Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Зара Левина

НРАВСТВЕННАЯ ЧИСТОТА

 

 

Однажды Зару Александровну Левину спросили, какую бы профессию она выбрала, если бы все можно было начать сначала. Вот как она ответила: «Ту же самую! Мне кажется, что я была музыкантом еще до рождения. Прежде чем у меня появился музыкальный инструмент, я играла на всем — на подушках, на стульях. Свое первое сочинение—вальс «Привет русским воинам» я написала, когда мы жили в Запорожье и мне было всего восемь лет. Тогда началась первая в моей жизни война. Потом я сочиняла очень много фортепианных пьес, теперь могла бы назвать их «зарисовками». В них я пыталась выразить свои жизненные впечатления: меня интересовали люди, природа, особенно море.
Мой долгий путь в творчестве убедил меня в том, что композитор — прежде всего профессия рабочая, профессия без выходных. Творчество, на мой взгляд, сродни изобретательству: в каждом новом сочинении должна присутствовать хотя бы частица нового. Но новаторство—это вовсе не умозрительная перестановка звуков, злоупотребление внешними приемами, а новый поворот мысли, чувства. Уже одно неисчерпаемое богатство мелодий разных народов не даст остыть новаторству. Профессиональная же музыка, корнями своими связанная с народной, отражает человеческие эмоции, радости, печали и подвиги сегодняшнего дня».

Воспитанная в лучших традициях отечественной классики, ученица Р. М. Глиэра и Н. Я. Мясковского, именно в народном творчестве видела Зара Левина основной фундамент современной музыки, никогда не поддавалась веяниям преходящей моды. Размышляя о судьбах любимого искусства, она подчеркивала: «Когда Дебюсси спросили, как он относится к применению систем в музыке, он ответил отрицательно и сказал: «Нужно сочинять так, как подсказывают дети». И еще невольно вспоминаешь высказывание Ньютона о том, что для открытия его нового закона ему нужно было стать на плечи предшественников, чтобы лучше увидеть даль. Таким образом, опираясь на величайшие достижения прошлого, черпая материал для своих сочинений на родной почве, изучая народную песню, в которой всегда отражаются особенности своего народа, ни композитор, ни художник, ни режиссер театра или кино не могут обойти глубокие народные основы. Применяя к этому свои знания и способности, и нужно искать истину в воспроизведении творческих намерений. Чем внимательнее мы будем изучать фольклор каждой страны, каждого народа, тем более будем убеждаться, насколько он богаче, чем любая система, начиная от додекафонной, кончая алеаторической и другими. Ведь если бы не было испанской песни, не было бы композитора Де Фальи. Если бы не было немецкой народной музыки, не возникли бы Бах и Бетховен. Если бы не было русской народной песни, не было бы Глинки и Мусоргского.

Зара Левина

Итак, мне думается, истоки творчества лежат в народе. Разве можно спутать грузинскую песню с эстонской, русскую—с узбекской, армянскую—с украинской, русскую — с итальянской?
Вот где неисчерпаемый источник вдохновения! Разнообразия! Богатства!»
И Зара Левина всегда была верна своим художественным ориентирам. Именно за принципиальность, доброту, душевную щедрость и отзывчивость любили ее товарищи по искусству. Среди них — Тихон Николаевич Хренников.
— Пытливый художник,— говорит он,—Зара Александровна всегда находилась в состоянии подлинного творческого горения, успешно пробовала свои силы в разных жанрах. Ее перу принадлежат два фортепианных концерта, вокально-симфоническая «Ода солдату», камерно-инструментальные сочинения, множество романсов, песен для детей. И во всем — лирическое обаяние, мелодическое богатство, ясный, пластичный образный мир.

Быть может, наиболее сильно проявились эти качества музыки 3. А. Левиной в ее вокальных произведениях. В советское камерно-вокальное творчество она внесла неоценимый вклад. Любителям музыкального искусства хорошо известны проникновенные романсы 3. Левиной на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Исаакяна, С. Капутикян, полный вдохновения вокальный цикл на стихи С. Есенина, многие

другие сочинения, вызванные к жизни классической и современной поэзией. С особой любовью обращалась Зара Александровна к детской аудитории—ее песни для детей покоряют добротой чувств, светлой гражданственной устремленностью, благородством вкуса.
Трудилась она на протяжении всего своего жизненного пути с непрестанной настойчивостью. Ее зрелые произведения последних лет покоряли глубокой содержательностью, красотой замысла и воплощения. И самой Заре Александровне, и ее искусству были присущи эмоциональная искренность, внутренняя увлеченность, нравственная чистота. В многообразную палитру советской музыки она внесла значительный и памятный вклад.
Прочтите: Н. Михайловская. Зара Левина. М., 1969.