Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература

И.Стравинский - ноты



Книги, литература, нотные сборники

 

Игорь Стравинский

СТИХИЯ РУССКОГО МЕЛОСА

 

 

За свою долгую жизнь Игорь Стравинский написал множество произведений разных жанров, многие из которых заняли прочное место в репертуаре театральных коллективов, оркестров, солистов, стали классическими образцами музыки XX столетия, До последних своих дней работал он с неиссякающей интенсивностью. И все же, что ни говорите, во всяком случае для широкой слушательской аудитории наиболее близкими по-прежнему остаются его ранние создания, еще в начале нашего века пленившие и поразившие слух парижан, а вслед за тем завоевавшие признание повсюду. Это знаменитая балетная триада — «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».

Гастроли русского искусства в Европе, организованные Сергеем Дягилевым,— замечательная страница художественной истории. И одна из самых ярких красок на этих страницах — балетные спектакли с музыкой Стравинского, от которых веяло каким-то очистительным духом. Сперва — «Жар-птица», имевшая в Париже сенсационный успех и знаменовавшая начало нового этапа в музыке балетного театра. Ее премьера состоялась летом 1910 года, но уже тогда возникла идея следующего балета, посвященного бессмертному герою русского балаганного театра.

По предложению Дягилева сценарий нового балета писал Александр Бенуа, который, естественно, выступал и как художник. Позднее выдающийся русский хореограф М. Фокин писал: «О балете «Петрушка» можно говорить как о драматическом музыкальном произведении И. Ф. Стравинского, занимающем исключительное место среди новой музыки. О «Петрушке» можно говорить как об одном из лучших созданий художника Бенуа. О «Петрушке» же можно говорить как о фокинской постановке, которая является одним из полнейших осуществлений его реформы балета». Действительно, в работе над этим спектаклем объединились талантливейшие мастера русского искусства. А ведь к трем упомянутым авторам нужно еще прибавить имя выдающегося танцовщика В. Нижинского, первого и блистательного исполнителя заглавной партии.

Произведения Игоря Стравинского

Трогательные приключения Петрушки в балаганном мире складываются в настоящую хореографическую драму из нескольких картин, в которых композитор на редкость оригинально и смело разрабатывает фольклорные мотивы — «Чудный месяц», «Ах вы, сени», «Вдоль по Питерской», «Не лед трещит, не комар пищит» и другие. Эти песенные мелодии в неожиданной инструментальной инкрустации производили прямо-таки неотразимое впечатление. И так в каждой из четырех картин: «Народные гуляния на масленой. Русская», «У Петрушки», «У Арапа», «Народные гуляния на масленой (под вечер)».

Одним из первых, кто в полной мере оценил новаторскую сущность искусства Стравинского, был Б. В. Асафьев. Он писал: «Партитура «Петрушки» совсем иная, чем «Жар-птицы», будучи, однако, еще более поразительной и ошеломляющей. С нее Стравинский окончательно стал самим собой. С нее за ним пошло все современное поколение музыкантов. Все, кто не хотели быть «живыми мертвецами», поняли тогда, что произошло великое событие, что русская музыка сделала действительно новое, неслыханное еще завоевание. Стравинский прежде всего почувствовал здесь, как нигде до того, стихию празднично-уличного массового движения, выявил своеобразие, звончатость и блеск народных инструментальных интонаций, раскрыл энергию диатонического русского мелоса во всей широте и полноте. Он уничтожил привилегии только старинной песни и сырой этнографизм. Он нашел «русское и бытовое» в обычнейшей уличной и «дворовой» городской музыке, не побоявшись художественно оформить всем близкие и знакомые напевы и сохранить все характерное и жизненно конкретное в них. Он показал, что не действительность надо прихорашивать во имя отживших канонов, а поступать как раз наоборот—идти от живой музыкальной практики, от музыкально-житейского языка города и деревни, от тех ритмов и интонаций, которые вырабатывает ежедневным опытом и годами создает быт, создает и закрепляет в поколениях. Этот непосредственный и постоянный отбор, творимый жизнью, должен обогащать сознание композитора».

С того памятного парижского вечера «Петрушка» неоднократно оживал на театральных подмостках разных стран. Еще в 1920 году балет был поставлен на лучших сценах Москвы и Петрограда. Но музыка Стравинского обрела постоянную «прописку» и на концертной афише. В связи с этим можно вспомнить, что отправной точкой для музыкального решения балета явилась небольшая концертная пьеса для оркестра с солирующим роялем. А впоследствии «Петрушка» в его чисто инструментальном обличий вернулся на эстраду. Еще в 1921 году композитор сделал для Артура Рубинштейна фортепианное переложение «Трех пьес из „Петрушки"». С тех пор это сложнейшее сочинение входит в репертуар множества виртуозов. Наконец, в 1947 году появилась новая оркестровая версия музыки балета. Эта версия, говорил Стравинский, «представляется мне гораздо более удачной, хотя многие считают, что музыка оригинального и пересмотренного варианта подобна двум геологическим формациям, которые не смешиваются».

Да, лучшие произведения гениального русского композитора принадлежат к вершинным завоеваниям музыкальной культуры нашего времени. Среди них — балет «Петрушка».
Прочтите: И. Я. Вершинина. Ранние балеты Стравинского. М., 1967; «Жар-птица» и «Петрушка» И. Ф. Стравинского. Л., 1963.