и механизаторы, космонавты и подводники, студенты и школьники, в каком направлении может обогащаться любимый и широко распространенный жанр.
Творчество наших мастеров весьма своеобразно, имеет неповторимые особенности. Каждый из них разрабатывает интересные песенно-музыкальные пласты, выбирает специфические темы и выразительные приемы. Поэтому песни А. Пахмутовой, А. Островского, Я. Френкеля, А. Петрова, В. Баснера, Д. Тухманова, В. Шаинского и многих других композиторов никогда перепутаешь. Они несут на себе печать художественной оригинальности.

Профессиональных музыкантов и вас, любители искусства, волнуют не только вопросы технологии творчества. В оценке того или иного произведения важно обратить внимание не только на узкотехнические особенности песни, но и на ее смысл, на гражданские, этические и эстетические проблемы, которые она несет в себе., В этом отношении немалый интерес представляет личность композитора, который обращает свое творение к широкому кругу слушателей.
Каковы тенденции советского песенного творчества? Что определяет интонационный язык времени? В чем выявляется сегодня обновление песенного жанра? Почему происходит сплав выразительных особенностей песни? Отчего лучшие советские композиторы так неповторимы? Какой станет песня завтрашнего дня?
Чтобы ответить на эти вопросы, припомним песни давние и нынешние. Сравним их судьбу, их звучание. Вступим в мир пленительных мелодий, прихотливых ритмов. Войдем в лабораторию композитора. Проследим за поэтической строкой. Поразмыслим над особенностями жанра. Вслушаемся в исполнение песни. Воскресим в памяти любимые мелодии.
Автор посвящает свою работу памяти Татьяны Васильевны Поповой, кандидата искусствоведения, которая оказала большую помощь в подготовке к изданию этой рукописи.


Скачать книгу Скачать книгу