Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература



Книги, литература, ноты

 

Оскар Фрид

ДИРИЖЕР МАЛЕРОВСКОЙ ШКОЛЫ

 

 

Стоял зенит первого военного лета -пылающего лета 1941 года. Радости и печали, тревоги и заботы людей отступили на второй план перед лицом вражеского нашествия; газеты были полны сообщениями о военных действиях, о событиях в мире. И именно тогда в „Советском искусстве", на последней странице, затерялась маленькая заметка, извещавшая, что „после продолжительной тяжелой болезни в Москве умер всемирно известный дирижер Оскар Фрид". Сообщение это осталось, естественно, почти незамеченным, и имя музыканта на долгие годы словно кануло в лету, сохранившись в памяти благодарных слушателей и коллег артиста, которых с годами становилось все меньше. Между тем славное имя это заслуживает того, чтобы о нем помнили и у нас, и во всем мире.
Дирижерская карьера Фрида началась довольно поздно по нынешним, по крайней мере, меркам. Он родился и вырос в Берлине, в небогатой семье, и отец еще ребенком отдал его в ремесленную школу музыкантов. Полтора десятка мальчиков обучались под руководством хозяина игре на различных, преимущественно духовых инструментах, а попутно делали всю черновую работу по дому, ночи напролет играли на вечеринках, в пивнушках. Оскара, как самого маленького, поили в таких случаях шнапсом и угощали сигаретами ради развлечения, чтобы он не заснул за своим барабаном, а позже - с валторной в руках. Кончилось тем, что он сбежал, скитался, играя в небольших бродячих ансамблях, побывал, среди других мест, и в России, пока, наконец, в 1889 году не нашел места валторниста во франкфуртском оркестре, а также оркестре Байрёитского фестиваля. В это время он познакомился с известным композитором Э. Хумпердинком, и тот, приметив его незаурядный талант, охотно давал юноше уроки. Фрид для практики и в благодарность Учителю сделал фортепианное переложение его знаменитой оперы „Гендель и Гретель".

Затем снова скитания - города Германии, Италии, Франции. Музыкант недоедает, подрабатывает чем придется, наконец решает всерьез посвятить себя композиции. С 1898 года он вновь живет в Берлине, берет уроки у Кс. Шарвенки, сочиняет первые крупные опусы: кантаты „Просветленная ночь" и „Вакхическая песня" для солиста и оркестра, Анданте и Скерцо для ансамбля духовых, Прелюдию и двойную фугу для струнного оркестра - все выдержанные в романтическом духе. В 1904 году ему удалось обратить на себя внимание: Карл Мук исполнил „Вакхическую песню" в одном из концертов, и имя ее автора становится известным во мгновение ока. Вскоре он был приглашен в Вену, чтобы впервые в жизни встать за пульт и самолично продирижировать исполнением „Вакхической песни". Еще до репетиции он встретился с самим Густавом Малером, и тот, поговорив с молодым начинающим коллегой всего несколько минут, выразил уверенность, что из него выйдет хороший дирижер. „Я чувствую своих людей сразу", - добавил великий музыкант. А после премьеры доверил Фриду исполнение собственной Второй симфонии.
Малер не ошибся: признание пришло к Фриду с удивительной быстротой и единодушием. Уже в первом десятилетии нашего века он объездил всю Европу, побывав и в Петербурге, Москве, Киеве. Он возглавлял „Певческий союз" в Берлине, где под его управлением возрождены были хоровые сочинения Листа, с 1905 года был главным дирижером „Новых симфонических концертов", два года спустя также музыкальных вечеров „Общества друзей музыки". Уже в те годы в Германии вышли одна за другой две книги об Оскаре Фриде, принадлежавшие перу таких выдающихся музыкантов, как П. Беккер и П. Штефан.

По мере расширения масштабов концертной деятельности артиста расширялся и его репертуар, включавший прежде всего монументальные творения симфонизма XIX века - от Бетховена до Малера. Но ему равно доступна была и классика (особенно Моцарт) и музыка современников: с его именем связаны премьеры ряда произведений Бузони, Шёнберга, Стравинского, Сибевкуса, Дилиуса, он ревностно пропагандировал музыку Р. Штрауса, Скрябина, Дебюсси, Равеля.

Начало двадцатых годов ознаменовалось биографии Фрида поступком, навсегда вписавшимся в музыкальную и политическую летопись века. Он стал первым иностранным артистом, решившимся приехать на гастроли в молодую Советскую страну (заметим, что в 1918 он выступал еще в Киеве!). Концерты этого артиста стали огромным событием в культурной жизни СССР. Подчеркивая их особое значение, вступительное слово к заключительному выступлению Фрида в Москве произнес парком просвещения А. Луначарский, назвавший Фрида „родным нам артистом". В том своем выступлении он сказал слова, актуально звучащие сегодня: „Общекультурные связи мира были безжалостно порваны войной, а дальнейшая судьба политической и культурной жизни отдельных стран не позволяла вновь связать эти тончайшие и нежнейшие нити глубокого общечеловеческого сотрудничества. Однако сейчас эта связь налаживается. Помимо этого, фактического сближения, этого интересного шага вперед в деле налаживания общего сотрудничества в едином искусстве, которое легко перелетает через какие угодно границы при мало-мальски нормальных условиях жизни -помимо этого, мне кажется, что именно данное посещение, посещение именно этим художником, Оскаром Фридом, имело не случайное, конечно, тоже своеобразное символическое значение".
В том своем полемическом выступлении (оно полностью опубликовано в собрании музыкально-критических работ Луначарского) тонкий знаток искусства детально проанализировал наиболее яркие и привлекательные стороны таланта артиста: „мужественность и решимость" в трактовке шедевров мирового искусства, способность выявить с чрезвычайной рельефностью внутреннюю конструкцию произведения, высветить его замысел, наконец, „огромную внутреннюю жизнерадостную боевую подъемность музыкального духа Фрида". Это именно те качества, которые и делали его одним из наиболее крупных представителей малеровской дирижерской школы, умевших достигать несравненной одухотвореннности и подъема в исполнении самых различных произведений.

Несколько позже Оскар Фрид так вспоминал об этой поездке и о ее кульминации. „Не скрою, что в 1922 году я ехал в Советскую Россию с опаской. Прием, оказанный мне, сразу поднял мое настроение. Сам Ленин вызвал меня к себе и беседовал со мной о новых задачах правительства в отношении музыки. Он говорил со мной также о новой публике. Один мелочный сам по себе вопрос мучил меня в те дни. Мы, дирижеры, привыкли появляться за пультом во фраке. По-моему, фрак неотъемлем от дирижера, как белый халат от врача. Однако фрак и цилиндр, согласно воззрениям советских граждан, являются атрибутами презренной буржуазии и в крайнем случае получают право гражданства разве только на театральных подмостках. И вот предо мной встал вопрос: могу ли я появиться перед рабоче-крестьянской аудиторией в этом буржуазном одеянии. Я счел вопрос столь существенным, что задал его Ленину. Не раздумывая, он ответил, улыбаясь: „Ну, конечно, вы должны появиться в праздничной одежде. Нужно обращаться с нашей рабоче-крестьянской публикой не хуже, чем с прежней буржуазией". Этот ответ имел для меня несравненно более глубокое значение. Он показал мне ясно, что вожди новой России не склонны пренебрегать традициями в области искусства."

Так вот случилось, что Оскар Фрид стал первооткрывателем художественных связей западных музыкантов с новой, революционной Россией,- по пути, проложенному им, устремились вскоре многие выдающиеся артисты. Сам же дирижер, сделав мировую карьеру, исколесив весь мир - от Буэнос-Айреса до Иерусалима, от Стокгольма до Нью-Йорка, - почти ежегодно приезжал с тех пор в СССР и пользовался у нас огромной популярностью. Не удивительно, что в 1933 году, после прихода к власти фашистов, он, вынужденный эмигрировать, избрал Советский Союз своей „второй родиной". В 1934 году он работал в Тбилиси, где руководил оперным театром, а затем переехал в столицу, был главным дирижером оркестра Всесоюзного радиокомитета, много гастролировал. В 1940 году Оскар Фрид стал официально советским гражданином. До последних дней он принимал активное участие в творческой и общественной жизни. Уже смертельно больной, он узнал о начале битвы с гитлеровской Германией и написал статью „Ужасы фашизма", опубликованную в газете „Московские новости" (на английском языке). „Вместе со всем прогрессивным человечеством, - писал он, - я глубоко убежден в том, что в этой решительной битве фашизм будет уничтожен".