П.И. Чайковский - Об опере

Чайковский (книги, литература)

П. Чайковский (ноты)



Литература о музыке, нотные сборники

 

 

Скачать книгу
П.И. Чайковский
Об опере

Избранные отрывки из писем и статей
составление, редакция и комментарии И.Ф. Кунина
"Государственное музыкальное издательство", 1952г.
(pdf 4.32 Мб)

Содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Ни один из русских композиторов не оставил такого богатого и разнообразного литературного наследия, как П. И. Чайковский. Его музыкально-критические статьи 1868—1876 годов, его записи в дневниках и обильные высказывания на музыкальные темы в письмах образуют в совокупности целую систему отстоявшихся, глубоко продуманных - взглядов на музыку. Наиболее полно представлены в этом наследии суждения великого композитора об опере. Заявляя в письме к С. И. Танееву от 14 января 1891 года, что оперы следует писать «так, как бог на душу положит», Чайковский, разумеется, не требовал буквального понимания этих слов. Он только давал энергичный отпор рассудочному способу сочинения музыки, отрицал, как это делал не раз, возможность подчинения творческого процесса мертвой, придуманной схеме. Но о том, что такое опера, какова задача русского оперного композитора, в чем правда и в чем ложь реформаторских попыток в области оперы, Чайковский думал и писал в течение всей жизни, на разных этапах развития возвращаясь к этой глубоко волновавшей его теме, вкладывая в эти размышления свой громадный композиторский опыт, художественную чуткость и страстную любовь к родине и родному искусству. Отдельные противоречия теряются на фоне удивительной цельности его последовательно демократических, подлинно передовых воззрений на оперное дело. В годы засилья итальянской оперы, усиленно насаждавшейся в России, в годы широкого разлива вагнерианства, подчинившего своему обаянию даже такого сильного и самобытного деятеля, как А. Н. Серов, Чайковский рука об руку с «Могучей кучкой» в мужественной борьбе отстаивал заветы и наследие М. И. Глинки. Правда, такое сложное и внутренне противоречивое художественное явление, как «Каменный гость» Даргомыжского, Чайковский расценил иначе, чем публицисты и композиторы «кучки». Он увидел в «Каменном госте» не его прогрессивные черты, обогатившие русский музыкальный театр, а предвзятость, надуманность художественного решения. Он осудил в нем элементы наивного натурализма и непрактичность чисто речитативной оперы, от которых, если не в теории, то на практике, постепенно отказались и Бородин, и Римский-Корсаков, и Мусоргский. Иначе чем «кучкисты», отнесся Чайковский к «Руслану и Людмиле», не уловив, видимо, особенностей чуждого ему жанра оперы-сказки. Но, даже расходясь с «кучкистами» в понимании эпического жанра и в оценке роли речитатива, Чайковский неизменно разделял с ними главное. Вместе с ними он боролся за правдивую, глубоко реалистическую оперу, за близкое и понятное народу искусство, за великую русскую оперную школу. Высоко ставя Моцарта, восхищаясь Бизе, отдавая должное сильным сторонам Мейербера, Россини и Верди, он беспощадно осуждал антиреалистическое искусство позднего Вагнера, трескучую манеру французской «большой оперы», приторную сладость Массне, ремесленные, антихудожественные изделия итальянской школы.

Вклад Чайковского в сокровищницу русской оперы неизмеримо велик. Опыт создателя «Онегина» и «Пиковой дамы» полон значения для деятелей советской оперы. Приводимые в сборнике высказывания позволяют, до известной степени, проникнуть в творческую мастерскую композитора и проследить отдельные моменты художественного процесса— от выбора оперного сюжета до вдумчивой и содержательной работы Чайковского с постановщиком и исполнителями. Поучительна не доведенная до конца длительная борьба композитора с либреттистом за полноценное либретто «Чародейки». Интересна совместная работа с Э. Ф. Направником, чей музыкально-сценический опыт Чайковский высоко ценил, хотя как дирижера считал несколько ограниченным. Авторское истолкование образов Татьяны, Онегина и Ленского, образов Иоанны (в опере «Орлеанская дева»), Настасьи (в опере «Чародейка»), Германа, его трактовка баллады Томского — драгоценны в полном смысле этого слова. В высшей степени интересны мысли и замечания Чайковского об оперном либретто, образцы оперных сценариев, обсуждение не осуществившихся оперных проэктов «Капитанской дочки», «Ромео и Джульетты», «Отелло» и других. Вместе с тем сборник далеко не исчерпал имеющийся материал высказываний Чайковского об отдельных операх. Пропущены, в частности, свидетельства о творческой истории ранних опер Чайковского, а также отзывы, требующие обстоятельного пояснения, более уместного в рамках исследовательской работы.
Весь материал разбит на два раздела. В первом даны в хронологической последовательности высказывания композитора о своих операх и оперных проектах. Во втором собраны отзывы Чайковского о русских и зарубежных операх. Необходимые сокращения отмечены многоточием. Даты всюду даются по старому стилю. Особенности орфографии не сохранены.
Составитель

 

Скачать книгу Скачать книгу