Перед нами - еще один представитель своеобразной галереи заокеанских популярных
певцов, по странной случайности отмечающих в этом году один и тот же юбилей
-50-летие - Пол Энка, который во всех или по крайней мере многих отношениях
- противоположность своим коллегам по жанру. Вся его биография складывается
редкостно благополучно, просто, беспроблемно; его творчество находилось
и продолжает находиться словно бы в стороне и от бурных событий окружающей
жизни, и от не менее бурных смен музыкальных течений и стилей. Стихия
Пола Энки - простая лирическая песня с ясной и красивой мелодией, та самая
песня, которую критики презрительно зовут „коммерческой", но которая
от этого не делается менее привлекательной для миллионов людей. А именно
миллионы знают и любят музыку Пола Энки - композитора и певца.
А началось все еще в школе. Нет, сын владельца небольшого ресторанчика
в Оттаве отнюдь не демонстрировал никаких уникальных способностей и вообще
учился с прохладцей, но зато рано начал увлекаться музыкой. Его настольной
книгой стал. самоучитель игры на фортепиано, он пел и в хоре православной
церкви св. Ильи, прихожанами которой были его родители, выходцы из Сирии.
Именно в хоре Пол познакомился с девушкой, которая вдохновила его на первую
в жизни песенку. И этому первому его опусу, записанному на обложке тетрадки
по географии и посвященному ей - Дайяне Аюб, суждено было определить судьбу
ее автора. „Дайяна" разнеслась по свету за считанные месяцы, она
была признана песней года - того далекого 1957 года, когда ее автору было
всего 16 лет.
Ободренный успехом, красивый мальчик с приятным голосом начинает тогда
же не только писать музыку и стихи, но и выступать перед публикой в качестве
певца. Дебютировал он в небольших канадских кабаре в составе вокального
квартера „Бобби Соксеро", но поначалу особого общественного внимания
это не вызвало. А вот случайная встреча с известным эстрадным певцом Френки
Лейном стала переломной; мастер помог ему выработать собственный стиль,
найти подходящий репертуар. „Молодежь хочет слушать песни, написанные
для нее, песни о себе, и к тому же в исполнении молодых", - сказал
Лейн и добавил: „У тебя есть шанс, и ты не должен его упустить".
Это был самый конец „благополучной" эры пятидесятых, эпохи, когда
еще не зазвучали песни протеста, когда еще не выступили на эстраде „Битлз",
„Роллинг-стоунз" и другие возмутители спокойствия. И Энка сумел воспользоваться
этим. Уже в 18 лет мальчишка стал миллионером: владельцем двух музыкальных
издательств, двух домов, двух лимузинов и даже телеканала, по которому
он мог обращаться к тысячам тысяч своих почитателей.
Все это произошло молниеносно. Лишь в апреле 1957 года он уговорил отца разрешившему поехать в столицу шоу-бизнеса -Нью-Йорк и попытаться заявить о себе громко - с помощью грамзаписи. Фирма „Парамаунт", услышав „Дайяну", согласилась заключить с автором-исполнителем контракт на четыре песенки; его подписал за несовершеннолетнего Пола отец. Пластинка с этими четырьмя песенками (последней была „Дайяна") разошлась только за первые четыре месяца в количестве миллиона экземпляров! В результате Полу вручили первый в жизни „золотой диск", а мэр Оттавы наградил его лентой и медалью „гражданина года".
Следующие несколько лет приносят ему успех за успехом. О характере творчества
Энки хорошо говорят уже сами названия его песен: „Я люблю тебя",
„Бэби", „Ты моя судьба", „Мое сердце поет", „Одинокий парень",
„Положи голову на мое плечо", „Родной город", „Только ты",
„Она - леди". Список можно было бы продолжать бесконечно - ведь число
песен Пола Энки с тех пор достигло уже многих сотен. Но и так ясно: все
они - о любви, о силе чувства, которое всегда воспевалось и никогда не
выходило из моды.
В шестидесятые годы Пол Энка был уже в зените популярности. Практически
не было артиста эстрады, который не пел бы его песен, зачастую сочиненных
по заказу и в расчете на того или иного определенного артиста. Назовем
лишь одну из них - песню „Мой путь", ставшую шлягером в устах Френка
Синатры в 1968 году.
Этот же год, столь знаменательный в общественной жизни большей части мира, стал во многом переломным и для Пола Энки. Словно почувствовал напор „встречного ветра моды", он, объехавший уже многократно весь мир, практически прекращает артистическую деятельность. Зато продолжает писать песни - такие же мелодичные и простые, как и раньше, сочиняет музыку к кинофильмам. Его имя исчезло из еженедельных хит-парадов, но удивительным образом - не забылось, не стало историей, подобно многим другим, столь же популярным прежде. Почти полтора десятилетия он отсутствовал в мире эстрады, а затем появился вновь перед элитарной публикой казино и ресторанов Лас-Вегаса - там его сентиментальный, „сладкий стиль исполнения нашел, а точнее снова обрел своих почитателей. Кто они? Один из американских критиков так ответил на этот вопрос: „Крупнобуржуазная аудитория среднего возраста". Иными словами те, кто полюбил Энку в молодости и преуспел в жизни, а потому и не хочет расставаться со своими привязанностями.
В конце семидесятых годов Энка вернулся, наконец, и на Бродвей. Эпоха
молодых бунтовщиков сменилась эпохой рейганизма, и в новых условиях его
искусство нашло новую почву. В цикле из десяти концертов он не только
вспомнил свои старые „хиты", но и познакомил слушателей с новыми,
написанными, впрочем, в том же духе: темы их все те же, мелодии - столь
же бархатные и сентиментальные, да и быстрота, с которой они взлетают
по шкале „хит-парадов", та же, что и прежде.
„Человек должен быть реалистом и уметь дождаться своего момента",
- говорит Пол Энка. Он всегда был неплохим бизнесменом, чувствовал конъюнктуру.
Он и сейчас чувствует - его время вернулось с модой на „ретро", а
потому кует „железо пока горячо".