Книги, литература, ноты
В конце восьмидесятых годов один из композиторских форумов был посвящен
музыкальному воспитанию детей. Основной доклад на нем было поручено сделать
Александру Георгиевичу Флярковскому. И это не случайно. Воспитательный
процесс с точки зрения эстетической требует ныне безотлагательных, можно
сказать, радикальных улучшений. А Флярковский давно уже зарекомендовал
себя не только как талантливый композитор, но и как человек деятельного
темперамента, умеющий добиваться поставленных целей.
Прислушаемся к его убедительным словам: „Уровень музыкальной культуры
людей в различных группах нашего общества весьма неоднороден. Зачастую
он недопустимо низок.
Нередко можно услышать: а зачем вообще особо говорить о приобщении к музыке?
Изучают же в школе литературу - и хватит: тут тебе и эстетическое, и нравственное
воспитание, и познание жизни - чего еще желать?
Но нет искусств более важных и менее важных. Иначе зачем бы на протяжении
тысяч лет так заботливо культивировало их человечество? Притом каждое
сильно своим: литература - мощью передаваемого жизненного опыта, живопись
- осмыслением бытия через окружающий нас предметный мир, танец - выразительностью
и красотой человеческого тела.
Однако нет искусства, которое сравнилось бы с музыкой по силе непосредственного
эмоционального воздействия. Она могучий катализатор чувств, приводящий
в движение всю человеческую душу, заставляемой испытать колоссальную гамму
переживаний - от экстатической радости до героического порыва. Музыка
- средоточие эмоционального опыта человечества, без которого личность
не может состояться.
Много лет потратил подвижник музыкально-воспитательного дела в нашей
стране Л. Б. Кабалевский на разработку эффективной программы по музыке
в общеобразовательной школе. Пришлось выдержать многолетние споры с Академией
педагогических чаук. Наконец, программа получила официальное признание.
Но в скольких школах страны она внедрена?
И система Кабалевского - не единственно возможная. XX век наработал здесь
очень много. Так, во всем мире широчайшее распространение получила методика
выдающегося австрийского композитора и педагога К. Орфа. Эта методика
основана на воспитании у детей вкуса к совместному музицированию, к импровизации
- другими словами, развивает у них чувство коллективизма, творческие навыки,
быстроту реакции в сложной ситуации. Как потом пригодятся все эти качества
детям в их взрослой жизни, даже если они и не станут профессиональными
музыкантами! Но в нашей стране дальше отдельных попыток применения орфовской
системы дело не пошло. А ведь есть еще системы венгра 3. Кодаи, швейцарца
Э. Виллемса и многое-многое другое.
Да, прекрасная радио- и киномузыка Б. Чайковского, Г. Гладкова, А. Рыбникова,
песни В. Шаинского, симфонические произведения Т. Чудовой, Е. Подгайца
- редкие „острова радости" в море барабанно-бодряческих маршей, безлико-академичных
оркестровых и камерных композиций. А какую безвкусную, с эстрадно-развлекательным
уклоном музыкальную похлебку предлагает в иных передачах, адресованных
детям, телевидение! В пластинках - фирма „Мелодия"!
Нужно ли после этого удивляться, что у многих подростков возникает „реакция отторжения" ко всей распространяемой официальными каналами музыке - и, что особенно больно, к великой классике? Что вместо этого они предпочитают замкнуться в мире рок-групп, где находят, как им кажется, современную атрибутику поведения, отклик на актуальные социальные проблемы. Ведь общаться с серьезным искусством на серьезную тему они попросту не обучены".
Все это в устах Александра Флярковского не просто красивые слова. Он
последователен в своих устремлениях. Долгое время его музыкантский облик
в глазах широких кругов любителей искусства ассоциировался по преимуществу
с песенной темой. И действительно, им написано немало прекрасных песен,
завоевавших повсеместную популярность. Впрочем, и в других жанрах проявляется
его мелодический дар, его отличное мастерство. Тут можно назвать оперу
„Дороги дальние", оперетты, поставленные в разных городах страны,
оратории, симфонию „Ровеснику", симфонические поэмы, хоры, вокальные
циклы. Все это серьезный вклад в нашу многогранную музыкальную культуру.
Однако здесь хочется еще раз подчеркнуть, что в соответствии со своей
музыкально-общественной заинтересованностью Флярковский за последнее время
подарил талантливые сочинения юному поколению. В 1985 году Московский
детский музыкальный театр поставил его оперу „Отважный трубач" по
повести немецкого писателя-антифашиста Отто Готше, а в конце 1987 года
на той же сцене с успехом прошла премьера еще одной оперы композитора
- „Время таять снегам". Так Алесандр Флярковский открывает новые
„острова радости" для тех, кто обязательно должен найти для себя
путь в мир прекрасного.