С. Павчинский- Сонатная форма произведений Скрябина

Музыкальная литература

А.Скрябин



В книге С.Э. Павчинского — знатока творчества Скрябина, автора переложений симфонических произведений для фортепиано — анализируются особенности сонатной формы Скрябина, прослеживается ее эволюция в симфонических и фортепианных произведениях композитора. Автор обстоятельно анализирует все (за исключением лишь ранних незрелых) произведения Скрябина, написанные в сонатной форме

 

 

Скачать книгу
С.Э. Павчинский
Сонатная форма произведений Скрябина

"Музыка", 1979г.
(pdf 14.5 Мб)

Содержание:

 

Предисловие

Предлагаемая читателю книга Сергея Эразмовича Павчинского основана на сочетании и взаимодействии двух жанров — исследования и теоретически обоснованного путеводителя. Будучи превосходным музыкантом, автор книги проявляет в ней себя и как мыслитель, внимание которого направлено на поиски и определение как художественно-эмоционального смысла, заключенного в каждом из последовательно возникающих этапов музыкального становления, так и тон внутренней логики их продвижения, которая обеспечивает целостность и.индивидуальность любого разбираемого сочинения Скрябина.
Основой для решения этой двуединой задачи становится глубоко содержательный анализ выразительных средств — мелодии, гармонии, ритма, полифонии в их постоянном взаимодействии: Существенную роль играет при этом изучение тональных планов, интонационных связей.

Особенно плодотворны и новы устанавливаемые С. Э. Павчинский закономерности функционирования композиционных структур Скрябина. Немало усилий автор книги приложил для опровержения ходячего мнения об их консерватизме, стандартности. Доказывая их своеобразие, С. Э. Павчинский устанавливает одновременно важнейшую закономерность, присущую «специфике скрябинской сонатности, Линия ведущего сквозного драматургического развития связывает композиционные точки не основного, а второго плана формы и опирается, поэтому чаще всего не на темы главной и побочной партий, а на другие, моменты, играющие в классицистских образцах меньшую роль. Кроме того, у читателя создается ясное предоставление об отличии тематизма фортепианных сонат раннего и среднего периодов творчества композитора от его же симфоний.

Наконец, С. Э. Павчинский исследует закономерности не только сонатной формы, но и сонатного цикла; внимание его направлено также и на генезис одночастной (нециклической) сонатности в сочинениях, среднего и позднего периодов творчества композитора.
Очень большое внимание С. Э. Павчинский уделяет специфике гармоний поздних произведений Скрябина, Исходя из непосредственного слышания музыки, он обнаруживает в новой системе ладовой организации, («прометеевского» и «послепрометеевского» периодов) ясно выраженные элементы классических мажора и минора. Это очень ценно, так как не только помогает ориентироваться в сложной музыкальной ткани «позднего Скрябина», но и укрепляет наше представление об органической связи новаторства и традиций в музыке композитора. Постоянная направленность на эмоционально-психологическое понимание всех структур при глубине теоретического осознания их существа обеспечивает единство двух планов книги, исходящих из отмеченной выше ее двужанровой основы, — описание процесса движения музыки сопровождается постоянными и настойчивыми теоретическими комментариями, последние же всегда музыкально осмыслены и лишены какой-либо сухости и умозрительности.

Вполне законченный и подготовленный к печати текст книги С.Э. Павчинского оставлен без существенных поправок. Небольшое число спорных или неточных формулировок оговорено в сносках.
Редактор данного издания верит, что исследование С. Э. Павчинского принесет большую пользу музыкантам самых разных специальностей, и в частности исполнителям, так как весь ход умозаключения автора книги исходит из музыкально-исполнительского осознания музыки Скрябина.
В. Бобровский

 

Скачать книгу Скачать книгу