Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Никола Гюзелев

ГОРДОСТЬ БОЛГАРСКОЙ ОПЕРЫ

 

 

Сегодня в мире сложилась своего рода вокальная элита, в которую входят
крупнейшие певцы нашего времени. Они безостановочно переезжают из одного
культурного центра в другой, их имена неизменно украшают афиши лучших оперных театров мира, в расчете на их творческие возможности готовятся новые постановки, их собирают вместе для исполнения масштабных вокально-симфонических произведений. Состав «сборной звезд» хорошо известен всем любителям искусства. Назовем для примера имена Кристы Людвиг, Елены Образцовой, Ренаты Скотто, Мирелы Френи, Евгения Нестеренко, Пласидо Доминго. Прочное место в этой «сборной» уже сравнительно давно принадлежит и выдающемуся болгарскому певцу Николе Гюзелеву. Социалистическая Болгария стала за последнее время подлинной, житницей вокальных талантов. И вот сегодня Гюзелев достойно продолжает традиции своих прославленных соотечественников— Бориса Христова и Николая Гяурова.

Искусство влекло его с детства. Однако поначалу он больше увлекался рисованием, чем музыкой. Поэтому и учиться поступил в Академию художеств. Впрочем, будучи студентом, он чуть ли не поровну делил свое время между мольбертом и занятиями у вокального педагога Цветаны Сыбевой. Конечно, Гюзелев был украшением студенческого хора, а его сольные выступления вызывали у слушателей самый восторженный прием. Все это, разумеется, заставило молодого человека всерьез задуматься над выбором профессионального пути. В 1959 году он начал брать уроки у признанного метра вокальной педагогики Христо Брымбарова. Это, по-видимому, и склонило чашу весов в сторону музыкального искусства. Так или иначе, но окончив с отличием Академию художеств, Гюзелев в 1961 году становится солистом Софийской народной оперы.
Начало театральной карьеры означало для молодого певца продолжение творческого совершенствования. Дебютировав скромной партией Тимура в опере Пуччини «Турандот», Гюзелев без особой торопливости осваивает новые сферы басового репертуара, оттачивает актерское мастерство, обогащает свою художественную культуру и эрудицию. И это. в сочетании с редкой природной одаренностью, вскоре приносит ощутимые плоды.

Никола Гюзелев
В РОЛИ ВЛАДИМИРА ГАЛИЦКОГО

Пожалуй, самым солидным и сложным вокальным соревнованием уже долгое время является Международный конкурс молодых оперных певцов в Софии. Ведь в его программу помимо выступлений перед представительным жюри на концертной эстраде входит и исполнение значительной оперной партии на сцене Софийского театра. Именно на таком конкурсе в 1963 году блистательную победу одержал Никола Гюзелев.

А уже вскоре к болгарскому артисту приходит международное признание. Нет к нынешнему дню известного оперного театра, где бы он ни выступал. Ему аплодировали зрители Большого театра Союза ССР и «Метрополитен-опера», «Ла Скала» и «Ковент-Гарден», его слушали в парижской «Гранд-Опера» и в «Театре Колонн» в Буэнос-Айресе, он пел на лучших сценах Вены, Праги, Барселоны, Ленинграда, Чикаго, Неаполя. Вот уже много лет Гюзелев участвует в оперных постановках и концертах Зальцбургского, Эдинбургского и других европейских фестивалей.

Конечно, такой размах артистической деятельности возможен лишь при наличии у певца весьма широкого оперного и концертного репертуара. И Гюзелев владеет подобным репертуаром. Его особая и неизменная любовь отдана русской классике. С его участием на прославленных сценах мира идут «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, он поет Галицкого в «Князе Игоре» Бородина, в концертных программах великолепно исполняет романсы русских композиторов, а в одном из Эдинбургских фестивалей пел басовую партию в Четырнадцатой симфонии Шостаковича. Радостными страницами в творческой биографии Гюзелева становятся гастроли в Советском Союзе и прежде всего выступления в Большом театре. Среди его друзей известные мастера нашего оперного искусства—Борис Покровский, Евгений Нестеренко, Владимир Атлантов и многие другие.
Триумфы болгарского артиста связаны и с вердиевской музыкой. Одна из лучших его работ — партия Филиппа в опере «Дон Карлос». А рядом другие кариатиды басового репертуара—Мефистофель в «Фаусте» Гуно, дон Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини, Мефистофель в одноименной опере Бойто. Блестящий концертный исполнитель, Гюзелев с редкой музыкальностью интерпретирует вокальные партии в «Реквиеме» Верди, драматической симфонии Берлиоза «Ромео и Джульетта».
Наконец, важное место в репертуаре Гюзелева занимают произведения болгарских композиторов. Он, в частности, создал впечатляющие образы в операх «Антигона-43» Любомира Пипкова и Захария Зографа в одноименной опере Марина Големинова. Стоит заметить, что артист с одинаковой легкостью исполняет оперные партии на русском, болгарском, итальянском, французском, немецком языках. Выразительность и изящество вокальной линии, естественность сценического поведения, эмоциональная яркость, покоряющая красота тембровых красок—все эти качества снискали Николе Гюзелеву всеобщее признание, обеспечили ему положение одной из самых ярких звезд на современном оперном небосклоне.