Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература

Р.Щедрин - ноты



Книги, литература, нотные сборники

 

Родион Щедрин

ОПЕРА О СОВРЕМЕННИКАХ

 

 

Редкий, почти беспрецедентный случай: к первой опере молодого композитора, которому не исполнилось и тридцати лет, обратились сразу три ведущих театра страны — Пермский, Новосибирский и московский Большой. Впрочем, это было вполне объяснимо: то была опера о наших днях, и написана она была смело, свежо, талантливо. В этом не было сомнений ни у кого из знакомых с музыкой по партитуре, слышавших ее в авторском исполнении за роялем.

Новая опера называлась «Не только любовь», и написал ее композитор Родион Щедрин, имя которого, несмотря на молодость, было уже достаточно хорошо известно как имя автора балета «Конек-Горбунок», симфонии и фортепианного концерта. С первых же шагов его увлекал почти не разработанный предшественниками пласт русского национального фольклора—богатейший и своеобразный мир народной частушки. Именно частушка придала особую свежесть и неповторимость яркой музыке симфонии и фортепианного концерта и вот теперь стала основой сценического произведения, о котором сам автор накануне премьеры говорил так: «Это опера о наших современниках, новых людях новой советской деревни. В основу либретто В. Катаняна легли мотивы рассказов Сергея Антонова. С этим писателем я познакомился несколько лет назад, во время работы над кинофильмом «Люди на мосту». Тогда и родился замысел будущей оперы. Сюжетная основа ее взята в большой мере из рассказа «Тетя Луша». Герои оперы—трактористы, доярки, председатель колхоза. В музыке широко использованы интонации колхозной частушки — любимого народом музыкального жанра».

Итак, на сцене и в музыке — послевоенная колхозная деревня, со своими нелегкими заботами и проблемами, со своими радостями, своими песнями. Сюжет оперы внешне несложен: стержнем его стала история взаимоотношений председателя колхоза, гордой и немало пережившей Варвары Васильевны, и недалекого, бесшабашного парня Володи Гаврилова, история борьбы между чувством и долгом, едва затеплившейся, но так и не вспыхнувшей любви.
Три премьеры оперы состоялись почти одновременно, в 1961 году. И все три вызвали бурную и острую полемику: спорили постановщики и актеры, спорили критики и композиторы, спорили зрители, наконец. Талантливость музыки, ее редкая органичность в сценическом действии почти никем не оспаривались. Смущало, а иной раз и возмущало кое-кого другое: некая жанровая и сюжетная неопределенность произведения, драматургическая недоговоренность, отсутствие точек над i. Да и частушка — простая, словно взятая из самой гущи жизни и неожиданно ворвавшаяся на академическую сцену, нет-нет да и вызывала протестующие и скептические голоса, казалась неоправданно будничной, недостойной высокого жанра оперы. Конечно, наиболее проницательные специалисты, и среди них Т. Хренников и Д. Кабалевский, сразу ощутили значительность созданного Щедриным, огромный художественный потенциал произведения. «Сколько в его музыке прекрасной лирики, сколько ласкового юмора,— не гротеска и не сатиры, а именно юмора, столь близкого колхозной молодежи! Музыка его полна душевной чуткости, глубокой эмоциональности. Правдивые, естественные и очень точные интонации, народная «почвенность» всей музыки—огромная заслуга автора. Это одна из самых русских опер, созданных советскими композиторами»,— писал В. Власов.

Оперы Р. Щедрина



И все же, несмотря на все свои достоинства, опера, увы, успеха не имела. Чувство неудовлетворенности оставалось у зрителей даже в Большом театре, хотя музыкальным руководителем спектакля, поставленного Г. Ансимовым, был такой великолепный мастер, как Е. Светланов, декорации готовились по эскизам выдающегося художника А. Тышлера, роли исполняли многие прекрасные певцы. Было очевидно, что ни эта, ни две другие постановки не смогли передать суть и смысл новаторской оперы Р. Щедрина. И вскоре она сошла со сцены, как многим казалось, окончательно.
На протяжении следующих лет отрывки из оперы «Не только любовь» нередко звучали в концертах, но о самом произведении широкие круги слушателей почти забыли. Среди специалистов, музыкантов и режиссеров, однако, не затихали споры. Даже не идя на сцене, произведение продолжало оказывать воздействие на творческую практику, будоражило умы: без него уже трудно было представить себе советскую музыку последних лет. И прав оказался критик А. Медведев, который вскоре после тех, неудачных премьер писал: «Как бы в дальнейшем ни складывалась сценическая судьба оперы Р. Щедрина, ее значение для развития советского оперного творчества—непреходяще. В этом произведении найдены и убедительно воплощены очень важные для оперного жанра новые художественные закономерности, найдено новое качество музыкального языка».

С годами становилось очевидным, что причина неуспеха оперы — не в музыке, и даже не в либретто, казавшемся многим неудачным, а прежде всего в неверных принципах, с которыми подошли к ней постановщики. Повсюду ее пытались трактовать как большое, масштабное полотно, в то время как раскрыть глубину и психологический подтекст произведения можно было, лишь постигнув жанровую особенность оперы,— ее камерность. Это убедительно подтвердила постановка, осуществленная выдающимся режиссером Б. А. Покровским и студентами руководимого им курса на сцене учебного театра ГИТИСа. Но та постановка была известной лишь немногим зрителям, а вот в 1972 году, когда оперой Щедрина открылся Московский камерный музыкальный театр, Покровский и его воспитанники, составившие основу труппы, словно заново открыли аудитории и оперу «Не только любовь». И тогда вспомнились слова, сказанные за десять лет до этого одной из участниц первой постановки в Большом театре Ириной Архиповой: «На какой сцене должна идти данная опера?. Мое глубокое убеждение, что новая опера Щедрина «Не только любовь» по своему камерному звучанию подходит именно для небольшой сцены. Только тогда будет достигнут необходимый контакт исполнителей со зрителем, что поможет ощутить обаяние и аромат произведения». Слова замечательной артистки оказались пророческими.

Так, с легкой руки выдающегося режиссера началась новая жизнь оперы Р. Щедрина. Вскоре «Не только любовь» была поставлена в ленинградском Малом оперном театре, затем последовали новые постановки в Вильнюсе, Берлине, Москве, на многих профессиональных и любительских сценах. И что удивительно: режиссеры и дирижеры продолжали — и продолжают— искать и находить в этом, столь «прозрачном» на первый взгляд произведении, все новые и новые краски, оттенки чувств, музыкальные красоты. Опера ставится в разных сценических редакциях—в одном, двух или трех актах; в ней выступают на первый план то проникновенная лирика, то глубокий и сдержанный драматизм, то юмор и даже сатира. Но неизменной остается правда чувства, которая заставляет зрителей верить ее героям, переживать вместе с ними, аплодировать им.