Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Поль Паре

ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ ИСКУССТВУ

 

 

В истории музыки немного найдется примеров подобного творческого долголетия: артистическая карьера Поля Паре продолжалась около семи десятилетий.
Будущий дирижер родился в семье провинциального музыканта-любителя; его отец играл на органе и руководил хором, в котором очень скоро стал выступать и сын. С девяти лет мальчик учился музыке в Руане и здесь же начал выступать как пианист, виолончелист и органист. Его разносторонний талант окреп и сформировался за годы учебы в Парижской консерватории (1904—1911) у таких педагогов, как Кс. Леру, П. Видаль. В 1911 году Паре был удостоен Римской премии за кантату «Яница».
В годы учебы Паре зарабатывал на жизнь, играя на виолончели в Театре имени Сары Бернар. Затем, проходя военную службу, он впервые встал во главе оркестра, правда, это был духовой оркестр его полка. Затем последовали годы войны, плен, но и тогда Паре старался находить время для занятий музыкой, сочинением.

После войны ему не сразу удалось найти себе работу. Наконец, его пригласили дирижером небольшого оркестра, выступавшего летом на одном из пиренейских курортов. В составе этого коллектива было сорок музыкантов из лучших оркестров Франции, собравшихся вместе, чтобы подработать. Они были восхищены мастерством своего безвестного руководителя и уговорили его попытаться занять место дирижера в оркестре Ламуре, которым руководил тогда престарелый и больной К. Шевийяр. Через некоторое время Паре получил возможность дебютировать с этим оркестром в зале «Гаво» и после успешного дебюта стал вторым дирижером. Он быстро завоевал известность и после смерти Шевийяра в течение пяти лет (1923—1928) возглавлял коллектив. Затем Паре работал главным дирижером в Монте-Карло, а с 1931 года стоял также во главе одного из лучших коллективов Франции — оркестра Колонна.

К концу 40-х годов Паре пользовался репутацией одного из лучших дирижеров Франции. Но когда фашисты оккупировали Париж, он в знак протеста отказался от своей должности и уехал в Марсель. Однако и отсюда вскоре ушел, не пожелав подчиняться распоряжениям захватчиков. Вплоть до освобождения Паре был участником движения Сопротивления, организовывал патриотические концерты французской музыки, на которых звучала «Марсельеза».
В 1944 году Поль Паре вновь стал во главе возрожденного оркестра Колонна, которым руководил еще 11 лет. С 1952 года он возглавлял Детройтский симфонический оркестр в США.
В послевоенные годы Паре, живя за океаном, не порывает тесных связей с французской музыкой, часто выступает в Париже. За заслуги перед отечественным искусством он был избран членом Института Франции, войдя, таким образом, в число «бессмертных»—французских академиков. Он и впрямь казался бессмертным: уже отметив свое 90-летие дирижер продолжал выступать, записываться на пластинки.

Паре особенно прославился исполнением французской музыки. Дирижерская манера артиста отличалась простотой и величественностью. «Как настоящий большой актер он отбрасывает мелкие эффекты, чтобы сделать произведение монументальным и стройным. Он прочитывает партитуры знакомых шедевров со всей простотой, прямотой и со всей утонченностью мастера»,— писал о Поле Паре американский критик В. Томсон. Таким он оставался до конца своих дней.
Поль Паре принадлежал к числу музыкантов, которыми справедливо гордится Франция. Вся его долгая жизнь посвящена была служению родному искусству, служению родине.