В.Яковлев - Пушкин и музыка

Русский оперный театр. Очерки

А.Пушкин

М.Мусоргский



Книга о русских композиторах и произведениях на стихи А.С.Пушкина

 

 

Пушкин и Мусоргский

1 2 3


 

Сюжет «Бориса Годунова» был предложен Мусоргскому одним из его приятелей — пушкинистом Вл. Н. Никольским. Его же советами пользовался, невидимому, композитор при разработке сценария оперы (в обеих ее редакциях).

Начало работы над оперой «Борис Годунов» датируется октябрем 1868 года, ее окончание — 15 декабря 1869 года. Летом 1870 года Мусоргский представил свою оперу в дирекцию петербургских театров для постановки; но комитет при дирекции, куда входили, кроме Э. Ф. Направника, мало авторитетные и притом весьма консервативные музыканты, отнесся к опере неодобрительно; Мусоргский взял свою партитуру обратно для пересмотра.

По рассказу Н. А. Римского-Корсакова, «новизна и необычайность музыки поставили в тупик почтенный комитет, упрекавший, между прочим, автора и за отсутствие сколько-нибудь значительной женской партии. Действительно, в партитуре первоначального вида не существовало польского акта, следовательно, роль Марины отсутствовала. Многие придирки комитета были просто смешны.», и В. В. Стасов добавляет, что членов комитета поразило преобладание хоров и ансамблей и слишком чувствительное отсутствие сцен для отдельных действующих лиц.

После небольшого перерыва, вызванного сочинением по заказу оперы-балета «Млада» (совместно с Римским-Корсако1вым, Бородиным, Кюи), Мусоргский принимается с начала 1871 года за переработку «Бориса». В результате возникает «вторая редакция» оперы, законченная в июле 1872 года.
В феврале 1873 года три сцены из «Бориса» были показаны в петербургском б. Мариинском театре, а 27 января 1874 года вся опера (во второй редакции) была исполнена в том же театре, вопреки желанию дирекции и исключительно благодаря категорическому настоянию артистки Ю. Ф. Платоновой, певшей партию Марины. Публика, преимущественно разночинная молодежь, приняла оперу восторженно, несмотря на отдельные протесты и возражения другой, реакционно настроенной части и отрицательные отзывы косной критики.

Но даже крайние противники Мусоргского признавали в нем «несомненное чутье драматического эффекта» и не отрицали, что он хорошо чувствует сцену, что, несмотря на «бессвязность», по их мнению, картин, опера «смотрится» с настоящим интересом.
Чтобы уяснить себе отношение Мусоргского к пушкинскому тексту, остановимся, прежде всего, на литературных интересах и вкусах композитора. «Д. В. Стасов не раз нам сообщал,—передает В. Д. Комарова,— что из всех русских композиторов Мусоргский особенно отличался любознательностью, начитанностью и живым интересом ко всем отраслям знания: читал и по истории и по естественным наукам и по астрономии, по литературам иностранным, не говоря о русской, и потому беседы с ним были необыкновенно интересны и содержательны, при крайней своеобразности его собственных мыслей и оригинальности отношения к прочитанному и ко всем явлениям жизни. Можно применить его собственное выражение: читать «непременно между строк» — именно к этому его своеобразному подходу к читаемому, к вдумчивому, пытливому направлению его ума».

Коипозитор Мусоргский - гравюра
M. П. МУСОРГСКИЙ
Гравюра работы В. В. Матэ (1881) по оригиналу 1874 года, под гравюрой автограф-посвящение М. П. Мусоргского для издания клавираусцуга 1874 года оперы „Борис Годунов"

 

В письмах Мусоргского мы встречаемся с очень содержательными, хотя и краткими, ссылками на писателей, на литературные темы и факты, которые интересовали, увлекали композитора. Гоголь был, как известно, его любимым писателем (свидетельства Л. И. Шестаковой, В. В. Стасова и др.). Говоря о «завоевании хороших стран» Глинкой, Даргомыжским, Пушкиным, Лермонтовым, он к этим именам добавляет: «Гоголь, Гоголь и опять-таки Гоголь». Мусоргский в своих письмах пользуется его оборотами, «словечками»; в переписке с Вл. Стасовым бросает намеки, говорящие о хорошем знании ими обоими произведений этого писателя.
Известно, каким значительным актерским дарованием обладал Мусоргский, а по определению В. В. Стасова он был и выдающимся «певцом-декламатором». Запоминалось его выразительное, увлекательное чтение повестей Гоголя. О тяготении к Гоголю говорит также намерение композитора (1871) написать, помимо «Женитьбы» и «Сорочинской ярмарки», еще одну комическую оперу на сюжет Гоголя. Проект этот остался невыполненным.

На слова Пушкина, Некрасова, Шевченко, Островского Мусоргским созданы произведения, принадлежащие к лучшим образцам его песенного творчества. Поиски главным образом реалистических сюжетов привели Мусоргского к мысли о создании опер на сюжеты «Грех да беда» Островского или «Лешего» Писемского. Одна из его фортепьянных пьес написана как воспоминание об эпизоде из романа Герцена «Кто виноват».
Тексты для своих вокальных произведений Мусоргский берет и у других русских поэтов (Плещеева, Мея, Ал. Толстого, Голенищева-Кутузова) и, наряду с ними, у крупнейших писателей Запада: Гёте, Флобера, Байрона, в ранней молодости — у В. Гюго. Есть основание полагать, что Шекспир был предметом его постоянного интереса: «В поэзии два колосса: грубый Гомер и тонкий Шекспир»,— пишет он В. В. Стасову 18 октября 1872 года.

В начале 60-х годов Мусоргский временно сближается с рядом выдающихся литературных и общественных деятелей — Тургеневым, Шевченко, Григоровичем, Писемским, Костомаровым. Пл. Павловым (организатором воскресных школ). С 1868 года он некоторое время живет в семье Опочининых, где встречается с наиболее значительными представителями литературной и музыкальной интеллигенции Петербурга, живет в атмосфере, насыщенной художественными и интеллектуальными интересами 129. Все это исключает возможность предположения о безразличном, легкомысленном или необдуманном отношении композитора к литературному тексту.

1 2 3