Книги о музыке, композиторах, пособия, ноты
Ю. Слонимский
Лебединое озеро П. Чайковского
"Государственное музыкальное издательство", 1962г.
(pdf 9.2 Мб)
Содержание:
ОТ АВТОРА
«Лебединое озеро» — самый популярный балет во всем мире. Нет театра,
в котором он не ставился бы: где — в виде одного II акта (картина слета
лебедей), где — целиком. Нет балерины, которая не хотела бы танцевать
Одетту или по меньшей мере дуэт Черного лебедя-Одиллии и танцовщика, который
не мечтал бы исполнить роль принца на балу. Даже более зрелые в музыкальном
отношении балеты Чайковского—«Спящая красавица» и «Щелкунчик»—по успеху
уступают «Лебединому озеру», хотя хореография «Спящей красавицы» изобилует
подлинными шедеврами.
В XX веке создано немало балетов: одни вносят в сокровищницу культуры
замечательную музыку, другие—хореографию, третьи поражают достоинствами
декораций и костюмов, четвертые привлекают вторжением в современность,
редким в XIX веке. И все же ни один балет XX века по силе власти над зрителями
не может соперничать с первенцем Чайковского— поэмой о верном сердце и
самоотверженной любви-Уже давно образ белоснежных девушек-птиц, то плывущих
по озерной глади, то слетающихся в ночной круг и оплакивающих свою горькую
долю во власти колдуна, стал эмблемой балетного искусства, свидетельством
неисчерпаемых сил лирического танца.
История рождения «Лебединого озера» — музыки и хореографии— представляет
большой интерес. Небезынтересна и его сценическая судьба — завоевание
им мирового первенства. Особое значение имеет рассказ о многочисленных
и разнообразных усилиях достойно обогатить классическую версию постановки
Иванова и Петипа, тем более что на протяжении 85 лет происходили изменения
не только в хореографии, но и в сюжете, и в музыке балета.
В отличие от других балетов «Лебединое озеро» располагает сравнительно
большой литературой. Однако и она не охватывает всей суммы вопросов, которые
возникают у интересующихся «Лебединым озером». В задачи автора, неоднократно
писавшего о «Лебедином озере», не входит всестороннее освещение этой темы.
Его цель — создать путеводитель по спектаклю: его музыке,1 драматургии
и хореографии, имея в виду преимущественно классическую — общепринятую
постановочную версию Петипа и Иванова; рассказать историю создания балета
и наметить вехи его сценической жизни;2 разобраться, в чем тайна власти
«Лебединого озера», вознесшей его на вершину хореографического искусства.
Ленинград, 1961 г.
Что читать о «Лебедином озере»
И. Глебов. (Б. Асафьев), «Лебединое озеро». Л., 1934.
Ю. Бахрушин. Балеты Чайковского и их сценическая история.— В книге «Чайковский
и театр». М.— Л., 1940.
В. Богданов-Березовский. Музыкальная драматургия балетов П. И. Чайковского.—
В сборнике: «Чайковский на сцене Театра оперы и балета имени С. М. Кирова»,
Л., 1940.
В. Богданов-Березовский. Галина Уланова. М„ 1949, 2-е изд.- 1961.
Д. Житомирский. Балеты Чайковского, М., 1957, 2-е изд. 1961.
И. Кашкин. «Лебединое озеро».— В книге: Н. Кашкин. Избранные-статьи о
П. И. Чайковском. М., 1954.
Г. Ларош. «Лебединое озеро».— Собрание музыкально-критических статей,
т. а ч. 1. Мм 1922.
Г. Ларош. П. И. Чайковский как музыкально-драматический композитор.— Собрание
музыкально-критических статей, т. II, ч. 2 М.1924.
Ю. Слонимский. Мастера балета XIX века. М— Л., 1937.
Ю. Слонимский. Чайковский и балетный театр его времени. М., 1956,
Г. Уланова. Лебедь.— В книге: «Чайковский и театр». М.— Л., 1940.
В. Яковлев. Чайковский в московских театрах.— В сборнике: «Чайковский
на московской сцене». М.— Л., 1940.
В списке даны основные источники, использованные автором.