Р. Щедрин (ноты)
В книге рассматриваются сочинения Р. Щедрина, созданные в ранний период творчества, с 1954 по 1963 г. Особое внимание уделяется тем произведениям, в которых преломляются элементы русской народной музыки: балету «Конек-Горбунок», опере «Не только любовь», Концерту для оркестра «Озорные частушки», Первому фортепианному концерту. В живой и увлекательной беседе автор раскрывает содержание музыки, дает возможность читателю постичь смысл сложных сочинений современного музыкального искусства
Предисловие
Музыка Родиона Щедрина уже давно завоевала широкую популярность и признание,
каждое его новое произведение пробуждает живейший интерес слушателей,
открывает новые творческие грани. Далеко, в начале пути, остались его
творческие первенцы, но они и поныне не утратили своей привлекательности
и обаяния, продолжают звучать в концертных и театральных залах. Им посвящен
и очерк И. Прохоровой.
В кратком вступлении раскрыт авторский замысел, реализованный в содержательном
повествовании о четырех крупных произведениях молодого композитора, начиная
с Первого фортепианного концерта, которым он блистательно закончил консерваторию.
Вспоминается, как свежо и увлекательно прозвучал тогда этот концерт в авторском исполнении, как поразило публику звучание мелодий частушек, впервые появившихся в академическом жанре. А далее — дебют на сцене Большого театра с балетом «Конек-Горбунок» и оперой «Не только любовь», где снова раскрывалась почвенность таланта Р. Щедрина, и, наконец, «Озорные частушки» — высокооригинальная, мастерски написанная партитура, музыка, часто звучащая в концертах.
Все четыре произведения стали крупными достижениями молодого композитора,
они родственны друг другу и по своим истокам, и по общности стилистических
устремлений, что дает возможность их комплексного рассмотрения. Этому
и посвящен очерк И. Прохоровой, где они разбираются и каждое в отдельности,
и в общей связи, в широкой творческой панораме. Автор излагает свою концепцию
в сжатом повествовании, обращенном к широкому кругу профессионалов и любителей
музыкального искусства.
А это очень важно — среди книг о музыке должны быть и такие, помогающие
им углубить понимание прослушанных произведений. Ведь общий уровень и
запросы любителей музыки растут с каждым годом,
и многие из них уже не удовлетворяются непосредственными впечатлениями,
хотят лучше разобраться в прослушанном, в особенности если это нечто новое
и необычное.
Очерк И. Прохоровой отвечает этим запросам, он пополняет литературу о
Родионе Щедрине новыми и интересными страницами. Он займет свое место
в ряду книг о нашем музыкальном искусстве, выпускаемых в свет издательством
«Советский композитор»
И. Мартынов