Дорогие друзья! Вы познакомились в самых общих чертах с жизнью и творчеством великих русских композиторов XIX века; композиторов, без которых невозможно представить историю не только русской, но и мировой музыкальной культуры. Этих композиторов, очень ярких, самобытных, роднила любовь к музыке и идея народности искусства, его национальной окрашенности. И отсюда — любовь к национальной истории и современной жизни, интерес к русской народной песне, которую каждый из них по-своему преломлял в своем творчестве.
На этой прочной основе возникло много удивительных произведений, в которых
отображены различные образы русской жизни, русского национального характера.
Но, несмотря па общность взглядов, требований к искусству, каждый из русских
композиторов являл собой. неповторимую индивидуальность.
Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Чайковский.
Каждый из них составил гордость нашей национальной культуры, открыв новую
страницу в истории музыки.
Великий Глинка нашел единственный для русской музыки путь развития — путь
народности, реализма. Именно на этой почве он создал первые в России классические
оперы. Помимо своих высоких художественных достоинств, они имеют еще и
огромное значение для дальнейшего развития русской музыки.
И не только оперной. Великолепные симфонические увертюры к обеим его операм
и к драме «Князь Холмский», балетные сцены, прекрасные испанские увертюры
и неповторимая «Камаринская» — все это послужило истоком русского симфонизма.
Синтезируя все лучшее, что было в европейской и в русской музыке, Глинка
доказал и общность русской музыкальной культуры с общечеловеческой — и
ее оригинальность, своеобразие. Потому русская музыка, начиная с Глинки,
занимает такое большое место в сокровищнице мировой культуры.
Наследовав от Глинки принципы народности, реализма, композиторы последующего
поколения сделали эти принципы знаменем своего творчества.
Скорбный и ироничный Даргомыжский, приблизивший музыку к выразительному
человеческому говору, стремившийся к достоверности и наибольшей выразительности
музыкального языка,
Спокойный и уравновешенный Бородин — поклонник классической ясности, уверенный
в торжестве красоты и величия человеческого духа.
Нервный, порывистый Мусоргский, уверенный, что «искусство должно воплощать
не одну красоту», а потому с таким горячим сочувствием и состраданием
изображавший в своем творчестве самые различные человеческие типы, комические
и трагические ситуации.
Сдержанный, добрый и мудрый сказочник Римский-Корсаков, устремленный к
гармонии и в природе и в дуто человека.
И Чайковский — так же горячо и страстно сострадавший человеку, отразивший
красоту и смятенность его души.
Из многих слагаемых складывался творческий облик каждого из великих музыкантов.
Решающую роль тут играла не только высокая музыкальная одаренность, нерасторжимо
связанная, а потому усиленная народно-песенной стихией, но и высокая культура.
Все лучшее, что создало человечество на протяжении своей истории — от
древнегреческих философов, поэтов до высоких достижений в развитии различных
отраслей человеческого знания в XIX веке, составляло умственный и духовный
багаж великих русских композиторов. Гениальная одаренность этих людей
проявлялась в различных жанрах. Характерно, что работа над произведениями,
различными по содержанию, характеру, настроению, шла параллельно. Вспомним,
как Глинка почти одновременно писал «Ночь в Мадриде» и «Камаринскую».
Мусоргский — трагедийную «Хованщину» и комедийную «Сорочинскую ярмарку».
Чайковский — «Пиковую даму» и «Иоланту». И это было вызвано не спешкой,
а неуемной потребностью многогранно одаренных патур высказать себя в различных
планах — подчас противоположных. Запас творческого воображения, вдохновения
был так велик, что просто не хватало человеческих сил воплотить все это
в звуках.
Такая богатая одаренность и высокий интеллект порождали в свою очередь
многообразие интересов и духовных исканий. «Чую все искусства»,— говорил
Мусоргский, и это мог бы сказать каждый из русских композиторов — все
они глубоко понимали и литературу, и живопись, и скульптуру.
Но широкие познания в самых различных областях человеческой деятельности,
помноженные на гениальность, были подчинены лишь одному — музыкальному
творчеству. Без этого великие русские музыканты не мыслили своего существования.
Близки и их жизненные идеалы. Во многом сходны и их судьбы: все они родились
в глуши русских деревень пли провинциальных городков; росли под обаянием
русской природы, народных сказок, песен, под впечатлением народного быта,
обрядов.
Восхищение русской природой определило на всю жизнь живое и свежее восприятие
красоты — а это в свое время не могло не влиять на развитие творческой
натуры. Эти ранние впечатления явились теми животворными соками, которые
питали творчество зрелых мастеров и определили связи со всем народным,
русским.
Все они довольно рано начали учиться музыке, испытывая к ней горячий интерес
и даже пристрастие. Вспомним ответ Миши Глинки: «Музыка — душа моя» или
слова маленького Пети Чайковского: «О, эта музыка, музыка!»
Необходимое образование и воспитание они получили в России. Почти все
— как Бах и Гайдн — были гениальными самоучками. Исключение составил лишь
Чайковский, окончивший Петербургскую консерваторию.
Процесс самоутверждения в своем творчестве происходил не благодаря, а
вопреки той среде, в которой жили композиторы. Потому проходил он мучительно.
С детства впитанная музыкальная культура русского народа становится неотъемлемым
элементом их творчества. Отсюда та высокая гуманность, то глубокое сочувствие
и сострадание к народу — обездоленному и униженному. И талантливому, создавшему,
несмотря на вековой гнет,— и даже вопреки ему — гениальные песни, сказки
и другие произведения.
Если в начале XIX века — в творчестве Глинки, Даргомыжского — были ощутимы
симпатии к народу, то во второй половине столетия композиторы члены «Могучей
кучки» выражали в своем творчестве уже осуждение царизму, звали к активному
протесту против произвола, насилия, несправедливости. Вспомним оперы Мусоргского,
Римского-Корсакова.
Много удивительно прекрасных произведений создали русские
композиторы XIX века. В них нашли свое отображение различные стороны
русской жизни, национального характера.
И глубоко прав был Горький, который, характеризуя огромные достижения
русской культуры-XIX века, писал: «В области искусства, в творчестве сердца
русский парод обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших
условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку,
которой восхищается весь мир».