М. Бражников - Фортепиано

Ноты для фортепиано



История музыкального инструмента фортепиано

 

 

Фортепиано

1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

 

 

Много смекалки и труда вложили мастера и конструкторы в струнные клавишные инструменты, но никто из них не додумался до того, что удалось сделать итальянцу Бартоломео Кристофори (1655 — 1731) — изобретателю фортепиано. Точная дата изобретения не установлена. Известно, что в 1709 году в музее музыкальных инструментов во Флоренции (коллекция Ф. Медичи), хранителем которого был Кристофори, находились четыре сделанных им инструмента под названием «col piano е forte». Возможно, 1709 год и является фактическим временем изобретения фортепиано, однако за официальную дату принимают 1711 год, когда в одном из итальянских журналов было опубликовано описание изобретения Кристофори, сделанное Сципионом Маф-феи, видевшим в музее инструменты Кристофори.
С 1711 года началась новая эра в развитии струнных клавишных инструментов и в связи с этим — в композиторском творчестве.

Механика, сконструированная Кристофори, имела только одну деталь, общую с механикой клавикорда и клавесина, — клавишу, по-прежнему выполнявшую роль передатчика удара от руки к источнику звука — струне.
 
Однако Кристофори применил для этого принципиально новое приспособление. В его механике предусмотрен молоточек, состоящий из рукоятки — тонкой деревянной палочки и собственно молотка — насаженной на ее конец деревянной головки, обклеенной прочной лосиной кожей. Та или иная мягкая обтяжка молоточка обязательна: без нее звук струны после удара получился бы сухим и дребезжащим. Основание стержня молоточка утолщено и имеет вид ступеньки.

Сама клавиша молоточек не подбрасывает, эту «работу» выполняет небольшой, вертикально стоящий брусочек[1], передающий толчок от клавиши к молоточку. При нажиме на клавишу стержень упирается в ступеньку у основания молоточка и подбрасывает его вверх, следствием чего является удар по струне снизу. После этого молоточек не остается прижатым к струне, подобно тангенту клавикорда,— он снова опускается вниз, ибо подтолкнувший его брусок выскальзывает из-под ступеньки, отводимый в сторону особой пружиной. Молоточек возвращается в первоначальное положение и готов к новому удару, потому что толкающий брусок опять находится под его ступенькой. Стука при падении молоточка не возникает, так как он ложится на мягкую опору из шелковых шнурков.
Чрезвычайно важно то, что струна, зазвучав, колеблется совершенно свободно и молоточек больше не может на нее воздействовать.

Связь рут со струной нарушена и возникает только при вторичном ударе по клавише, однако эта связь не длительна, а мгновенна. Удар получается коротким, отрывистым, и струна звучит на всем протяжении. Следовательно, громкость инструмента Кристофори зависела от резкости удара по клавише, что определяло, в свою очередь, ту силу, с которой молоточек бил по струне.

Если до Кристофори фортепиано и не было, то с самим приемом удара по струне молоточком западноевропейские инструментальные мастера все же встречались, наблюдая за игрой цимбалистов. Ударяя по струнам деревянными молоточками, они держали их в руках, по желанию изменяя силу удара. При достаточном умении это позволяло достигать большого разнообразия в динамике звука — от едва слышимого до очень громкого, то есть как раз того, чего не хватало клавишным инструментам — предшественникам фортепиано.


Фортепиано «Жираф»

Возможность получения по желанию исполнителя как громких, так и тихих звуков с постепенным переходом от одних к другим и послужила поводом к тому, что инструмент был назван фортепиано (в этом названии соединяются два слова: «форте» — громко и «пиано» — тихо).
Для прекращения звучания струн Кристофори применил особые глушители — демпферы— в виде деревянных стержней, опирающихся на клавиши и имеющих на верхнем конце мягкую подушечку, лежащую на струне. При нажиме пальцем на клавишу демпфер поднимается вверх, и освободившаяся от него струна приходит в состояние колебания. Когда клавиша опускается, вместе с ней опускается и демпфер, прекращая звучание струны.

Итак, благодаря Кристофори появилась на свет новая механика струнных клавишных инструментов — молоточковая. Несмотря на то, что конструкция инструмента Кристофори была опубликована, она не получила широкого распространения и на родине изобретателя вскоре была забыта. Сохранились два инструмента, сделанные Кристофори в 1720 и 1726 годах, но объем их клавиатуры еще очень невелик— всего четыре октавы.

 

1 В настоящее время — в усовершенствованном виде — брусочек называется шпилером.

1 2 3 4 5 6 7 8 9