Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература

Н.Пейко - ноты



Книги, литература, нотные сборники

 

Николай Пейко

В РАЗНЫХ ЖАНРАХ

 

 

В начале лета 1940 года в Московской консерватории по традиции состоялись концерты композиторов дипломников: их на сей раз было пятеро. И среди них—воспитанник профессора Н. Я. Мясковского Николай Пейко, к тому времени уже достаточно опытный, хотя, конечно, далеко еще не сложившийся художник. На суд педагогов и слушателей он представил трехчастную Симфониетту, Струнный квартет, Балладу и Скерцо для фортепиано. Это были далеко не первые его композиторские опыты:
начинал он писать музыку еще в 1936— 1937 годах, когда оканчивал Музыкальный
техникум при консерватории по классу Г. И. Литинского. И вот теперь позади был
консерваторский курс.
Тот концерт получил довольно широкий отклик среди музыкантов, высоко оценивших творческие перспективы молодого композитора. Е. Голубев в своей обширной рецензии отмечал: «Николай Пейко— наиболее культурный и технически зрелый, с чертами уже проявляющейся творческой самостоятельности музыкант. Из представленных им произведений самое совершенное — Баллада для фортепиано. Хорошим сочинением нужно признать Струнный квартет Пейко. Композитор довольно свободно владеет сложным квартетным письмом, достигая разнообразных звучаний. В произведениях Пейко обращает на себя внимание большое чувство оркестрового колорита и склонность к поискам интересных оркестровых звучаний».

Итак, с самых первых шагов Николай Пейко проявил себя музыкантом серьезным, вдумчивым, кропотливо и тщательно работающим, музыкантом, настойчиво ищущим свой путь в искусстве, опираясь на прочный фундамент традиций, на богатейшие россыпи народного искусства. Именно в таком русле и проходило дальнейшее формирование творческого облика композитора—проходило планомерно, естественно, без неожиданностей. Еще в консерваторские годы Пейко проявляет пристальный интерес к музыкальному фольклору, причем не только родному, русскому, но и других народов нашей страны. Интерес отнюдь не праздный, но практический. В 1939 году он, в частности, совершил поездку по Якутии, результатом которой явились и многочисленные записи необычных мелодий, и научные изыскания. Тогда же он обращается и к роднику чувашского фольклора, решив завершить симфонию безвременно умершего товарища-по консерватории, чувашского композитора Г. Воробьева. Несколько позже Пейко работает совместно с башкирским композитором М. Валеевым над первой башкирской оперой «Айхылу», премьера которой стала этапным событием в национальной культуре. А позднее, в 50-е годы, он написал совместно с татарским композитором 3. Хабибуллиным балет «Весенние ветры».
Все эти поиски способствовали расширению кругозора музыканта, обретению опыта, уверенности, мастерства. Имя Пейко постепенно приобретает все большую известность, особенно после исполнения его Сюиты на якутские темы, фортепианного концерта, Первой симфонии, удостоенной в 1947 году Государственной премии СССР. Оценивая успех 30-летнего композитора, видный музыковед В. Беляев писал: «Симфоническое творчество Н. И. Пейко, своими корнями связанное с лучшими традициями русской школы, развивается в творческом контакте с ведущими направлениями советской музыки (Мясковский, Прокофьев, Шостакович), без элементов механического подражания последним. Огромную роль в развитии Пейко как симфонического композитора играет его знакомство с национальными культурами народов Советского Союза».

Николай Пейко

С той поры прошло около четырех десятилетий, и все эти годы композитор не изменял избранному-пути. В орбиту его художественного внимания со временем входят все более разнообразные жанры. К своему 70-летию композитор подходит автором шести монументальных симфоний, весьма различных по образному строю, характеру. В них перед слушателем разворачивается широкая панорама мыслей, чувств, образов: здесь и эпические картины истории—далекой и близкой (с особой силой воссоздаваемые в Четвертой симфонии), и картины родной природы, и страницы проникновенной лирики. В своих симфониях Пейко выступает подлинным продолжателем дела своего учителя — Н. Я. Мясковского, видевшего в этом жанре одну из главных форм творческого высказывания композитора по коренным проблемам бытия. Впрочем, не только Мясковского. Музыковед А. Кандинский справедливо отмечает: «В его творчестве ярко выражена эпичность, которая включает и драматические, и лирические образы, нередко связана с элементом «театральности». Оригинальность симфонического метода Пейко определяется, как мне представляется, и синтетическими тенденциями стиля композитора: по интеллектуальным «зодческим» своим чертам он близок к принципам Мясковского; по открытой народности музыки и отчасти «театральным» ее признакам — к симфонизму Прокофьева (в чем-то и Шостаковича). Оригинальная совокупность данных черт оказывается типичной для Пейко. Это именно синтез, творческое претворение».

Композиторский «багаж» Николая Пейко исключительно весом. Продолжая перечень его оркестровых сочинений, нельзя не назвать наряду с симфониями также Молдавскую сюиту для оркестра (удостоенную в 1951 году Государственной премии) и цикл симфонических картин «В страде войны», созданный к 30-летию Победы; продолжая перечислять сочинения, основой которых послужили образцы фольклора, необходимо упомянуть «Семь пьес на темы народов СССР» (1951), «Фантазию на финские темы», сюиты «Из якутских легенд», «Из русской старины», «Праздничную увертюру на кабардинские темы».

Выдающийся вклад внес Пейко в репертуар нашего хореографического театра своим балетом «Жанна д'Арк», впервые увидевшим свет рампы в 1957 году и впоследствии поставленным на многих сценах—как у нас, так и за рубежом. Совсем недавно Московский музыкальный театр с успехом показал новую редакцию этого значительного произведения, полного сурового трагизма и возвышенного, очищающего гуманистического пафоса. Новыми достижениями композитора стали в недавнем прошлом русская народная оратория «Ночь царя Ивана» (показанная также и в сценическом варианте—как опера), балет «Абакаяда», посвященный жизни и деятельности путешественника С. Дежнева. Словом, и сегодня, как все минувшие десятилетия, видный мастер советской музыки полон творческой энергии. Добавим, что вот уже более сорока лет ведет он и активную педагогическую работу: в 1943—1959 годах преподавал композицию и теоретические предметы в Московской консерватории, а с 1954 года ведет класс также и в Институте имени Гнесиных, где многие годы заведует кафедрой композиции. Нельзя не сказать и об активной публицистической деятельности музыканта, который всегда находится в гуще жизни, все силы отдает служению советской музыке. В 1981 году Н. Пейко было присвоено звание народного артиста РСФСР, он неоднократно избирался в состав руководящих органов Союза композиторов СССР.