А. Николаев - Очерки по истории фортепианной педагогики

Музыкальная литература



В книге сделан обзор истории развития фортепианной педагогики от эпохи клавирного искусства до наших дней, показаны пути развития теории пианизма, педагогические принципы выдающихся советских пианистов.
Предназначается для студентов музыкальных вузов.

 

Скачать книгу
А. Николаев
Очерки по истории фортепианной педагогики и истории пианизма

"Музыка", 1980г.
(pdf 7.12 Мб)

Содержание:

 

ОТ АВТОРА

В истории музыкального искусства — творчества, исполнительства и педагогики — фортепиано занимает исключительное место как сольный и ансамблевый инструмент. С конца XVIII века и до нашего времени для фортепиано написано неисчислимое количество произведений. С этим инструментом неразрывно связано не только творчество величайших композиторов, но и огромная инструктивно-педагогическая литература, посвященная задачам обучения пианиста. Без фортепиано не мыслится воспитание музыканта — композитора, музыковеда, дирижера, инструменталиста, певца. В той или иной степени владеть этим инструментом должен каждый профессионал независимо от своей специализации. Велико значение фортепиано и в процессе овладения теорией музыки и сольфеджио, в изучении истории музыкального искусства. Все это объясняется особыми качествами фортепиано — инструмента, на котором можно сыграть любое произведение.

Не утратив своего специального места в музыкальной культуре, фортепиано стало инструментом универсальным, необходимым во всех областях музыкальной практики.
Естественно, однако, что вопросы профессионального фортепианного искусства в первую очередь всегда интересовали пианистов — исполнителей и педагогов. Этим вопросам посвящены многочисленные практические пособия, теоретические труды и исследования, ставящие целью помочь пианисту в его работе над овладением исполнительским мастерством. Весь этот обширный материал, накапливая и обобщая опыт практического преподавания, одновременно заложил основы теории пианизма.
О путях развития данной области музыкознания можно судить начиная с первых работ крупнейших музыкантов эпохи клавиризма и кончая трудами авторов XX века — исполнителей, педагогов и теоретиков пианизма. Но все же до настоящего времени мы не имеем специального исследования, посвященного историческому обзору развития фортепианной методики и теории пианизма. Между тем только последовательное изложение взглядов на эти вопросы может дать ясное представление о том, как они формировались на различных этапах фортепианного искусства.

Автор данной работы не ставит перед собой целью разбор всех имеющихся трудов, посвященных теории пианизма и методике преподавания игры на фортепиано. Такое исследование потребовало бы, вероятно, нескольких объемистых томов. Думается, что в этом и нет особой необходимости, так как далеко не все, что написано по вопросам пианизма, получило признание и явилось ценным вкладом в развитие фортепианного искусства. Поэтому в своем обзоре автор останавливается лишь на работах, отражающих наиболее характерные и прогрессивные для того или иного времени взгляды крупных музыкантов — композиторов-пианистов, исполнителей и педагогов — на проблемы фортепианной игры.
Автор рассматривает данную книгу как пособие для студентов, изучающих историю и теорию фортепианного искусства. По построению и содержанию она отвечает программе вузовского курса истории и теории фортепианного искусства.
Автор надеется, что это пособие заслужит внимание и пианистов-преподавателей, интересующихся историей фортепианной педагогики.


Скачать книгу Скачать книгу