М. Бражников - Фортепиано

Ноты для фортепиано



История музыкального инструмента фортепиано

 

 

Фортепиано

1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

 

Предварительные выступления советских музыкантов на Четвертом международном конкурсе пианистов в Рио-де-Жанейро (декабрь 1965) вызвали такое восхищение, что жюри сразу же (в виде исключения) учредило две первые премии. Их присудили О. Яблонской и А. Любимову. Об исполнительском мастерстве победителей конкурса председатель жюри А. Синкевич сказал: «Лучше играть невозможно».

Среди советских композиторов-пианистов особо выделяются Сергей Прокофьев (1891 — 1953) и Дмитрий Шостакович (род. 1906 г.).

С. Прокофьев — ученик А. Н. Есиповой. По классу фортепиано и дирижирования он окончил Петербургскую консерваторию с золотой медалью и премией им. А. Г. Рубинштейна (рояль). Им создано значительное число фортепианных сочинений, среди которых особенно известны пять концертов для фортепиано с оркестром, девять сонат, циклы миниатюр («Мимолетности», «Сарказмы», «Сказки старой бабушки»), а также многие отдельные пьесы («Наваждение», «Порыв», «Токката» и другие). Трактовка фортепиано в них весьма различна. В ранних пьесах можно заметить две тенденции — виртуозно разработанную фактуру («Токката») и тонкое, прозрачное письмо («Мимолетности»). В «Мимолетностях» интересны также красочные находки в педализации (например, разные гармонии на одну педаль во второй пьесе). Наиболее характерно для Прокофьева использование фортепиано в концертно-виртуозном плане. Новизна его фортепианной музыки состоит в том, что композитор вкладывал в нее близкое ему современное содержание, обогащал музыкальный язык, а тем самым и фактуру фортепианного письма:

Произведения Прокофьева  - ноты
С.Прокофьев. Соч.81 Соната №8

 

Фортепианные сочинения Д. Шостаковича сравнительно немногочисленны — два концерта, Двадцать четыре прелюдии, две сонаты, цикл из двадцати четырех прелюдий и фуг и другие. Они не отличаются большим виртуозным блеском, фактура их (за исключением первой сонаты) почти классически проста.

Построив Двадцать четыре прелюдии и фуги по образцу «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, Шостакович создал современный русский полифонический стиль[1], часто приближающийся к хоровому, оркестровому или камерно-инструментальному письму:

Фуги Шостаковича

Ноты к произведениям Шостаковича
Д.Шостакович. Фуга №15 из цикла «24 прелюдии и фуги»

Шостакович не одинок в современном фортепианном искусстве — полифоническая техника приобретает все большее значение.

В настоящее время фортепиано превращается в главный, почти универсальный инструмент, возможности которого используются все шире и разностороннее. Это — инструмент и сольный, и концертирующий с оркестром, и участник камерного ансамбля, и «рядовой член» симфонического и эстрадного оркестров. Особенно большого уровня в отношении использования художественных и технических средств инструмента композиторы достигли в жанре концерта для фортепиано с оркестром. Он зародился в конце XVIII века, когда еще существовал клавесин. В концерте клавесин, а затем фортепиано были солирующими инструментами, вступавшими в соревнование с оркестром и побеждавшими его (латинское слово concertare означает «состязание»). Вначале фортепиано, тогда еще малосовершенному инструменту; было не легко вступать в борьбу с симфоническим оркестром, но с течением времени оно становилось все более и более сильным его соперником.
 
Фортепианные концерты писал еще Иоганн Христиан Бах (1735—.1782). Около пятидесяти клавирных концертов принадлежит Филиппу Эмануэлю Баху (1714— 1788). Классический тип фортепианного концерта, какого композиторы придерживаются до настоящего времени, был создан Моцартом — автором двадцати семи фортепианных концертов с оркестром. В таком концерте три части: быстрая, медленная, быстрая. В конце первой и последней частей была обязательна каденция К Раньше композиторы, как правило, не сочиняли каденций, их должен был импровизировать сам исполнитель. Только Моцарт, борясь с произволом пианистов, часто злоупотреблявших виртуозностью в ущерб художественности музыки, впервые стал их выписывать. Наиболее известны концерты Моцарта, Бетховена, Шопена, Листа, Сен-Санса, Скрябина, Глазунова, Чайковского, Рахманинова — всех не перечесть. Разумеется, в процессе развития жанр концерта изменялся, отражая в себе стили художников и эпох. Поэтому современные фортепианные концерты могут лишь отдаленно напомнить первые образцы концертов XVIII века.
Идя по пути великих предшественников, овладевая их музыкальным наследством, высокого художественного уровня в жанре концерта для фортепиано с оркестром достигли советские композиторы — Прокофьев, Шостакович, Кабалевский, Хачатурян, Бабаджанян, Баланчивадзе, Тактакишвили, Ревуцкий, Мушель, Вайнюнас, Николаева, Гасанов и многие другие.

Наряду с симфонией (даже в большей мере) жанр концерта, и прежде всего фортепианного, занял в советской инструментальной музыке главное место. Стремясь к наиболее конкретному отображению нашей действительности, композиторы нередко используют в концерте принципы программности. Другой характерной чертой советского фортепианного концерта является его красочная многонациональное: композиторы братских республик создают произведения, опираясь на музыкальное творчество своего народа.

Многие фортепианные концерты советских авторов прочно удерживаются в репертуаре крупнейших отечественных и зарубежных пианистов и завоевали любовь у самых широких слоев слушателей.
После двух с лишним столетий исканий, успехов и неудач музыканты получили в свое распоряжение инструмент исключительного совершенства. Судить о нем надо, конечно, по лучшим в техническом отношении образцам, а о звуковых качествах и искусстве пианизма — слушая игру хороших исполнителей.
Основное назначение рояля — быть солирующим инструментом. Репертуар пьес для фортепиано совершенно неисчерпаем, он включает произведения самых различных форм, стилей, жанров. Кроме специальной литературы для фортепиано, существует огромное количество переложений опер (клавиры), симфоний, инструментальных ансамблей, хоровых и оркестровых произведений и т. д.
Изредка практикуется игра на двух роялях. В этом случае оба инструмента равноправны и как бы сливаются в один солирующий инструмент. Превосходные фортепианные дуэты, например, написаны Рахманиновым. Гораздо чаще играют на одном инструменте в четыре руки. Для этой формы исполнения существует большая литература, включающая как оригинальные сочинения, так и всевозможные переложения. Фортепиано входит в разного рода ансамбли: трио— скрипка, виолончель, фортепиано; квинтет — смычковый квартет и фортепиано и т. д.

Иногда фортепиано, наряду с другими инструментами, используют и в симфоническом оркестре. Все знают песню Баяна из первого действия оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Баян поет, играя на гуслях; звучание их композитор передает арфой в сочетании с фортепиано. Рояль как оркестровый инструмент использовали А. Глазунов («Времена года», «Раймонда»), И. Стравинский («Свадебка», «Жар-птица»), Д. Шостакович (Пятая симфония) и другие композиторы.
Если фортепиано входит в состав эстрадного оркестра, то нередко на него ложится роль организующего инструмента; важен он и как гармонический инструмент; особую остроту и «свежесть» вносит и его тембр.
Неоценимо значение фортепиано как аккомпанирующего инструмента для концертных выступлений певцов и инструменталистов. Романсы, песни и различные инструментальные пьесы чаще всего пишутся с расчетом на фортепианное сопровождение. Без рояля обычно не обходятся профессиональные и самодеятельные хоры (кроме хора a cappella) и танцевальные коллективы. На фортепиано аккомпанируют оперным певцам во время репетиций.

Совершенно ошибочно мнение, будто фортепиано необходимо только пианистам. Нет! Оно нужно музыкантам всех специальностей. Играющие на смычковых инструментах и певцы проверяют на нем высотную точность звука. Они должны хотя бы немного уметь играть, чтобы знать партию фортепиано исполняемой вещи, а певцы, в случае необходимости, и саккомпанировать самим себе. Дирижер садится за рояль, просматривая партитуру симфонии или оперы; композитор часто сочиняет за роялем или проигрывает на нем написанную музыку; педагог иллюстрирует с его помощью свои лекции. Фортепиано — не «один из многих», а «царь инструментов», как называл его Антон Григорьевич Рубинштейн. Это фундамент пианистического и общего музыкального профессионализма, могучее орудие художественного воспитания и создания профессиональных кадров музыкантов. Игра на фортепиано и слушание фортепианной музыки — неисчерпаемый источник эстетического наслаждения, один из путей к постижению накопленных в течение столетий музыкальных сокровищ и раскрытию духовного мира творцов музыки — композиторов.

Не напрасно изобретателю фортепиано Бартоломео Кристофори на его родине поставлен памятник.

 


1 Полифония (от гре. poly — много, phone —голос) — многоголосная музыка, в которой одновременно звучит

2 Каденция (от ит. cadenza окончание) — наиболее, технически сложное, самое яркое место в партии солирующего инструмента, предназначенное для выявления виртуозных способностей музыканта.

1 2 3 4 5 6 7 8 9