М. Бражников - Фортепиано

Ноты для фортепиано



История музыкального инструмента фортепиано

 

 

Фортепиано

1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

 

В годы «смешения» клавишных инструментов творил не только Моцарт, но также Гайдн, Филипп Эмануэль и Вильгельм Фридеман Бах. Большинство их сочинений, безусловно, написано для фортепиано с учетом его музыкально-технических возможностей.

В фортепианных сочинениях Гайдна мелодия часто украшена трелями, мордентами, форшлагами и группетто, в чем сказывается стилистическая близость их к мелодике французских клавесинистов. Но мелизмы Гайдна (как и Моцарта) разнообразнее, чем Куперена и Рамо. Клавесинисты ограничивались преимущественно форшлагами и мордентами, венские же классики вводят трели и группетто[1].
 

Излюбленными фортепианными сочинениями Гайдна и Моцарта были сонаты (Гайдн написал их более 50, Моцарт—17), получившие в их творчестве классическую трех-четырехчастную форму, принятую в основном и в настоящее время.

Моцарт завершил искания предшественников. Вместе с Гайдном он создал раннеклассический стиль и положил начало позднеклассическому стилю фортепианной музыки. Ранние сонаты Гайдна и Моцарта все же остаются камерными, и лишь в поздних намечается новый пианизм, нашедший столь высокое продолжение в XIX веке. В произведениях Моцарта, особенно в сонатах, можно проследить развитие двух видов фортепианной фактуры, характерной для XVIII века: легкой и прозрачной, где на фоне традиционного сопровождения — «альбертиевых басов»[2]— проходит выразительная мелодия, и насыщенной более мощными звучаниями, приближающейся в какой-то мере к оркестровым лриемам венского классического симфонизма.
Примерами такой фактуры могут служить темы вступления «Фантазии» и главной партии сонаты до минор.

Ноты к произведениям Моцарта
Моцарт - Фантазия

 

Ноты для фортепиано к произведениям Гайдна и Моцарта
Соната c-moll

Обращает на себя внимание двухоктавное изложение главной темы сонаты, напоминающее по характеру оркестровое тутти[3]. У Гайдна и Моцарта уже ясно определяются и классические приемы фортепианной техники, точное разделение функций обеих рук: мелодия исполняется правой рукой, а сопровождение левой. Сопровождение обычно ограничивалось несколькими установившимися приемами, среди которых были особенно распространены уже упомянутые «альбертиевы басы».

В ряде фортепианных сонат Гайдн и Моцарт значительно усложняют сонатную форму, строя ее на сопоставлении трех или четырех контрастных частей: быстрого, энергичного аллегро, медленного, певучего адажио (или анданте) и стремительного мажорного финала (чаще в форме рондо). Все сказанное оказалось бы невозможным, если бы композиторы не нашли в фортепиано верного помощника и выразителя своих музыкальных замыслов. Моцарт, в частности, подтвердил это в полной мере, будучи выдающимся исполнителем — клавесинистом и пианистом. Под его пальцами фортепиано зазвучало как инструмент, способный удовлетворить строгим художественным и виртуозным требованиям; оно не только выдержало труднейшие испытания, но и показало, что его конструкцию можно и дальше подвергать совершенствованию.

1 Vorschlag (нем. vor — перед, пред, Schlag— удар) — один или несколько звуков, исполняемых перед основным звуком мелодии; mordente (ит.)—острый — три ноты: основная — секундой выше или ниже — основная, исполняемые в быстром темпе trillare (ит.) — дребезжать — многократное быстрое чередование двух соседних звуков; gruppetto (ит.) — маленькая группа — быстрое исполнение четырех нот (основной и окружающих ее верхних и нижних).

2 Повторение в левой руке фигурации по звукам аккорда; названы так по имени итальянского певца, пианиста и композитора XVIII в. Доменико Альберти.

3 Одновременная игра всех инструментов оркестра.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9