Л . Новоселова - Творчество А. Эшпая

А. Эшпай ноты



Ноты, книги, литература по музыке

 

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ О СТИЛИСТИКЕ СОЧИНЕНИЙ А. ЭШПАЯ

 

 

Постоянное движение вперед — это качество в высшей мере присуще А. Эшпаю. Весь его путь — стремление ощутить и запечатлеть людей нашего времени, показать мир сложных и противоречивых явлений, как через преодоление зла и страдания утверждаются высшие духовные ценности. Благодаря такой эстетической платформе произведения Эшпая приобретают особую гражданскую актуальность. Драматизм событий всегда преломлен в них сквозь живительную силу светлых красок. Радость пронизывает его музыку. Она находит выражение и в более простом — жанровом обличье, и в произведениях, отличающихся философской глубиной и значительностью. Это дает право говорить о единстве стиля Эшпая и объясняет, почему при всей сложности проблем его искусство понятно широким массам.
Творческий диапазон исканий композитора простирается от массовой песни до симфонии, балета. И в этом тоже проявляется его связь с жизнью, с людьми, на разнообразные запросы которых он, как истинный советский художник, горячо откликается.
Эшпай видит мир контрастов в их реальном взаимодействии и воплощает его характерные приметы в своей музыке. Различные, часто противоречивые по образному строю, сочинения композитора содержат сходный комплекс интонаций, технологических и композиционных приемов, принципов драматургии. Общей стилистической приметой является поэзия чувства, большая лирическая одушевленность и взволнованность.

Верность занятой позиции Эшпай сохраняет в любом своем произведении, поэтому так закономерен в его творчестве процесс слияния жанров. Камерная интимность песни проникает в драматический жанр симфонии и делает ее более общительной, доступной к восприятию. С другой стороны можно наблюдать симфонизацию камерности. Здесь происходит то, о чем говорил Б. Асафьев в одной из своих статей: «То, что делает камерный стиль настоящей музыкой, а не оранжерейной забавой, может быть обозначено только единственным, определяющим эту сущность понятием — симфонизм» К Это определение вспоминается при анализе скрипичных сонат Эшпая. Воздействие джаза заметно в балете и в ряде крупных симфонических полотен (Вторая и Третья симфонии, Концерт для оркестра, Вторые фортепианный и скрипичный концерты), и в то же время в эстрадных пьесах, песнях ощущается большая оркестровая культура. Важнейшие элементы кино: перемещение событий во времени и пространстве, мгновенные переключения ракурса объекта, наплывы и т. д. -нахрдят отражение в балете и в оперетте, в симфониях кантате.
Яркий самобытный талант Эшпая вырос и расцвел на прочном фундаменте русской, советской и прогрессивной западной музыки, традиции которой он активно развивает. Настойчиво проявляет себя марийский исток его творчества, выступающий как одна из важных закономерностей искусства композитора. Главное здесь — поиски синтетических решений, обновление, опирающееся на сочетание элементов народного творчества с современными средствами образной выразительности. Композитор живо впитывает новшества в области музыкального языка и всегда дает им оригинальную трактовку. Новые тембровые комбинации, серийная система, пентахордные и тетрахордные лады, пентатоника с многообразным претворением в ней элементов диатоники (предпочтительно дорийской и лидийской), сложные полифункциональные и политональные сферы, определенное тяготение к горизонтальной манере письма, ритмическая изобретательность — каждое из этих средств оказывается оправданным и уместным, соответствующим образному смыслу и содержанию произведений.
Красочность, изысканность звуковой палитры Эшпая тонкими нитями связана с искусством импрессионистов и, в первую очередь, с творчеством Равеля. Эта связь более открыта и проста в ранних сочинениях и более опосредована в последующих.
Так, в многогранных проявлениях своих творческих устремлений Эшпай предстает как выдающаяся художественная личность, непрерывно стремящаяся «к новым берегам». Плодотворность поисков в разных жанровых сферах обеспечила ему видное место в ряду советских композиторов. Оценивая искусство Эшпая, А. Хачатурян говорит: «Я считаю Андрея Яковлевича чрезвычайно одаренным композитором, творчество которого сыграло заметную роль в истории советской музыки. Он знаменит и будет знаменит еще больше»

Композитор находится в расцвете творческих сил. И есть все основания ждать от него новых ярких, талантливых произведений.