Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература

А.Флярковский - ноты



Книги, литература, ноты

 

Александр Флярковский

ОСТРОВА РАДОСТИ

 

 

В конце восьмидесятых годов один из композиторских форумов был посвящен музыкальному воспитанию детей. Основной доклад на нем было поручено сделать Александру Георгиевичу Флярковскому. И это не случайно. Воспитательный процесс с точки зрения эстетической требует ныне безотлагательных, можно сказать, радикальных улучшений. А Флярковский давно уже зарекомендовал себя не только как талантливый композитор, но и как человек деятельного темперамента, умеющий добиваться поставленных целей.
Прислушаемся к его убедительным словам: „Уровень музыкальной культуры людей в различных группах нашего общества весьма неоднороден. Зачастую он недопустимо низок.
Нередко можно услышать: а зачем вообще особо говорить о приобщении к музыке? Изучают же в школе литературу - и хватит: тут тебе и эстетическое, и нравственное воспитание, и познание жизни - чего еще желать?
Но нет искусств более важных и менее важных. Иначе зачем бы на протяжении тысяч лет так заботливо культивировало их человечество? Притом каждое сильно своим: литература - мощью передаваемого жизненного опыта, живопись - осмыслением бытия через окружающий нас предметный мир, танец - выразительностью и красотой человеческого тела.
Однако нет искусства, которое сравнилось бы с музыкой по силе непосредственного эмоционального воздействия. Она могучий катализатор чувств, приводящий в движение всю человеческую душу, заставляемой испытать колоссальную гамму переживаний - от экстатической радости до героического порыва. Музыка - средоточие эмоционального опыта человечества, без которого личность не может состояться.

Много лет потратил подвижник музыкально-воспитательного дела в нашей стране Л. Б. Кабалевский на разработку эффективной программы по музыке в общеобразовательной школе. Пришлось выдержать многолетние споры с Академией педагогических чаук. Наконец, программа получила официальное признание. Но в скольких школах страны она внедрена?
И система Кабалевского - не единственно возможная. XX век наработал здесь очень много. Так, во всем мире широчайшее распространение получила методика выдающегося австрийского композитора и педагога К. Орфа. Эта методика основана на воспитании у детей вкуса к совместному музицированию, к импровизации - другими словами, развивает у них чувство коллективизма, творческие навыки, быстроту реакции в сложной ситуации. Как потом пригодятся все эти качества детям в их взрослой жизни, даже если они и не станут профессиональными музыкантами! Но в нашей стране дальше отдельных попыток применения орфовской системы дело не пошло. А ведь есть еще системы венгра 3. Кодаи, швейцарца Э. Виллемса и многое-многое другое.
Да, прекрасная радио- и киномузыка Б. Чайковского, Г. Гладкова, А. Рыбникова, песни В. Шаинского, симфонические произведения Т. Чудовой, Е. Подгайца - редкие „острова радости" в море барабанно-бодряческих маршей, безлико-академичных оркестровых и камерных композиций. А какую безвкусную, с эстрадно-развлекательным уклоном музыкальную похлебку предлагает в иных передачах, адресованных детям, телевидение! В пластинках - фирма „Мелодия"!

Александр Флярковский

Нужно ли после этого удивляться, что у многих подростков возникает „реакция отторжения" ко всей распространяемой официальными каналами музыке - и, что особенно больно, к великой классике? Что вместо этого они предпочитают замкнуться в мире рок-групп, где находят, как им кажется, современную атрибутику поведения, отклик на актуальные социальные проблемы. Ведь общаться с серьезным искусством на серьезную тему они попросту не обучены".

Все это в устах Александра Флярковского не просто красивые слова. Он последователен в своих устремлениях. Долгое время его музыкантский облик в глазах широких кругов любителей искусства ассоциировался по преимуществу с песенной темой. И действительно, им написано немало прекрасных песен, завоевавших повсеместную популярность. Впрочем, и в других жанрах проявляется его мелодический дар, его отличное мастерство. Тут можно назвать оперу „Дороги дальние", оперетты, поставленные в разных городах страны, оратории, симфонию „Ровеснику", симфонические поэмы, хоры, вокальные циклы. Все это серьезный вклад в нашу многогранную музыкальную культуру.
Однако здесь хочется еще раз подчеркнуть, что в соответствии со своей музыкально-общественной заинтересованностью Флярковский за последнее время подарил талантливые сочинения юному поколению. В 1985 году Московский детский музыкальный театр поставил его оперу „Отважный трубач" по повести немецкого писателя-антифашиста Отто Готше, а в конце 1987 года на той же сцене с успехом прошла премьера еще одной оперы композитора - „Время таять снегам". Так Алесандр Флярковский открывает новые „острова радости" для тех, кто обязательно должен найти для себя путь в мир прекрасного.