Н.Туманина - Чайковский - путь к мастерству

Чайковский (книги, литература)

Ноты



В работе, посвященной творчеству Чайковского, автор решил показать эволюцию творческого мастерства композитора, начиная от первых опытов до вершин московского периода: Четвертой симфонии и «Евгения Онегина». Для большей полноты рассмотрения этого вопроса сочинения Чайковского анализируются в порядке их сочинения. Использованы материалы об истории создания, первого исполнения отдельных произведений.

 

 

Скачать книгу
Н. Туманина
Чайковский - путь к мастерству

1840 - 1877
"Издательство академии наук СССР", 1962г.
(DjVu 19.9 Мб)

Содержание:

 

Кашкин сумел более широко осветить историческое значение Чайковского, которого он в ряде критических статей сопоставляет с современными русскими поэтами и писателями, связывая его творчество с русским литературным реализмом. Справедливости ради надо сказать, что Кашкин все же не избежал односторонности суждения о Чайковском, которого, как и большинство критиков, считал в первую очередь «лириком элегического склада». Вместе с тем Кашкин подчеркивал в своих статьях о Чайковском его склонность к психологизму, к раскрытию в музыке духовной жизни людей.
Статьи Г. А. Лароша о Чайковском содержательны и интересны, в них отразилось чуткое понимание музыки. Ларош первый из друзей композитора в самом начале его творческого пути оценил грандиозный масштаб его дарования и предсказал ему еще в 1866 г. блестящее композиторское будущее. Позже он написал обстоятельные разборы многих сочинений Чайковского, начиная от первой оперы «Воевода» и до поздних произведений. Ему же принадлежит обобщающая работа «Чайковский как драматический композитор», написанная уже после смерти друга.

В статьях Лароша, посвященных произведениям Чайковского, много тонких наблюдений над самобытным музыкальным языком композитора. Он дал высоко положительную характеристику ряду ранних сочинений Чайковского: квартетам, фортепьянным сочинениям, Второй и Третьей симфониям, балету «Лебединое озеро», опере «Евгений Онегин». Много верного содержат и статьи о позднем творчестве композитора.
Однако в восприятии музыки Чайковского Ларош впадал порой в противоречие; многое в ней не соответствовало его системе эстетических взглядов, которая впоследствии привела его к идеалистическим позициям. Ярким примером этой противоречивости служат статьи о программных произведениях Чайковского. Как известно, Ларош был убежденным противником программности в музыке, считая ее признаком упадка современного ему музыкального искусства. С этой позиции он отрицательно относится к программным сочинениям Чайковского. В то же время, будучи чутким музыкантом и честным человеком, Ларош не может скрыть своего восхищения талантливым воплощением сюжета и темы в музыкальных образах, действенным, драматическим характером музыки. Отсюда типичные для статей Лароша о Чайковском колебания между «разумом» и «чувством».
Полна противоречий поздняя работа Лароша «Чайковский как драматический композитор», в которой он, по существу, отказывает Чайковскому в подлинном драматизме оперной музыки. Для Лароша Чайковский — прежде всего несравненный поэт-лирик. Одностороннее восприятие музыки Чайковского не позволило Ларошу увидеть в композиторе величайшую способность к трагедийному отражению жизни в музыкальных образах.
Чайковский ценил своих критиков-друзей — Кашкина и Лароша и нередко жаловался на непонимание его творчества другими критиками.
После смерти композитора в печати появились многочисленные воспоминания о нем. Из этих работ наиболее интересны статьи Лароша, в которых автор делится мыслями о личности и творчестве Чайковского и рассказывает много фактов, относящихся главным образом к годам юности композитора и времени обучения в Петербургской консерватории. Тогда же появились и «Воспоминания о П. И. Чайковском» Н. Д. Кашкина, освещающие с сердечной теплотой годы жизни композитора в Москве (1866—1877) и последующие встречи автора с Чайковским6. Воспоминания Лароша и Кашкина, несмотря на некоторые неточности, до сих пор представляют значительный интерес; они содержат описание характерных фактов жизни композитора и проливают свет на обстоятельства, при которых создавались те или иные сочинения Чайковского.
В дореволюционной литературе о Чайковском есть много биографических очерков. Здесь можно назвать очерки В. Баскина (1895), В. Вальтера (1904), И. Липаева (1905), А. Коптяева (1909) и др. Но главное значение имеет большая трехтомная биография Чайковского, написанная его братом Модестом Ильичом.на основании многочисленных документов, писем и воспоминаний.
М. И. Чайковский приступил к своей капитальной работе, названной им «Жизнь Петра Ильича Чайковского», вскоре после смерти композитора. Она выходила в свет отдельными выпусками по мере их подготовки и в начале XX в. была напечатана издательством П. И. Юргенсона в трех томах, в объеме, превышающем сто двадцать авторских листов. Биография Чайковского, написанная его младшим братом, до сих пор является одним из основных источников сведений о жизни и творчестве композитора. Как известно, это повествование о жизни Чайковского насыщено многочисленными документами, главным образом письмами композитора к разным лицам. М. И. Чайковский обоснованно разделил творческий путь композитора на три периода (им соответствуют три тома); в конце каждой главы, обычно рассказывающей о событиях одного года, М. И. Чайковский дает аннотированный список произведений, сочиненных в данном году.
При отдельных неточностях, а иногда и произвольных изменениях в ряде документов, работа М. И. Чайковского является классическим трудом, без которого не может обойтись ни один исследователь жизни и творчества великого композитора. М. И. Чайковский не дает характеристики стиля композитора (он и не ставил перед собой такой задачи, не будучи музыкантом-профессионалом), но датировка и обстоятельства создания многих сочинений Чайковского даны в его труде с большой тщательностью.
Ни одна из дореволюционных работ, посвященных Чайковскому, не ставила задачи описать и охарактеризовать музыкальный стиль композитора в целом. Многие статьи и работы был.и посвящены либо отдельным произведениям, либо какой-либо области его творчества. Лишь советское музыкознание рассмотрело творчество Чайковского в целом.
В начале XX в. появляется ряд статей, принадлежащих перу критиков модернистского толка, в которых творчество Чайковского представлено как устаревшее. В свете увлечения новыми эстетическими теориями, определяющими содержание искусства как нечто независимое от жизни, творчество художника, отражавшего современную ему жизнь во всех ее противоречиях, в сочетании возвышенного и обыденного, представлялось этим критикам вчерашним днем русской музыки. В качестве главной черты творчества композитора выдвигалась «слабость духа», «элегическая пассивность». Резким противопоставлением большинству оценок Чайковского в эти годы прозвучала статья Н. Я. Мясковского «Бетховен и Чайковский» («Музыка», 1912, № 77), в которой будущий крупнейший советский симфонист глубоко раскрыл связи между Бетховеном и Чайковским. Мясковский воздал должное замечательному симфоническому дарованию Чайковского, показав, что именно он был истинным наследником Бетховена. В лаконичных, но убедительных доводах Мясковский выразил свою уверенность в актуальности творчества Чайковского для современности.

Работа академика Бориса Владимировича Асафьева (Игоря Глебова) над творчеством Чайковского — одна из важнейших сторон исследовательской деятельности выдающегося советского музыковеда. Она началась еще в дореволюционную эпоху, когда сам факт изучения и пропаганды творчества Чайковского свидетельствовал о глубоком понимании сущности музыкального искусства и его общественного значения. Но особенно плодотворно развернулась работа Асафьева после Великой Октябрьской революции; он создал монографии, посвященные отдельным сторонам творчества и отдельным произведениям композитора, очерки жизни с характеристикой творчества, серии статей теоретико-эстетического плана, опубликовал дотоле неизвестные материалы.
К трудам последнего рода относятся вышедшие в первые послереволюционные годы сборники под редакцией Асафьева: «Прошлое русской музыки» (книга, обобщившая материалы Дома-музея Чайковского в Клину со вступительной статьей Б.В. Асафьева «Наш долг», в которой автор призывает к изучению классического наследия), «П. И. Чайковский. Воспоминания и письма» и др. Ряд статей Б. В. Асафьева о Чайковском насыщен новыми архивными материалами, хотя и не имеет чисто публикаторской направленности.
Исследования Асафьева, посвященные творчеству Чайковского, отражают эволюцию самого автора, постепенный переход от идеалистических позиций к марксистскому пониманию искусства. В ранних работах Асафьева проводится мысль, что Чайковский воспринимал явления жизни глубоко субъективно. Идея пассивной жертвенности, по мнению Асафьева в те годы, лежит ,в основе таких произведений Чайковского, как «Пиковая дама», Шестая симфония и др. Однако, даже опираясь на неверную идеалистическую концепцию, Асафьев чутко подмечает характерные черты творческого облика Чайковского: его страстность, бунтарский дух, подчеркивает ярко выраженный национальный характер музыкального языка.
В работах 40-х годов — «Памяти Чайковского», «Евгений Онегин», «О направленности формы у Чайковского», «Чародейка» и др.— Асафьев создает образ Чайковского — передового художника своей эпохи, великого мыслителя, гуманиста, музыканта-новатора. Асафьев особенно выделяет вопрос о мелодическом стиле Чайковского как основе национального характера его музыки. Он выводит мелодический стиль композитора из русской народной песенности. Глубина и многогранность поздних работ Асафьева о Чайковском делают их ценнейшим вкладом в советское музыкознание; они оказали огромное воздействие на многих исследователей творчества Чайковского, создавших свои работы в последние двадцать лет.
Советская литература о Чайковском имеет большой раздел публикаций материалов и документов композитора (под редакцией Б. В. Асафьева, В. А. Жданова, В. А. Киселева, К. А. Кузнецова, В. В. Яковлева и др.). Мы уже упоминали сборники «Прошлое русской музыки» и «Чайковский. Воспоминания и письма», куда вошла интересная переписка композитора; из ранних советских публикаций нужно отметить издание «Дневников» Чайковского под редакцией его брата И. И. Чайковского (переведены на немецкий и английский языки), а также публикацию переписки с Н. Г. Рубинштейном в книге «История русской музыки в материалах :и исследованиях» (под редакцией К. А. Кузнецова).
В 30-е годы вышли три тома переписки композитора с Н. Ф. фон Мекк (под редакцией Н. Т. Жегина и В. А. Жданова), первый том переписки с П. И. Юргенсоном, «Письма к родным» (т. I, под редакцией В. А. Жданова). В 50-е годы закончена публикация переписки с П. И. Юргенсоном, вышла книга «Чайковский. Письма к близким. Избранное», а также новое издание переписки композитора с С.И. Танеевым (здесь же опубликованы письма Чайковского к ряду лиц), под редакцией В. А. Жданова. В настоящее время стали выходить письма композитора в «Полном собрании сочинений» («Литературные произведения и переписка»). В 1959 г. вышел том V (1848—1875), подготовленный научными сотрудниками Дома-музея Чайковского в Клину Е. Д. Гершовским, К. Ю. Давыдовой и Л. 3. Корабельниковой, а в 1961 г.— том VI (1876—1877), подготовленный Н. А. Викторовой и Б. И. Рабиновичем.
Столетие со дня рождения Чайковского, отмечавшееся советской общественностью в 1940 г., вызвало целый ряд интересных и полезных публикаций и исследований. Среди них надо в первую очередь назвать книгу «Дни и годы П. И. Чайковского. Летопись жизни и творчества» (с подробным справочным аппаратом), созданную коллективом авторов под редакцией В. В. Яковлева; книгу «Чайковский на московской сцене» (под его же редакцией) и сборник «Чайковский и театр» (под редакцией А. И. Шавердяна).
Наиболее полная и точная документация истории создания всех произведений Чайковского содержится в издании «Музыкальное наследие П. И. Чайковского», подготовленном научными сотрудниками Дома-музея П. И. Чайковского в Клину. История создания сочинений композитора дана и в работе Г. Домбаева «Творчество Чайковского».
Большой раздел советского музыкознания составляют исследования и научно-популярные работы о Чайковском. Многие советские музыковеды внесли ценный вклад в изучение стиля Чайковского.
А. Будяковский в книге «Чайковский. Симфоническая музыка» (Л., 1935) ставит своей задачей по-новому раскрыть особенности проблематики творчества Чайковского на материале его симфонических произведений. В общем разделе, предваряющем подробные аннотации всех симфонических сочинений Чайковского, 'использующем архивные данные, автор рассматривает творческий путь композитора в связи с эпохой, характеризует основные черты его стиля и определяет историческое место композитора. К сожалению, наряду с верными наблюдениями в этом разделе ясно выступают следы вульгарной социологии. Основная часть книги, посвященная аннотациям, хотя не свободна от ошибок, вводит новые материалы.

Книга В. Богданова-Березовского «Оперное и балетное творчество Чайковского» (М.—Л., 1940), написанная к столетию со дня рождения композитора, освещает историю создания и первые постановки всех сценических произведений Чайковского, а также содержит их сжатые характеристики. Издание выдержано в научно-популярном стиле.
Оперному творчеству Чайковского посвящена интересная работа Б. Ярустовского «Оперная драматургия Чайковского» (М., 1947), в которой автор, опираясь на архивные материалы (эскизы и записные книжки композитора), анализирует процесс работы Чайковского над оперными произведениями, выводит основные принципы оперной драматургии Чайковского и дает ряд теоретических и эстетических обобщений.
Е. Орлова в книге «Романсы Чайковского» (М., 1948) исследует стиль вокальной лирики Чайковского в связи с вопросом воплощения в мелодику поэтической речи. Автор ставит интересные теоретические и эстетические проблемы; в книге использован архивный материал. Фортепьянной музыке Чайковского посвящена книга А. Николаева «Фортепьянное наследие Чайковского» (М., 1949, второе издание—1958); автор подробно анализирует рукописный материал фортепьянных сочинений, дает подробное их описание и характеризует стиль.
Интересной проблеме посвящена книга Е. Берлянд-Черной «Пушкин и Чайковский» (М., 1950), в которой три «пушкинские» оперы Чайковского рассмотрены в свете развития «пушкинского» реализма в творчестве композитора 15.
В 40-е и 50-е годы Государственное музыкальное издательство выпустило ряд путеводителей по оперным и инструментальным сочинениям Чайковского. Наиболее удачными были путеводитель по опере «Пиковая дама» (М., 1949, второе, испр. изд.—1954) А. Соловцова, путеводитель по опере «Мазепа» (М., 1949) И. Нестьева 16, путеводитель по опере «Чародейка» (М., 1959) Н. Синьковской. Особо надо выделить книгу-путеводитель Д. Житомирского «Балеты Чайковского» (М., 1950, второе, расшир. изд.— 1957), в которой автор наряду с описанием музыки трех балетов Чайковского дал удачную характеристику балетной реформы Чайковского.
В 1956 г. вышла обстоятельная, основанная на архивных материалах книга Ю. Слонимского «П. И. Чайковский и балетный театр его времени» (М., 1956)—исследование балетно-театральной реформы Чайковского на основе подробной сценической истории его балетов. Недостатком этой ценной книги является излишняя сжатость характеристики музыкального языка в балетах Чайковского.
Последнее десятилетие принесло ряд исследований музыкального языка Чайковского и его стиля в целом, большей частью ограниченное материалом одного какого-либо жанра. После «Опыта анализа творчества Чайковского» (М., 1951) А. Альшванга, книги, в которой автор анализирует все произведения композитора, написанные до 1877 г., распределив их по жанровым группам, вышло несколько ценных, серьезных исследований, посвященных отдельным областям музыки Чайковского. Две книги — «Симфонии Чайковского» Ю. Кремлева (М., 1955) и «Симфонии Чайковского» Н. Николаевой (М., 1958)—основаны на анализах циклических симфонических произведений Чайковского (симфоний) 17. Первая из них рассматривает творчество Чайковского как процесс перехода от лирико-жанровых произведений к драматическим, не свободный от спадов и кризисов, к которым автор относит период работы Чайковского над сюитами и симфонией «Манфред». Трактовка Шестой симфонии в этой книге спорна и вызывает возражения. Книга Н. Николаевой носит углубленный, теоретико-эстетический характер и рассматривает вопросы музыкальной специфики драматургии симфонического цикла у Чайковского в его эволюции.
Книга В. Протопопова «Оперное творчество Чайковского» (М., 1957), в которой принимал участие автор настоящей работы, посвящена эволюции оперного стиля композитора и вопросам симфонизма оперной музыки. Развивая положение Асафьева о первостепенном значении интонационного единства в оперной драматургии Чайковского, автор показал интересные закономерности оперных форм и дал характеристику оперного стиля Чайковского.

К первому международному конкурсу имени Чайковского в Москве, состоявшемуся в 1958 г., вышло несколько научно-популярных изданий, среди которых наиболее интересна книга Л. Раабена «Скрипичные и виолончельные произведения П. И. Чайковского» (М., 1958). Тогда же издательство «Молодая гвардия» выпустило в серии «Жизнь замечательных людей» книгу И. И. Кунина «Чайковский», в ней автор образно и обстоятельно изложил биографию и творческий путь композитора.
Большое исследование, посвященное жизни и творчеству Чайковского, принадлежит перу А. Альшванга, написавшего до этого ряд работ о Чайковском. Автор поставил своей целью показать творческую эволюцию композитора в связи с фактами его жизни. Интересно задуманная композиция книги основана на чередовании глав, освещающих жизненный путь композитора, среду и обстановку, в которых он находился в различные периоды своей жизни, и глав, анализирующих произведения Чайковского, сгруппированные по жанрам. Недостатком книги является неравномерность изложения; так, позднему периоду творчества посвящена значительно меньшая часть книги. Некоторые анализы не свободны от перегрузки описательно-аналитическим материалом, что подчас мешает восприятию общей концепции.
Зарубежная литература о Чайковском довольно обширна; она включает в себя очерки жизни и творчества композитора, рассмотрение отдельных произведений, монографии. В более ранних работах в основном использованы русские биографические материалы. Из первых иностранных работ о Чайковском нужно назвать: Newmarch R. Tschaikowsky, his life and works, with extracts from his writtings and the Diary of his tour abroad 1888. London, 1900, а также I wan К n о r r. Peter Tschaikowsky. Berlin, 1900.
В начале XX в., вскоре после выхода в свет трехтомной биографии композитора, написанной М. И. Чайковским, появились новые, более полные очерки жизни и творчества композитора: на английском языке Lee, Е. (1904), Ewans, Е. (1906), Byron, Mai, D а у, А. (1913); на немецком языке: G г и Ь у, К. (1903), Keller, О. (1913), Schmidt, D. (1922), Steinitzer, М. (1927).
Особо следует остановиться на большой монографии, принадлежащей перу Рихарда Штейна (Stein Richard-H. Tschaikowsky. Deutsche Verlag Anstalt, Stuttgart, 1927). В этой весьма обстоятельной работе, основывающейся на труде Модеста Чайковского, автор прослеживает творческий путь композитора, делает попытку нарисовать картину развития русской музыки до Чайковского и охарактеризовать все произведения композитора, разделив их по жанровым группам. Книга Штейна содержит много ошибок и неточностей, но в целом дает представление о масштабах творчества Чайковского и его характерных чертах.
Следует также назвать две монографии: на голландском (Hugo van D а 1 е п. Tschaikowsky, Haag, 1930) и датском (V 1 i е t W. van der und Theakston J. P. I. Tschaikowsky, K^benhavn, 1929) языках. Они способствовали лучшему ознакомлению с творчеством Чайковского в этих странах.
К столетию со дня рождения Чайковского вышло много новых работ о композиторе. В большинстве случаев это очерки жизни и творчества без попытки анализа стиля и музыкального языка. Расширился круг стран, в которых изучают творчество великого русского музыканта. Наряду с немецкими и английскими авторами выступили музыковеды Бельгии, Венгрии, Италии, Соединенных Штатов, Швейцарии. Назовем некоторые из этих работ: G. Abraham. Tschaikowsky. London, 1939; его же. The Music of Tschaikowsky, New York, 1946; H. С e 11 i s und W. P. R i g h t. Tschaikowsky. Brussel, 1945; A. Cherbuliez. Tschaikowsky und die russische Musik. Zurich, 1948; L. Drummond. Czaikowski. London, 1944; F a 1 k Geso. Csaikowszkiy. Budapest, 1940; A. G г о n о w i e z. Tschaikowsky. New York, 1946; R. Hof mann. Tchaikowsky. Paris, 1947; N. van der Pals. Peter Tschaikowsky. Potsdam, 1940; M. Tibaldi-Chiesa. Ciaikovski. Milan, 1943; H. W e i n s t о с k. Tschaikowsky. London-Toronto-Melburn-Sydney, 1946.
Из более новых работ, посвященных Чайковскому, заслуживает внимание книга японского музыковеда Ш. Сонабэ («Чайковский», Токио, 1960; первое изд.— 1949), тщательно изучившего материалы жизни и творчества композитора. Хорошее впечатление производит небольшая, но живо написанная монография немецкого автора — Kurt Р a h 1 е п. Tschaikowsky. Ein Lebensbild. Stuttgart, 1959.
Необходимо особо отметить большую книгу профессора университета в Вене Franz Z a g i b a. «Tschaikowsky. Leben und Werk», Wien, 1953, в которой автор более подробно, чем другие зарубежные музыковеды, останавливается на творческих вопросах. Хотя работа содержит ряд неточностей, ошибок и спорных положений, характеристика некоторых произведений
Чайковского (главным образом симфонических) сделана автором удачно. Недостаток книги, как и других зарубежных работ о Чайковском,— увлечение теорией реакционного фрейдизма, повлиявшее «а рассуждение о якобы существующих связях творческого процесса с особенностями биологической конституции художника.
Мы не останавливаемся на многочисленных статьях зарубежных исследователей и музыковедов, посвященных Чайковскому. Можно лишь указать на ряд путеводителей по симфониям Чайковского, принадлежащих перу видных музыкантов: Г. Кречмара, Г. Римана, Ф. Вайнгартнера, Ш. Малерба, К. Бейера, В. Нимана 19.
В данной книге, посвященной творчеству Чайковского, автор ставил своей задачей показать эволюцию творческого стиля композитора, начиная от первых опытов до вершин московского периода: Четвертой симфонии и «Евгения Онегина». Для большей полноты рассмотрения этого вопроса сочинения Чайковского анализируются в порядке их возникновения. Привлечены материалы об истории создания, первого исполнения отдельных сочинений.

Книга охватывает первую половину творческого пути Чайковского, и поэтому автор пытался поставить в ней те общие вопросы, которые возникают при изучении эпохи 60—70 годов XIX в.
В работе над книгой существенную помощь оказали научные сотрудники Дома-музея П. И. Чайковского в Клину — К. Ю. Давыдова и И. Ю. Соколинская; автор выражает им свою признательность.
Автор также сердечно благодарит всех лиц, помогавших ему советами при обсуждении как отдельных глав, так и всей книги в целом на заседаниях сектора музыки, позже сектора истории русского классического искусства Института истории искусств Академии наук СССР, а также на заседаниях кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского: А. Д. Алексеева, В. М. Беляева, И. Ф. Бэлзу, В. А. Васину-Гроссман, И. Я. Вершинину, А. И. Кандинского, Ю. В. Келдыша, О. Е. Левашеву, С. И. Левит, Т. Н. Ливанову, Н. А. Лис-тову, О. И. Подобедову, Т. В. Попову, В. В. Протопопова, Т. М. Родину, Ю. А. Розанову, И. Я. Рыжкина, А. В. Рындину, Д. В. Сарабьчнова. Н. Н. Синьковскую, С. Р. Степанову, К. В. Успенскую, Б. М. Ярустовгкого.
Иллюстрации выбраны из фондов Государственного Центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки и Государственного Центрального Театрального музея им. А. А. Бахрушина.

Введение

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 1840—1865
Детские годы. Первые музыкальные впечатления
В Училище Правоведения
В Петербургской консерватории
Творчество консерваторских лет

ЧАСТЬ ВТОРАЯ 1866—1870
В Москве
Симфония «Зимние грезы»
Ранние опыты в оперном жанре
Программные симфонические сочинения
Камерное фортепьянное и вокальное творчество. Сборник народных песен

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 1871—1875
Новый этап московской жизни
Первый квартет
Опера «Опричник»
Вторая симфония
Музыка к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка»
Симфоническая фантазия «Буря»
Второй квартет
«Кузнец Вакула»

Первый концерт для фортепьяно с оркестром
Третья симфония
Вокальные произведения первой половины 70-х годов
Сочинения для фортепьяно 1874—1876 гг

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ 1876—1877
Завершение московского периода жизни и творчества
Третий квартет
«Лебединое озеро»
«Сербо-русский марш». «Франческа да Римини»
Вариации на тему рококо. Концертные пьесы для скрипки с оркестром
Четвертая симфония
«Евгений Онегин»
Заключение
Список иллюстраций

 

Скачать книгу Скачать книгу