Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Иван Паторжинский

БОГАТЫРЬ УКРАИНСКОЙ ОПЕРЫ

 

 

«У каждого есть воспоминания детства. Мое детство—это поселок над самым Днепром, тусклые огоньки коптилок в убогих рыбачьих хибарках. Вижу себя босоногим хлопцем, притаившимся в прибрежных зарослях с удочкой. Помню бедность и свою, и соседскую, тяжелый труд плотогонов, их песни, то тихие и печальные, то бунтующие, как сам Днипро.»
Таково было детство выдающегося украинского певца Ивана Сергеевича Паторжинского. Поселка того, носившего название Свистуново-Петровское, и на карте, и на земле уже больше не сыскать: он находится на дне могучего днепровского моря, раскинувшего свои воды под Запорожьем. Но сыны земли этой, как и прежде, славят родину свою песнями. И первым советским певцом Украины по праву называют они Паторжинского. Трудным было его восхождение к высотам искусства: юные годы в бедной рабочей семье, учеба в духовной семинарии, занятия пением в Екатеринославе у преподавательницы местного училища 3. Н. Малютны, учительство в народной школе на Голубовском руднике Кадиевского района в Донбассе, работа в прифронтовой труппе, обслуживающей передовые части Красной Армии. Таковы этапы многотрудного пути певца.

Революция открыла перед сыном бедняка новые, невиданные возможности, позволила расцвести его редкому таланту, осуществиться его стремлениям. В начале 20-х годов Паторжинский создает и возглавляет первый на Украине советский хор, тогда же он руководит в городе Алчевске, на металлургическом заводе, музыкальной школой для детей рабочих. В 1925 году молодой певец дебютирует на оперной сцене в Харькове и с тех пор становится ведущим солистом оперного театра; спустя десять лет он переезжает в Киев, где разворачивается его многогранная и неутомимая деятельность певца, педагога, организатора. То была увлекательная пора становления национально-оперного искусства, и вклад его в это благородное дело невозможно переоценить. «Паторжинский был для украинской оперы тем, чем Ермолова для Малого театра или Савина—для Александрийского. Трудно назвать другое имя, которое бы так же, как имя Паторжинского, олицетворяло собой все самое характерное, самое лучшее в украинском певческом искусстве, которое еще при жизни стало легендарным не только среди любителей оперной музыки, но и среди всего украинского народа»,— писал видный советский дирижер В. Тольба.

Иван Паторжинский

Паторжинский отдал украинскому оперному искусству, оперной сцене несколько десятилетий, снискав славу одного из лучших басов нашей страны. Уже в 1942 году ему, одному из первых среди оперных артистов, была присуждена Госу-дарственная премия СССР за исполнение заглавной партии в опере «Тарас Бульба» Н. Лысенко, а два года спустя выдающемуся мастеру было присвоено звание народного артиста СССР. Подводя итоги его деятельности, известный композитор А. Штогаренко отмечал: «Многогранный талант певца с особой силой раскрылся на советской оперной сцене. И. С. Паторжинского можно по праву назвать одним из корифеев украинской советской оперы. Вместе с такими выдающимися певцами, как М. И. Литвиненко-Вольгемут, Ю. С. Кипоренко-Даманский, и другими Паторжинский закладывал основы советского оперного искусства на Украине. Целая галерея образов создана Паторжинским на оперной сцене—образов, различных по характеру, но неизменно ярких, глубоких по актерскому замыслу и выполнению. Здесь и Мефистофель из «Фауста» Гуно, и Мельник из «Русалки» Даргомыжского, и Выборный из «Наталки Полтавки» Лысенко, и Сусанин из «Ивана Сусанина» Глинки, и Кочубей из «Мазепы» Чайковского, и дон Базилио из «Севильского цирюльника» Россини, и Борис Годунов из одноименной оперы Мусоргского, и Владимир Галицкий и Кончак из «Князя Игоря» Бородина, и Трохим из «Наймычки» Вери-ковского, и Валько из «Молодой гвардии» Мейтуса, и дьяк Таврило из «Богдана Хмельницкого» Данькевича. Такие образы, как Тарас Бульба из одноименной оперы Лысенко или Иван Карась из «Запорожца за Дунаем» Гулака-Артемовского, могут быть по праву названы классическими образцами вокально-сценического искусства. Стремясь нести свое искусство в широкие массы народа, И. С. Паторжинский много раз выезжал на гастроли по Украине и за ее пределы, охотно участвовал в спектаклях периферийных театров, оказывая им большую творческую помощь».

Не меньшее признание и любовь слушателей принесла певцу и концертная деятельность. Наряду с оперными ариями и романсами он с неподражаемой естественностью и выразительностью пел на эстраде народные песни и, исполняя их, казался сам настоящим сказочным богатырем, певцом своего народа. И на сцене, и на эстраде голос его покорял аудиторию своим бархатным, певучим, «виолончельным» тембром, своей проникновенностью. А дуэты, в которых он пел вместе с М. Литвиненко-Вольгемут, вызывали неизменно бурю восторга — будь то в Киеве или в любом другом городе нашей страны.

В послевоенные годы маститый артист, продолжая активную творческую деятельность, немало сил отдавал и подготовке новых поколений певцов. Он вел класс в Киевской консерватории, ставший настоящей школой мастерства для молодых певцов. Школу эту в разные годы прошли такие артисты, как Д. Гнатюк, A. Кикоть, В. Матвеев, Е. Червонюк, Р. Гринер, М. Кречко, В. Гончаренко,
B. Завгородний, и многие другие. «Придавая огромное значение не только вокальной технике, но и сценическому мастерству,— подчеркивал В. Тольба,— Паторжинский принимал непосредственное участие в организации оперного класса и оперной студии консерватории. Порой он сам играл перед студентами ту или иную сцену, хотя и не считал показ принципиально верным методом, поэтому и прибегал к нему в очень редких случаях, твердо придерживаясь мнения, что «ценности создаются, а не копируются». Оберегая индивидуальности своих воспитанников, Иван Сергеевич не только учил их, но и вырабатывал у них умение учиться, не подражая». Впрочем, добавим мы, подражать ему, копировать его казалось просто невозможно — настолько яркой была его ндивидуальность, его творческая личность. Личность, оставившая неизгладимый след в истории советского оперного театра.