Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература

Ноты к произведениям Л.Делиба



Книги, литература, нотные сборники

 

Лео Делиб

ПРЕДАННОСТЬ ТЕАТРУ

 

 

Еще в молодые годы судьба связала талантливого французского композитора Лео Делиба с музыкальной сценой. Сперва он появился здесь в качестве аккомпаниатора, получив солидную подготовку в Парижской консерватории. Мир кулис открылся перед семнадцатилетним юношей в известном «Театре лирик», и с тех пор он все свое вдохновение отдавал сценическому искусству.
Можно сказать, что Делиб методично взбирался по жанровой лестнице музыкального театра. Он с увлечением писал непритязательные оперетты, которые имели немалый успех у широкой французской публики. Позднее это дало Сен-Сансу основание язвительно заметить: «Вот кого французская критика не упрекнет в отсутствии мелодий: он ведь сочинял оперетты!»
Быть может, это звучит как снисходительный упрек, однако Делиб всегда оставался верен музыке мелодической, красивой в лучшем смысле слова. Именно поэтому наиболее удачные его произведения пережили свое время, до сих пор приносят людям радость.

Антрепренеры довольно скоро уверовали в творческие возможности автора таких оперетт, как «На два су угольков», «Шесть девиц на выданье», «Две старые сиделки», «Яичница а ля Фоллембуш»,
«Месье де Бонн-Этуаль». В них слышались отголоски парижского городского фольклора, они привлекали сюжетной остротой, живостью музыкального языка. Словом, они собирали зрителей, а это был для театральных предпринимателей неотразимый аргумент. В результате Делиб был рекомендован многоопытному Л. Мин-кусу как помощник в работе над балетом «Ручей». Однако по ходу создания этого произведения роли, можно сказать, переменились. Мало того, что соавторы оказались на равных правах: каждый из них написал по две картины. К тому же вскоре всем стало ясно: молодой композитор явно превзошел своего авторитетного в хореографическом мире партнера. Еще одна попытка Делиба в этом жанре также носила вспомогательный характер: он сочинил музыку дивертисмента «Путь, усыпанный цветами» к балету Адана «Корсар».

Лео Делиб - ноты
СЦЕНА ИЗ БАЛЕТА «КОППЕЛИЯ»

Теперь Делиб мог рассчитывать на собственные силы и самостоятельную работу. Свой выбор он остановил на сказке
Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек» и назвал свой балет «Коппелия». Его поста-
новка на сцене парижского театра «Королевская академия музыки» оказалась на
редкость успешной. С тех пор прошло 125 лет, но этот балет до сих пор пользу-
ется повсеместной любовью зрителей. Это происходит не только благодаря покоряющей мелодичности и лирической проникновенности музыки. «Делиб,—
справедливо подчеркивал известный музыковед Э. Ганслик,— может гордиться тем, что он первый развил драматическое начало в танце и в этом отношении превзошел всех своих соперников».
Действительно, композитору удалось создать не привычную цепочку танцевальных номеров, но цельное музыкально-хореографическое полотно, одухотворенное миром живых человеческих чувств. Эмоциональная выразительность сочетается в музыке балета с образной пластичностью, яркостью индивидуальных характеристик. В партитуру Делиб органично ввел материал, почерпнутый в народном искусстве. Французская баллада соседствует здесь с венгерским чардашем и польской мазуркой. Используя лейтмотивы, композитор прочно цементирует музыкальную драматургию балета. Все это было внове для того времени и обеспечило «Коппелии» долгую сценическую жизнь.

Значительно сложнее оказалась судьба другого хореографического детища Делиба— балета «Сильвия». Но виной тому был скорее всего сюжет, неудачно скомпонованный из пасторалей Торквато Тас-со. Что касается музыки, то композитор сделал, пожалуй, даже шаг вперед. Здесь особенно рельефно проявилось его стремление к симфонизации балетной партитуры. Недаром это сочинение вызвало такой восторженный отклик П. И. Чайковского. В 1877 году он писал Н. фон Мекк: «Слышал я недавно гениальную в своем роде музыку к балету Делиба «Сильвия». Я уже прежде познакомился по клавираусцугу с этой чудной музыкой, но в великолепном исполнении венского оркестра она меня просто очаровала, особенно в первой части». Еще более показательно мнение великого русского композитора, высказанное в письме к С. И. Танееву: «Я слышал балет «Сильвия» Лео Делиба, именно слышал, потому что это первый балет, в котором музыка составляет не только главный, но и единственный интерес. Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое!» Эти слова приобретают особый вес, ибо именно Чайковский гениально развивал принципы Делиба в своих балетных шедеврах.

Важной страницей в развитии европейской музыкальной культуры явились и лучшие оперные создания Делиба. Из них широкую известность вскоре после рождения завоевали «Так сказал король», «Жан де Нивель» и признанная вершина творчества французского композитора — лирико-романтическая опера «Лакме», работа над которой была завершена в 1883 году.

Быть может, в этом жанре Делиб не сказал столь же оригинального слова, как в балете, но его мелодический дар и здесь проявился с большой силой. Кто из любителей оперного искусства не знает знаменитой арии с колокольчиками Лакме или стансов Нил аканты! Ориентальные мотивы нередко привлекали внимание французских композиторов. И сюжет «Лакме» построен на действительных событиях, связанных с борьбой индийского народа против английских колонизаторов. Конечно, Делиба больше привлекал экзотический колорит, нежели социально-общественные конфликты. Лучшие балеты и оперы Лео Делиба неизменно входят в репертуар многих музыкальных театров, они неоднократно ставились и у нас в стране.