Книги о музыке, ноты
В то время как Брукнер все больше разрывался
между профессией учителя и музыкой, разразилась революция 1848 года, которая
значительно изменила его жизнь. В связи с переездом Антона Каттингера
в Кремсмюнстер Брукнер получил освободившееся место и стал сначала временным,
ас 1851 года постоянным органистом монастыря, что приносило ему дополнительно
80 гульденов в год. Оказав Брукнеру большую честь, отцы-прелаты ожидали,
что, наряду с обязанностями в школе, он будет ежедневно участвовать в
богослужениях и сочинять музыку для церковных праздников. Это, конечно,
занимало очень много времени и длилось недолго. Завистники стали обвинять
его в том, что он манкирует своими учительскими обязанностями. Кроме Того,
Брукнера стали подозревать в склонности к мужчинам. Все эти неприятности
ввергли его в состояние, близкое к панике. Ужасная неуверенность в себе
и связанная с ней низкая самооценка показали, что он просто не готов к
подобным интригам. Впервые проявились два симптома, которые стали характерными
и для его дальнейшей жизни: недоверие к окружающим, присущее человеку,
низко оценивающему себя, которое могло перерасти в манию преследования,
и свойственная неуверенным в себе людям преувеличенная потребность в безопасности.
Начался период, в который он всеми силами старался добиться признания
современников. Брукнер поехал в Вену, чтобы засвидетельствовать почтение
знаменитому придворному капельмейстеру Игнацу Айсмару и показать ему свой
«Реквием ре-минор». Через несколько месяцев Брукнер посвятил Айсмару свое
новое сочинение «1140-й псалом для смешанного хора и трех тромбонов».
Брукнер чувствовал себя во время второго пребывания в монастыре очень
одиноким и покинутым; в монастыре, по его словам: «. к музыке и к самим
музыкантам относятся с полным равнодушием», и необычайные музыкальные
способности Антона оставались практически втуне.
Между тем, даже его любовь к музыке была оттеснена мыслями об улучшении
материального положения. Брукнер пытается получить место государственного
служащего в канцелярии. Вот его письмо от 25 июля 1853 года: «. ничтожный
проситель, приложивший все силы и старания, дабы овладеть ремеслом письмоводителя,
к коему он уже давно чувствует непреодолимую склонность, позволяет себе
еще раз нижайше просить высокую к.к. Организационную Комиссию милостиво
предоставить ему место канцеляриста, или что-либо подобное, соответствующее
его скромным знаниям и способностям».
Это прошение является типичным для эпистолярного стиля Брукнера. Следует
отметить, что из его писем нельзя получить существенно новых сведений
ни о его личности как художника, ни о сочинительской деятельности. Но
можно, с другой стороны, поспорить с мнением, бытовавшим в период перед
второй мировой войной о том, что «письма Брукнера проникнуты наивностью,
инфантильностью, восторженным энтузиазмом, в них сквозят доброта, чистосердечность,
смирение, а также покорность церкви и окружающему миру». В действительности,
стиль писем Брукнера обусловлен школьным образованием домартовского периода,
когда ученикам преподавали готовые формы и образцы писем на все случаи
жизни. Ведь еще сегодня существует «Сборник образцов», традиция которых
уходит вглубь средневековья. И в домартовский период ученикам элементарных
школ в форме диктанта давались образцы писем, которые они могли использовать
в жизни. Для писем Брукнера характерен именно этот стиль, которому его
обучали в школе, и который он затем, будучи учителем, долгое время преподавал
своим ученикам.
Брукнер всегда стремился к материальному достатку и уверенности в жизни,
его постоянно страшила нужда, которая много лет сопровождала его жизнь.
Этот страх скорее всего обусловливался воспоминаниями о нищете, в которой
жила его семья в результате ранней смерти отца.
В те же годы выявилась еще одна проблема, которая повлияла на всю его
жизнь, а именно, несчастная мечтательность и безответные чувства к молодым
девушкам, что повторялось с монотонной регулярностью. После неудачи с
дочерью учителя Богнера Алозией он воспылал любовью к дочери сборщика
налогов, но эта любовь тоже была отвергнута. А поскольку строгое клерикальное
воспитание не позволяло ему удовлетворять сексуальные потребности вне
брака, то могли возникнуть проблемы, оказавшие воздействие на формирование
его личности. С другой стороны, чувство неразделенной любви однозначно
явилось важной причиной одиночества, на которое он часто жаловался в более
поздний период, и о котором уже упоминалось в письме к другу Зайберлю:
«.Я сижу всегда несчастный и одинокий, всеми покинутый и грустный в своей
каморке».
24 марта 1854 года умер прелат Михаэль Арнет, благодетель и ближайший
друг Брукнера. По случаю интронизации его преемника Фридриха Майера 14
сентября 1854 года Брукнер сочинил одно из самых значительных своих произведений
«Месса солемнис» ре-диез-минор. Мастер вновь почувствовал себя глубоко
уязвленным и обиженным, когда после торжественного исполнения его забыли
пригласить к праздничному столу. Но вскоре стало ясно, что и новый прелат
относится к нему с милостивым благоволением. Но гораздо большее значение
для развития Брукнера как художника имело в апреле 1855 года пребывание
в монастыре Св. Флориана выходца из Праги органиста и композитора Роберта
Фюрера. В это время Брукнер очень успешно сдал в Линце экзамен на должность
старшего учителя. Роберт Фюрер, одаренный музыкант, сразу определил, что
монастырскому органисту еще не хватает знаний во многих областях техники
композиции и формы, а посему он посоветовал Брукнеру обратиться к Симону
Зехтеру, самому значительному теоретику музыки Австрийской империи того
времени. Брукнер в июле 1855 года, получив рекомендации Фюрера, отправился
в Вену. Зехтер тотчас взял его в ученики и посоветовал, как можно скорее
вырваться из тесных стен монастыря Св. Флориана.