В.Яковлев - Пушкин и музыка - книга

А.Пушкин



Книга о русских композиторах и произведениях на стихи поэта А.С.Пушкина

 

 

О музыке на стихи Пушкина
Вас. Яковлев
Пушкин и музыка
"МУЗГИЗ", 1957г.

содержание:

 

Темы, образы, сюжеты, мысли и чувства Пушкина — источники глубоко содержательного и значительного по объему творчества русских композиторов-классиков; они волновали ряд музыкальных поколений, побуждая к созданию совершенных образцов оперы и романса, музыкальной драмы и лирики; с той же силой и по-новому они волнуют советских композиторов. Исследователи и любители, доискиваясь причины такого влечения музыкантов-творцов к поэзии Пушкина, указывали всегда на «музыкальность» поэта. О характере и значении «музыкальности» «Онегина» и «Пиковой дамы», «Руслана и Людмилы» и «Полтавы» — надо говорить особо; сейчас же нас интересует другое: как относился Пушкин к музыке, каковы были его личные музыкальные впечатления и в какой мере воспринимались им музыкальные явления его времени.
 
Во второй половине прошлого века упорно господствовало неверное мнение, что Пушкин был будто бы равнодушен к музыкальному искусству. Какие-то явно случайные и совершенно непроверенные устные предания отражаются, например, в одном из писем А. А. Фета (80-е годы): «Поэты слова,— пишет он,— в наше время, когда музыка, ставши самостоятельным искусством, отошла так далеко от слова, иногда совершенно безучастны, чтобы не сказать — враждебны к музыке. Так по крайней мере говорят о Пушкине, этом вековечном законодателе русского стиха».

Один из выдающихся музыкальных критиков прошлого — современник Чайковского, Н. Д. Кашкин, заявлял: «Почти нет возможности определить, как относился Пушкин к музыке; скорее всего можно думать, что он, подобно многим великим писателям, был к ней глубоко равнодушен.»  Другие исследователи касались некоторых, очень немногих моментов соприкосновения Пушкина с музыкой и музыкантами — преимущественно мимолетных его встреч с Глинкой— и почти неизменно добавляли: «Едва ли Пушкин был близок к музыкальному миру своего времени.» Это ошибочное суждение, как уже было сказано, сохранялось долгое время. А между тем, собранные в последние два десятилетия данные вполне последовательно приводят к ясному выводу о наличии у поэта разновременных, но близких связей с виднейшими русскими музыкантами его эпохи, о достаточно частых соприкасаниях его с явлениями этого, будто бы далекого ему мира.

Портрет Пушкина - Кипренский
А.С. Пушкин
Портрет работы С.О. Кипренского (масло)

Пушкин не был специалистом-музыкантом; он не играл на музыкальных инструментах, не обладал певческим голосом, но все это совершенно не исключает его музыкальной одаренности и постоянного, живого и искреннего внимания к музыке, проникновения в ее сущность.
Ряд советских исследователей-пушкинистов дает нам материал, вполне подтверждающий ту мысль, что Пушкин был не простым, а особо одаренным любителем музыки, близко (в пределах своих житейских возможностей) подходившим к самым различным явлениям музыкальной жизни — от итальянской оперы до Моцарта, от русских композиторов его эпохи и молодого Глинки до русской народной песни в особенности, с необычайной впечатлительностью откликавшимся на все новое и свежее в этом искусстве.

Русские композиторы на слова Пушкина Скачать книгу