Ю. Слонимский - Лебединое озеро П. Чайковского

Чайковский(книги, литература)

Ноты П. Чайковского



Книги о музыке, композиторах, пособия, ноты

 

 

Скачать книгу
Ю. Слонимский
Лебединое озеро П. Чайковского

"Государственное музыкальное издательство", 1962г.
(pdf 9.2 Мб)

Содержание:

 

ОТ АВТОРА

«Лебединое озеро» — самый популярный балет во всем мире. Нет театра, в котором он не ставился бы: где — в виде одного II акта (картина слета лебедей), где — целиком. Нет балерины, которая не хотела бы танцевать Одетту или по меньшей мере дуэт Черного лебедя-Одиллии и танцовщика, который не мечтал бы исполнить роль принца на балу. Даже более зрелые в музыкальном отношении балеты Чайковского—«Спящая красавица» и «Щелкунчик»—по успеху уступают «Лебединому озеру», хотя хореография «Спящей красавицы» изобилует подлинными шедеврами.
В XX веке создано немало балетов: одни вносят в сокровищницу культуры замечательную музыку, другие—хореографию, третьи поражают достоинствами декораций и костюмов, четвертые привлекают вторжением в современность, редким в XIX веке. И все же ни один балет XX века по силе власти над зрителями не может соперничать с первенцем Чайковского— поэмой о верном сердце и самоотверженной любви-Уже давно образ белоснежных девушек-птиц, то плывущих по озерной глади, то слетающихся в ночной круг и оплакивающих свою горькую долю во власти колдуна, стал эмблемой балетного искусства, свидетельством неисчерпаемых сил лирического танца.
История рождения «Лебединого озера» — музыки и хореографии— представляет большой интерес. Небезынтересна и его сценическая судьба — завоевание им мирового первенства. Особое значение имеет рассказ о многочисленных и разнообразных усилиях достойно обогатить классическую версию постановки Иванова и Петипа, тем более что на протяжении 85 лет происходили изменения не только в хореографии, но и в сюжете, и в музыке балета.

В отличие от других балетов «Лебединое озеро» располагает сравнительно большой литературой. Однако и она не охватывает всей суммы вопросов, которые возникают у интересующихся «Лебединым озером». В задачи автора, неоднократно писавшего о «Лебедином озере», не входит всестороннее освещение этой темы. Его цель — создать путеводитель по спектаклю: его музыке,1 драматургии и хореографии, имея в виду преимущественно классическую — общепринятую постановочную версию Петипа и Иванова; рассказать историю создания балета и наметить вехи его сценической жизни;2 разобраться, в чем тайна власти «Лебединого озера», вознесшей его на вершину хореографического искусства.
Ленинград, 1961 г.

 

 

Что читать о «Лебедином озере»

И. Глебов. (Б. Асафьев), «Лебединое озеро». Л., 1934.
Ю. Бахрушин. Балеты Чайковского и их сценическая история.— В книге «Чайковский и театр». М.— Л., 1940.
В. Богданов-Березовский. Музыкальная драматургия балетов П. И. Чайковского.—
В сборнике: «Чайковский на сцене Театра оперы и балета имени С. М. Кирова», Л., 1940.
В. Богданов-Березовский. Галина Уланова. М„ 1949, 2-е изд.- 1961.
Д. Житомирский. Балеты Чайковского, М., 1957, 2-е изд. 1961.
И. Кашкин. «Лебединое озеро».— В книге: Н. Кашкин. Избранные-статьи о П. И. Чайковском. М., 1954.
Г. Ларош. «Лебединое озеро».— Собрание музыкально-критических статей, т. а ч. 1. Мм 1922.
Г. Ларош. П. И. Чайковский как музыкально-драматический композитор.— Собрание музыкально-критических статей, т. II, ч. 2 М.1924.
Ю. Слонимский. Мастера балета XIX века. М— Л., 1937.
Ю. Слонимский. Чайковский и балетный театр его времени. М., 1956,
Г. Уланова. Лебедь.— В книге: «Чайковский и театр». М.— Л., 1940.
В. Яковлев. Чайковский в московских театрах.— В сборнике: «Чайковский на московской сцене». М.— Л., 1940.

В списке даны основные источники, использованные автором.

Скачать книгу Скачать книгу