М. Нестьева - Аркадий Островский

А. Островский ноты



Книги о жизни и творчестве, биографии композиторов, нотные сборники

 

СТАНОВЛЕНИЕ

 

 

В период с 1948 по 1952 год Островский пробует свои силы в разных сферах композиторского труда.
Многое в эти годы связано для него со словом «впервые».
.Впервые, как автор «Комсомольцев», он попадает в Союз композиторов на заседания Секретариата песенной секции; общается с признанными мастерами советской песни — В. Захаровым, И. Дунаевским, В. Белым, А. Новиковым и другими; прислушивается к горячим спорам, которые происходят вокруг любимого им жанра.
.Впервые Островский приходит на радио. Начинает сотрудничать с эстрадным оркестром под управлением В. Кнушевицкого; знакомится с редакциями, ставшими впоследствии активными пропагандистами его музыки.


Па протяжении 50-х годов складывается творческая индивидуальность Островского. В это десятилетие он в основном работает в русле, уже проложенном мастерами песни. И это естественно. Начинающему автору нужно было время для накопления опыта и освоения того, что было найдено его старшими товарищами.
Он пишет много песен. Сейчас в большинстве своем они интересны лишь как вехи на пути его эволюции. Тем не менее без них непонятен зрелый Островский, потому что произведения 50-х годов нередко как бы посылали заряды художественной энергии вперед, в 00-е годы — время расцвета его таланта.
Одна из характерных тенденций музыкального творчества послевоенной поры — «лиризация» гражданской темы. Социально значительная идея преломлялась сквозь личное, индивидуальное восприятие героя. Получают распространение, например, жанры лирического гимна («Россия» Л. Новикова — С. Алымова, «Песня о родной земле» Б. Мокроусова—О. Фадеевой). Эту, тогда безусловно прогрессивную, тенденцию с энтузиазмом подхватил и Островский.

В цикле «Песни трудовых резервов» (1951) выделяется песня «Дайте трудное дело». Паренек, пришедший в училище, на вопрос, кем он хочет быть, отвечает: «Дайте трудное дело». Так ответить могли миллионы молодых людей тех лет, желавшие отдать все свои силы па восстановление городов и сел, разрушенных войной.
Поэтическая «изюминка», обещанная в заглавии и воплощенная в припеве, собственно и «делает песню». Она, как и строки из «Комсомольцев», тоже становится своеобразным лозунгом. Сходны эти две песни и в самой трактовке общественно важной темы: здесь нет IT следа ложной торжественности, назидательности, по преобладает человечность, доверительность тона. Напевность интонаций согласуется с выразительностью аккомпанемента, но ритму напоминающего плавное движение баркаролы.
«Комсомольское слово, комсомольское дело, комсомольская совесть моя» — пусть эти строки песни «Так нам сердце велело» сформулированы. Л. Ошаниным не очень удачно. Но значимость, весомость сделали их в свое время крылатыми. Хотя точный, яркий эпитет, к сожалению, нередко соседствует в стихах этого поэта с неряшливыми рифмами, не самыми удачными сравнениями, "И действительно умеет находить такие крылатые слова. Песню «Так нам сердце велело» в целом не назовешь особенно яркой. Ио в припеве она преображается: кажется, словно хорошая улыбка осветила лицо некрасивого человека; фактура становится более сочной и подвижной, музыка обретает действенность, плакатность.
Названные песни уже отошли в прошлое. Но приобретенные в них качества развиваются в творчестве Островского последних лет. Это, во-первых, сдержанная простота и искренность тона в разговоре об общественно важных вещах. Во-вторых, умение найти в песне тог нерв, который «руководит» всей образно-смысловой системой произведения, выделить самый главный, кульминационный момент.
Островский проявляет себя в 50-е годы и как музыкант-публицист, живо интересующийся политико-социальными событиями дня.

Когда во всех странах развернулось движение в защиту мира и демократии, начали проводиться международные фестивали демократической молодежи и студентов, почти на каждый из них Островский откликался новыми песнями. Некоторые из этих песен были отмечены премиями и медалями.
1955 год — Фестиваль в Варшаве. Песни «Друг дорогой» и «Уличная фестивальная» (обе на стихи Л. Ошанина) получили третью премию, бронзовую медаль и диплом.
1957 год — Праздник молодости в Москве. «Фестивальные частушки» (слова 3. Петровой)/ «Зори московские» (текст М. Лисянского) и «Да здравствует Московский фестиваль!» (слова Л. Ошанина). Последние две отмечены второй премией и серебряной медалью. 1959 год —Форум в Вене. Песня «Хороша ты, Вена». Удостоена Международной премии второй степени и медали. По окончании австрийского фестиваля в «Литературной газете» появились шаржи на Островского, Соловьева-Седого, Мурадели. Аркадия Ильича стали называть «фестивальных дел мастер».

Во многих песнях, приуроченных к этим праздникам, изображался массовый танец на площади, в котором участвует молодежь разных стран. «Уличную фестивальную» Островского можно назвать песней-хороводом. Примечателен ее припев в духе зажигательных неаполитанских песенок; задиристые, веселые синкопы будто изображают, как «кружатся песни, вьюжатся танцы». Все это вполне уместно в данном жанре и, кстати, выявляет способность Островского впитывать и претворять инонациональные музыкальные влияния.

В стиле походных маршей написана песня «Друг дорогой», которая предвосхищает гораздо более яркую — «Зори московские» (1957). Последняя, с ее гордым пунктированным ритмом, возгласами-повторами одной ноты, похожими на скандирование, фактурой аккомпанемента, имитирующей звучание медных духовых инструментов, была одним из лучших произведений конца 50-х годов, предназначенных для массового исполнения на торжественных шествиях, демонстрациях.
Красочное зрелище представляли улицы Москвы в дни фестиваля. Первый раз в столицу съехалось такое количество разноплеменных гостей. В автобусе негры под звуки барабанов исполняли в своей аранжировке «Гимн демократической -молодежи» А. Новикова. Повсюду мелькали яркие рубашки. Молодые люди, обнявшись, шли через весь город. Огромная спортивная делегация Москвы пела «Зори московские». Эта песня бытует у спортсменов и по сию пору.
Тогда же возникли и «Фестивальные частушки», привлекающие своей поэтической идеей (слова 3. Петровой). Авторы призывают молодежь, живущую в разных концах земли, найти общий международный язык и предлагают в качестве такового. русскую частушку. Однако сама музыка вышла, к сожалению, малоинтересной.
Хорошо, что общественно-политическое содержание получало в фестивальных песнях бытовую окраску. Хорошо, что песенные призывы к миру обрели конкретные, индивидуальные черты. Но, как известно, нарушение чувства меры дает обратный результат. В ряде песен фестивали изображались уже не как политическая демонстрация, а как сплошной праздник-карнавал веселящихся, беспрерывно танцующих людей; можно было даже подумать, что молодые проповедники мира вовсе забыли о цели, ради которой съехались. Не удалось избежать этого недостатка и Островскому. В песне «Хороша ты, Вена» на слова Л. Ошанина почти совсем утрачены черты массовости, она скорее эстрадная (что особенно чувствуется в запеве) и к фестивалю имеет внешнее отношение.
Все же и фестивальные песни сыграли не малую роль в формировании композиторского мастерства Островского, так как именно в этих песнях научился он гибко использовать ритмы различных танцев. В 60-е годы Островский создает на основе ритмов бытующих танцев песни самого разного содержания, вплоть до граждански значимых.
Требование чистоты и национальной определенности языка все чаще раздавалось и Г>0-е годы в композиторской среде. В начале десятилетия эта художественная идея стала одной из ведущих. Такие композиторы, как Вал. Макаров, В. Захаров, с подлинной любовью и знанием дела претворяли в своей музыке крестьянские интонации, внося полнокровную народную струю в советскую песню.
Надо сказать, однако, что плодотворное само по себе стремление к национальной почвенности носило в то время несколько узкий и догматический характер. Народными считались только интонационно-жанровые свойства крестьянского фольклора. Почти совсем игнорировалось наследие рабочего революционного движения и так называемая городская бытовая лирика. И конечно же, такое ограничение отрицательно влияло па развитие советской песни. Во-первых, некоторые авторы, не пытаясь черпать непосредственно из первоисточника, вставали на опасный путь внешней псевдонародной стилизации. Во-вторых, порицалось внесение в песню каких-либо «чужих» национальных элементов, что было характерно, в частности, для творчества Дунаевского и на деле безусловно обогащало его интонационный словарь.

В этой довольно сложной обстановке Островский сумел тогда сделать для себя некие положительные выводы. Не столь давно джазовый пианист, музыкант-импровизатор, он задумывается над тем, чтобы очистить свой достаточно пестрый музыкальный язык п добиться большей его органичности. Обращение к богатствам крестьянской песни было для него в этом смысле очень полезным, хотя в дальнейшем в лучших своих песнях он пошел по пути Дунаевского, привнося в советскую песню самые разнообразные национальные элементы и гармонично сплавляя их.


Одна из привлекательных песен той поры — «Летят стрижи» на слова Л. Ошанина. Ее обаяние заключается прежде всего в русской национальной характерности, которая заметна и в рисунке вокальной партии с типичными опеваниями, и особенно в имитациях наигрышей деревенской гармошки, частушечных припевок в аккомпанементе. Прозрачная фактура сопровождения, плавность кадансовых оборотов словно напоминают о легком, изящном полете птиц:

Ноты для фортепиано

Скачать ноты

В том же духе написана лирическая песня «Где росла ты, девушка» (стихи М. Исаковского). Особенность ее — в переходе от двудольного запева к трехдольному припеву, который состоит из легких, как бы волнообразных па-катов. Русский склад песни проявляется и в тонких гармонических «перекрасках» одного и того же звука мелодии, и в обыгрываниях оборотов натурального минора, во вплетаемых время от времени подголосках.
Продолжает эту линию безыскусная задушевная песня о любви—«Веришь — не веришь». Снова здесь дают о себе знать излюбленные композитором гармошечные наигрыши. Национальная природа песни подчеркивается ее структурой, близкой народным образцам (вторая строка припева повторяет последнюю строку запева).

Были среди произведений этого направления и неудачные. Такова, скажем, «Колхозная праздничная» (слова Я. Белинского). И здесь композитор стилизует гармошечные паигрыши в аккомпанементе, но на сей раз песня не окрашена оригинальной авторской индивидуальностью.
Важный шаг в творчестве Островского — цикл «Молодежная сюита» (на слова Я. Белинского), написанный в 1952 году, для чтеца, солистов, смешанного хора и оркестра. На определенном этапе это произведение было безусловным достижением композитора: в «Молодежной поите» Островский шлифовал свое умение писать для хора, учился владению большой формой. И действительно, Ему удалось нигде не нарушить ощущение единства современного русского склада музыки. Каждая часть воплощает черты какого-либо характерного бытового жанра. 'Гак, в первой части — «Родная земля» — есть черты лирического гимна. В эпизоде «Наш подарок новостройкам» заметны элементы бытовой шуточной, в «Песне краснодонцев» — военной походной. «Хорошо» — лирическая песня; «Молодежная кадриль» — песня-танец, в которой сочетаются и быстрая частушка, и «страдания». Финал сюиты — «Любим мы Отчизну дорогую» — гимн-величание.


В этом цикле привлекают черты театральности, особенно ощутимые в таких бытовых сценах-зарисовках, как «Маш подарок новостройкам» и «Молодежная кадриль».
Вслед за «Молодежной сюитой» был написан «Мороз на дворе» (слова Л. Ошанина) — тоже бытовая сценка для смешанного хора. Парии и девушки весело трудятся и морозный день, перебрасываясь шутками, подзадоривая друг друга. Со всех сторон слышатся озорные реплики, вступает рассказчик. Крайние части хора близки русской обрядовой хороводной песенности—и сложным метром на 5/4, и плагальностью гармонических оборотов. Колоритной краской «врывается» в песню припев — настоящая частушка. Внезапные острые переходы в другую тональность сообщают ей особенно задорный характер, а в среднем разделе композитор имитирует звучность балалаек. После степенно-кокетливых «страданий» появляются плясовые интонации «Барыни». Ремарки Островского — «snbito», «rnbato» будто бы регулируют действие, то замедляют, внезапно приостанавливают его, то вновь ускоряют. Стремление создать живую песню-картину, выделиить отдельные персонажи замечалось у Островского и раньше, не только в «Молодежной кадрили», но и в песне «Чья работа всех чудесней» на текст Я. Белинского, припев которой построен в виде хорового диалога. Позднее интерес к своеобразной театрализации песен будет все усиливаться.

***

Ряд песен Островского образует, условно говоря, бытовую линию его творчества. Вершиной этой линии можно считать цикл «А у нас во дворе», сочиненный уже в 60-е годы. Но произведения 50-х годов во многом подготовили его появление: в них композитор учился несколькими штрихами отображать характер героя, воплощать развивающийся сюжет. Бытовая линия творчества Островского возникла, по всей видимости, не без влияния искусства французских шансонье, в репертуаре которых выпуклые жанровые зарисовки занимают довольно большое место.
Вот две простенькие песни бытового содержания. Одна из них — «А я вижу» (стихи Л. Ошанина) —рассказ о свидании юной пары. Неторопливое танцевальное движение в ритме польки придает музыке особую пикантность, а кокетливый двойной скачок па нону вверх и затем на септиму вниз образно иллюстрирует текст: «Из-за плетня косишь взглядом ты на меня».
Эстрадно-жанровая песня «Я иду» пронизана легкой бравадой, юношески светлым, приподнятым настроением. Паузы, шутливые варьированные повторения одной и той же попевки сообщают мотиву игриво-лукавый характер. Эффектный прием внезапного тонального сдвига придает зримую конкретность происходящему — девушка движется, идет, стремится к счастью.
Звукоизобразительность, свойственная Островскому, проявляется не только в песнях бытового содержания. Мы находим ее и в концертной песне «Друзья-товарищи» на слова Я. Белинского из цикла «Звездной ночью». Первая фраза искристого, улыбчивого припева — восходящий октавный скачок—в начале песни воспринимается как жест, объединивший в одном порыве людей, которые подняли свои бокалы за дружбу, за любовь. Такие фразы можно назвать «фразами-жестами» (приводим партию хора):

Ноты к песням Островского

Давно, еще с первых творческих шагов, Островский завязал дружбу с детворой. Он писал для детей самых разных возрастов, и многие из этих песен не потеряли ценности по сей день. А началась эта дружба со встречи с хоровым ансамблем В. С. Локтева, когда была создана популярная «Школьная полька» (слова Л. Ошанина). В ней сочетались черты песни и танца, что очень нравилось исполнителям: попросту говоря, песня завершалась танцевальным инструментальным заключением — собственно полькой. Под эту музыку была даже поставлена хореографическая сцена, изображающая, как в гости к школьницам пришли мальчики из суворовского училища.
It память об этой постановке па фарфоровом заводе сделали маленькую скульптуру, изображающую танцующих суворовца и школьницу (которая так и называлась — «Школьная полька»). Музыка «Школьной польки» — живая, непосредственная, с острыми форшлагами, веселыми «изобразительными» пробегами шестнадцатых, припев песни сродни детской скороговорке-считалочке.
Постоянно сотрудничал Островский и с детским радиовещанием. Он написал музыку к радиопостановкам «Архимед» Вовки Грунгина», «Тони и волшебная дверь» и ко многим другим. В постановку «Тони и волшебная дверь», рисующую быт современной Америки, композитор ввел джазовые эпизоды — пять оркестрантов из коллектива Утесова записали несколько танцевальных номеров, которые потом вошли в концертный репертуар. И состав ансамбля, и общий стиль музыки (например, труба, играющая мелодию в духе блюзов) были весьма необычны для детских радиопередач. Но радиоспектакль «Тони и волшебная дверь» принимался юными слушателями с неизменным энтузиазмом.

После радиопостановки «Мальчишки и девчонки» — первой художественной передачи о совместном обучении школьников — Островский стал получать много писем. Его приглашали то в один пионерский лагерь, то в другой, популярность его у ребят быстро росла. Наряду с мелодиями Д. Кабалевского, М. Красева, 3. Левиной, М. Раухвергера, М. Старокадомского, сочинения Аркадия Ильича стали постоянными спутниками детей. Островский хорошо чувствовал, что интересно ребятам и как преподать им нечто познавательное, не забывая о доступности восприятия. Для радиопередачи «Угадай-ка» композитор создал песенку с одноименным названием (слова С. Богомазова), которую дети сразу подхватили, легко запомнив ее бесхитростные, повторяющиеся — словно бы для большей убедительности — интонации. И о сопровождение песни автор в каждом куплете освежает различными вариантами: то добавит форшлаг, то изменит ритмическую фигуру, то введет отклонение в другую тональность.
Очень хороши «Веселые песенки» для детей младшего возраста на стихи Зои Петровой. «Начинаем передачу для детей» — это заставка детских телевизионных передач. Знаток ребячьей психологии, Островский уже первую интонацию строит как призыв-клич, чтобы привлечь внимание аудитории. На словах же «нора уже садиться по местам» он дает неожиданный, остро диссонирующий аккорд, будто бы предупреждая: успокойтесь, замолкните, сейчас начнем!
Сочиняя песенку «До, ре, ми, фа, соль.» (для передачи «Урок пения»), Островский имел в виду определенную музыкально-педагогическую цель. Остроумно, без назойливости «преподал» он ребятишкам сложный урок музыкальной грамоты. Если в мелодии запева затронуто пять-шесть различных звуков, то в припеве последовательно идут все семь ступеней мажорной гаммы — вверх и вниз.
А чтобы было интересное, аккомпанемент оживлен синкопами, движением шестнадцатых: увлечешь ребят — они незаметно для себя запомнят и названия пот.
Каждая из детских песенок Островского, опять-таки для большей легкости восприятия, приближена к какому-либо определенному жанру бытовой музыки. Например, «Галоши» — энергичный, веселый марш — отлично передает радость от приобретения новой вещи. Эта радость чувствуется и в веселых фанфарах вступления, и в задорных приговариваниях вокальной партии: «Галоши настоящие, красивые, блестящие». Есть здесь и что-то трогательно-комичное — ведь добрый Леша одной галошей поделился с кошкой: ему стало жалко бедное животное, всю жизнь гуляющее босиком. Маленькие исполнители сочувствуют герою песни, которого отругала мама, и характер их исполнения меняется в зависимости от содержания каждого куплета.

«Кролик» — нечто вроде грустной колыбельной («Белый кролик заболел»). Так и видишь малыша, который укачивает на руках больную куклу. Совсем в другом духе «Песенка кролика о морковке» — мягкая, приветливая, с доверительными интонациями вальса. «Тень» — живая песня-шутка, выдержанная на сплошном стаккато.
Писал Островский для малышей и в 00-е годы. Так, и по сей день их укладывают спать под звуки его милой песни «Спят усталые игрушки» (слова 3. Петровой), предназначенной для телепередачи «Спокойной ночи, малыши». Ласковая, искренняя мелодия, похожая на колыбельную, с мягкими округлыми оборотами, с типично детскими интонациями повышения голоса к концу фраз пришлась детишкам но душе. В частности, и потому, что они сами легко могут ее воспроизвести, готовясь ко сну.
У ребят старшего возраста свои, более «взрослые» заботы. Для них Островский создал серию пионерских и школьных песен: «Марш советских пионеров», «Пионер», «Дружба», мечтательный вальс о Родине и многие другие. Колокольчиком звенит «Песенка о школьном звонке» с ее зазывным сигналом «динь, динь, динь». От имени «мальчишек и девчонок» сочинена песня об их дружбе, задумчивая, лиричная и немного озорная; мелодия ее постепенно «веселеет» от повествовательного запева к оживленному, радостному припеву, который завершается бравым возгласом «ура!».
С удовольствием поют ребята и комсомольско-молодежные песни Островского, такие, как «Комсомольцы», «Так нам сердце велело», «Зори московские».

*
В 50-е годы, годы творческого становления, у Островского вырабатывается способность чутко воспринимать и преломлять разные художественные явления. Так, например, песня «Старый парк» (слова В. Вахнова и Я. Костюковского) стилизована под старинный русский романс. Позже, правда, композитор считал ее своей неудачей, однако она до сих пор популярна среди любителей этого жанра и занимает почетное место в репертуаре К. Шульженко. Типичны здесь и «романсные» секстовые интонации, и широкие мелодические скачки с оттяжками, п арледжиато, подражающие аккордам гитары в аккомпанементе, и мягкие синкопы-придыхания. Показательно, что сейчас, когда в советской песне обострилось тяготение к романсности, «Старый парк» воскрес.
В песне «Мы с тобою спорим» (слова В. Брянского) претворены традиции американской эстрады, в духе произведений Гершвина. Здесь изобилуют пряные септаккорды, нонаккорды, характерные ритмические обороты. Казалось бы, все хорошо, приятно и выразительно, да, увы, неоригинально.
По-своему примечательна песня «Зравствуйте, друзья» (слова Л. Ошанина), где композитор пытается синтезировать массовый и эстрадный жанры. Открывающий ее припев — типичный молодежный праздничный марш, украшенный интонацией взлета на слове «друзья», которая предварена активным мелодическим разбегом. Запев песни слабее припева, он основан на заурядном наборе средств эстрадно-лирической музыки. Но главный просчет этой поспи заключается, как нам кажется, в чисто внешнем объединении двух разных сфер — массовой и эстрадной: сначала одно, а затем — другое. Таким образом, один из первых «гибридов» Островского не получился. Осуществить подобный синтез ему удалось лишь позднее, в (50-х годах.

О слуховой восприимчивости Островского говорят и две песни из кинофильма «Айна» (на слова М. Матусовского). Первая из них, медленная, — «Мой ковер». В ее плавной лирической мелодии композитор естественно претворил характерные интонации, ладовые и ритмические особенности киргизского фольклора, типичную для него вариационность развития; аккомпанемент подражает звучанию народных инструментов. Быстрая, энергичная «Комсомольская» песня, но яркости уступающая первой, тоже близка киргизским наигрышам.
Среди других песен 50-х годов обращает на себя внимание «Песня о неизвестном солдате» (слова Э. Иодковского). Припев ее сравнительно мало интересен. Но выразительный аккомпанемент запева создает настроение скорбной величавости: «Вьются ласточки чернокрылые, словно в трауре их наряд, вьются ласточки над могилою, а в могиле той спит солдат». Все своеобразно здесь: и ассоциации со звучанием небольшого джазового ансамбля, будто импровизирующего в свободном ритме, и похоронный характер этой квазиимпровизации, который возникает благодаря упорному повторению основного ритмического рисунка, гармонической окраске и синкопам, словно растягивающим повторяющийся мотив аккомпанемента. По яркости фортепианная партия, безусловно, затмевает вокальную:

Скачать ноты для фортепиано

Итак, в 50-е годы завершился период становления, определились основные творческие симпатии композитора,
Островский все более сознательно тяготеет к темам гражданского звучания, используя доверительную, задушевную интонацию как залог общительности массовой песни.
Островский — друг молодежи, пионерии и малышей-дошкольников, для них композитор находит мелодии, которые они с энтузиазмом подхватывают.
Ему дорог и эстрадно-бытовой жанр, ему близки веселые, задорные мальчишки и лукаво-кокетливые девчонки, которые хотят, чтобы па них обращали внимание не только по праздникам, в дни фестивалей и форумов, а и в будни.

Но, несмотря на все это, накануне 60-х годов композитором овладело чувство неудовлетворенности. Да, он написал немало добротных и даже хороших для своего времени песен. Да, он стал известным, его приглашают на радио, в пионерские лагеря, премируют на фестивалях. Работает очень интенсивно. И вдруг начинает понимать, что сочиняет слишком много и неразборчиво. Действительно, от этого периода осталось, по существу, не более шести-семи песен.
Вместе со зрелостью к Островскому пришло осознание необходимости контроля над собственным творчеством — более строгого отбора выразительных средств, более требовательного отношения к текстам песен. Кроме того, отныне Островский в каждой новой песне будет стремиться к определенному музыкальному «открытию», пусть даже самому частному и скромному.