Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Юозас Домаркас

ТАЛАНТ И ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ

 

 

Высокая ответственность легла на плечи этого музыканта неожиданно. Еще будучи студентом пятого курса Ленинградской консерватории Юозас Домаркас был приглашен на пост главного дирижера и художественного руководителя симфонического оркестра Литовской филармонии.
К этому переломному моменту своей биографии молодой музыкант пришел, почти не имея опыта дирижерской работы, но зато и общая музыкальная подготовка его, и профессиональная школа были весьма солидными. С юных лет он занимался музыкой, играл на народных инструментах, потом на виолончели, наконец остановился на кларнете, окончил как кларнетист училище и консерваторию в Вильнюсе. Затем были годы работы в духовом оркестре, где иной раз доводилось вставать и за дирижерский пульт, вести концерты в парках и садах: дирижирование он уже задолго до этого ощутил как мечту, призвание своей жизни, и был полон решимости стать профессионалом высокого класса.
После четырех лет работы в духовом оркестре Домаркас отправился в Ленинград, поступил в консерваторию, где его руководителем стал И. А. Мусин — воспитатель многих поколений советских дирижеров. В 1962 году молодой музыкант впервые встал за пульт симфонического оркестра в Вильнюсе, а вскоре, помимо консерваторских занятий, прошел еще четырехмесячный курс дирижерского мастерства в Москве под руководством Игоря Маркевича. Словом, «в теории» он все знал, но все же возглавить большой коллектив—задача трудная и рискованная для студента. К тому же вильнюсский оркестр в тот момент переживал трудные дни: не хватало классных музыкантов, ансамблевый уровень был весьма средним, репертуар — ограниченным. Так что Домаркас понимал: коренной перестройки не избежать, а это несет с собой немалые дополнительные трудности. И все же он, не колеблясь, принял предложение.

Процесс реконструкции коллектива был долгим и сложным. Но новый руководитель проявил недюжинную силу характера; организаторский талант, принципиальность. Он рассчитывал не на год или два, но далеко вперед: постепенно, из сезона в сезон обновлял состав, подбирая способных, отлично подготовленных музыкантов. Последовательно обогащая репертуар, он и сам рос вместе со своим оркестром, набирался опыта, постигал премудрости науки дирижирования, вырабатывал собственную артистическую манеру. Все это требовало завидной выдержки и самоограничения. Позднее Домаркас признавался, что «в наиболее острый период реконструкции избегал приглашать в Вильнюс для симфонических вечеров известных гастролеров — и дирижеров, и солистов. Хотелось, чтобы они, приехав к нам, услышали совершенно другой, новый коллектив. Кажется, так и получилось. Свои крепнувшие силы мы испытывали постепенно, как бы исподволь. Долгое время ограничивались домашними рамками, потом побывали у соседей — в Таллине, Риге, Минске».

Юозас Домаркас

Качественно новый этап наступил в 1972 году. Вехой, как бы отделившей предысторию оркестра от его новой жизни, стало исполнение в Москве вместе с Каунасским хором Реквиема Верди. Дирижера и его коллектив сразу заметили и публика, и пресса, о нем стали писать с растущей симпатией. С тех пор репутация коллектива и авторитет его руководителя неуклонно растут. Вместе со своими музыкантами Домаркас уже объездил десятки городов СССР, побывал на гастролях в Польше, и всюду ему сопутствовал успех. Еще в 1975 году журнал «Советская музыка» отмечал: «Своим постоянным творческим ростом оркестр Литовской филармонии обязан, в первую очередь, Юозасу Домаркасу. Разнообразие художественных вкусов и в то же время четко определившиеся индивидуальные пристрастия, большая требовательность к себе и к музыкантам, хорошая профессиональная школа — все это быстро и самым благоприятным образом сказалось на оркестре.»

Сегодня литовский оркестр по праву считается одним из лучших в стране. Особым успехом пользуется его интерпретация сложных монументальных произведений— как симфонических, так и вокально-симфонических,— в которых его постоянным партнером выступает Каунасский хор. Вместе с тем репертуар оркестра поистине необозрим—от старинной до современной музыки. Пристальное внимание уделяет Домаркас произведениям своих земляков — композиторов Литвы. Нет, пожалуй, ни одной более или менее значительной и интересной, достойной внимания партитуры, которая бы не ожила в исполнении вильнюсских музыкантов под его руководством. Оркестр—неизменный участник всех композиторских пленумов, съездов, фестивалей и других музыкальных мероприятий.
Становление литовского коллектива позволило и его руководителю в последние годы больше времени уделять самостоятельной гастрольной деятельности, принесшей ему очень скоро высокое международное признание. Не проходит сезона, чтобы Домаркас не знакомил со своими новыми работами москвичей и ленинградцев; можно с уверенностью сказать, что он стал одним из самых любимых дирижеров-гастролеров в нашей столице. Надолго запомнилось слушателям его прочтение Реквиемов Моцарта и Верди, Торжественной мессы Бетховена, ораторий Генделя, «Ивана Грозного» Прокофьева и десятков других сочинений. Яркие впечатления принесла и встреча с оркестром студентов Вильнюсской консерватории, руководимым Ю. Домаркасом, который ведет здесь класс уже более двадцати лет. Наконец, популярности дирижера немало способствовали его выступления по телевидению, и в частности, участие в цикле «Все симфонии Бетховена». Миллионы телезрителей не только по достоинству оценили глубину замыслов и мастерство дирижера, но и с интересом наблюдали за его творческой лабораторией — процессом работы с оркестром.

Итак, сегодня народный артист Литовской ССР Юозас Домаркас постоянно находится в поле зрения любителей симфонической музыки, которые видят в нем достойного представителя советской дирижерской школы. Но при всем том артист еще очень молод: по дирижерским меркам 50 лет—это только начало творческой зрелости. И есть все основания считать, что главные достижения — впереди.