Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература



Книги, литература, ноты

 

Пол Энка

БЕЗ ПРОБЛЕМ

 

 

Перед нами - еще один представитель своеобразной галереи заокеанских популярных певцов, по странной случайности отмечающих в этом году один и тот же юбилей -50-летие - Пол Энка, который во всех или по крайней мере многих отношениях - противоположность своим коллегам по жанру. Вся его биография складывается редкостно благополучно, просто, беспроблемно; его творчество находилось и продолжает находиться словно бы в стороне и от бурных событий окружающей жизни, и от не менее бурных смен музыкальных течений и стилей. Стихия Пола Энки - простая лирическая песня с ясной и красивой мелодией, та самая песня, которую критики презрительно зовут „коммерческой", но которая от этого не делается менее привлекательной для миллионов людей. А именно миллионы знают и любят музыку Пола Энки - композитора и певца.
А началось все еще в школе. Нет, сын владельца небольшого ресторанчика в Оттаве отнюдь не демонстрировал никаких уникальных способностей и вообще учился с прохладцей, но зато рано начал увлекаться музыкой. Его настольной книгой стал. самоучитель игры на фортепиано, он пел и в хоре православной церкви св. Ильи, прихожанами которой были его родители, выходцы из Сирии. Именно в хоре Пол познакомился с девушкой, которая вдохновила его на первую в жизни песенку. И этому первому его опусу, записанному на обложке тетрадки по географии и посвященному ей - Дайяне Аюб, суждено было определить судьбу ее автора. „Дайяна" разнеслась по свету за считанные месяцы, она была признана песней года - того далекого 1957 года, когда ее автору было всего 16 лет.
Ободренный успехом, красивый мальчик с приятным голосом начинает тогда же не только писать музыку и стихи, но и выступать перед публикой в качестве певца. Дебютировал он в небольших канадских кабаре в составе вокального квартера „Бобби Соксеро", но поначалу особого общественного внимания это не вызвало. А вот случайная встреча с известным эстрадным певцом Френки Лейном стала переломной; мастер помог ему выработать собственный стиль, найти подходящий репертуар. „Молодежь хочет слушать песни, написанные для нее, песни о себе, и к тому же в исполнении молодых", - сказал Лейн и добавил: „У тебя есть шанс, и ты не должен его упустить".
Это был самый конец „благополучной" эры пятидесятых, эпохи, когда еще не зазвучали песни протеста, когда еще не выступили на эстраде „Битлз", „Роллинг-стоунз" и другие возмутители спокойствия. И Энка сумел воспользоваться этим. Уже в 18 лет мальчишка стал миллионером: владельцем двух музыкальных издательств, двух домов, двух лимузинов и даже телеканала, по которому он мог обращаться к тысячам тысяч своих почитателей.

Все это произошло молниеносно. Лишь в апреле 1957 года он уговорил отца разрешившему поехать в столицу шоу-бизнеса -Нью-Йорк и попытаться заявить о себе громко - с помощью грамзаписи. Фирма „Парамаунт", услышав „Дайяну", согласилась заключить с автором-исполнителем контракт на четыре песенки; его подписал за несовершеннолетнего Пола отец. Пластинка с этими четырьмя песенками (последней была „Дайяна") разошлась только за первые четыре месяца в количестве миллиона экземпляров! В результате Полу вручили первый в жизни „золотой диск", а мэр Оттавы наградил его лентой и медалью „гражданина года".

Следующие несколько лет приносят ему успех за успехом. О характере творчества
Энки хорошо говорят уже сами названия его песен: „Я люблю тебя", „Бэби", „Ты моя судьба", „Мое сердце поет", „Одинокий парень", „Положи голову на мое плечо", „Родной город", „Только ты", „Она - леди". Список можно было бы продолжать бесконечно - ведь число песен Пола Энки с тех пор достигло уже многих сотен. Но и так ясно: все они - о любви, о силе чувства, которое всегда воспевалось и никогда не выходило из моды.
В шестидесятые годы Пол Энка был уже в зените популярности. Практически не было артиста эстрады, который не пел бы его песен, зачастую сочиненных по заказу и в расчете на того или иного определенного артиста. Назовем лишь одну из них - песню „Мой путь", ставшую шлягером в устах Френка Синатры в 1968 году.

Этот же год, столь знаменательный в общественной жизни большей части мира, стал во многом переломным и для Пола Энки. Словно почувствовал напор „встречного ветра моды", он, объехавший уже многократно весь мир, практически прекращает артистическую деятельность. Зато продолжает писать песни - такие же мелодичные и простые, как и раньше, сочиняет музыку к кинофильмам. Его имя исчезло из еженедельных хит-парадов, но удивительным образом - не забылось, не стало историей, подобно многим другим, столь же популярным прежде. Почти полтора десятилетия он отсутствовал в мире эстрады, а затем появился вновь перед элитарной публикой казино и ресторанов Лас-Вегаса - там его сентиментальный, „сладкий стиль исполнения нашел, а точнее снова обрел своих почитателей. Кто они? Один из американских критиков так ответил на этот вопрос: „Крупнобуржуазная аудитория среднего возраста". Иными словами те, кто полюбил Энку в молодости и преуспел в жизни, а потому и не хочет расставаться со своими привязанностями.

В конце семидесятых годов Энка вернулся, наконец, и на Бродвей. Эпоха молодых бунтовщиков сменилась эпохой рейганизма, и в новых условиях его искусство нашло новую почву. В цикле из десяти концертов он не только вспомнил свои старые „хиты", но и познакомил слушателей с новыми, написанными, впрочем, в том же духе: темы их все те же, мелодии - столь же бархатные и сентиментальные, да и быстрота, с которой они взлетают по шкале „хит-парадов", та же, что и прежде.
„Человек должен быть реалистом и уметь дождаться своего момента", - говорит Пол Энка. Он всегда был неплохим бизнесменом, чувствовал конъюнктуру. Он и сейчас чувствует - его время вернулось с модой на „ретро", а потому кует „железо пока горячо".