Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Назиб Жиганов

НЕИССЯКАЕМЫЙ РОДНИК ВДОХНОВЕНИЯ

 

 

 

Биография этого выдающегося музыканта удивительна и неповторима. Ему выпало великое счастье и высокая ответственность быть в профессиональном искусстве своего народа первооткрывателем, пролагать новые пути и вести за собой по этим путям многие поколения коллег, единомышленников. И он несет свою нелегкую ношу с достоинством, которое само по себе стало образцом для младших коллег.
Биография Назиба Гаязовича Жиганова неповторима еще и потому, что в ней, словно в фокусе мощной линзы, сконцентрировалась и персонифицировалась вся история современного музыкального искусства его родной Татарии, прошедшего за годы Советской власти историческую дистанцию, которая у иных народов потребовала веков.

«Я вспоминаю свое детство. Моя мать играла на гармонике татарские народные мелодии. В большинстве своем это были грустные, протяжные мелодии. Казалось, сама душа народа, задавленная вековым насилием, ищет выхода, тоскует, мечется и бунтует». Да, в ту далекую уже пору, когда родился будущий композитор, музыкальное богатство его родного народа составляли по существу лишь сокровища фольклора, хранящиеся веками. Октябрь раскрепостил духовные силы народов нашей страны, широко открыл доступ к великим ценностям мировой цивилизации. Бурно, стремительно развивается музыкальная культура Татарии, и Назиб Жиганов—один из главных участников этого развития. В числе первых татарских музыкантов он получил профессиональное образование в Московской консерватории, окончив ее по классу композиции Г. И. Литинского в 1938 году. Еще в студенческие годы он был среди инициаторов создания в Казани Татарской филармонии, и в день ее торжественного открытия здесь звучала его Первая симфония. Два года спустя впервые поднимается занавес Татарского театра оперы и балета, и честь его открытия предоставлена его опере «Беглец»— первой в республике. Вслед за ней увидела свет рампы и вторая опера Жиганова— «Свобода», посвященная революционной борьбе. Тогда же автор ее председательствует на первом организационном совещании, посвященном созданию в Татарии Союза композиторов, и затем на протяжении многих десятилетий возглавляет его.

Назиб Жиганов

С тех пор Назиб Жиганов—неизменно в гуще музыкальной жизни республики. В довоенные годы он плодотворно сотрудничает со своим другом Мусой Джалилем: вместе они создают сказочную патриотическую оперу «Алтынчеч», премьера которой состоялась летом 1941 года. Когда война разлучила друзей, композитор завершает начатую вместе с Джалилем оперу «Ильдар», одну из первых в стране, посвященных Великой Отечественной войне, затем пишет оперу «Поэт», проникнутую верой в победу и грядущую встречу с другом. Были написаны и поставлены балеты «Фатых» и «Зюгра», эпическая опера «Тюляк», зазвучали в республике первые песни Жиганова.

В послевоенную пору Жиганов вступает опытным, зрелым, несмотря на молодость, мастером. В 1945 году в Казани открывается консерватория, и он становится ее первым директором, отдает немало сил воспитанию молодых музыкантов, подготовке композиторских кадров. В центре его творческих интересов по-прежнему музыка сценическая. Венцом творческих исканий художника в этой сфере становится опера «Джалиль» (либретто А. Файзи) — великолепный музыкальный памятник поэту-патриоту, отдавшему свою жизнь победе над фашизмом. Вслед за Казанью опера была показана в Москве и Ленинграде, украсила репертуар многих театров нашей страны, ставилась за рубежом. Произведение это, полное реалистической правдивости и выразительной силы, принесло автору заслуженное признание. В 1957 году Жиганов был удостоен звания народного артиста СССР.