Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература



Книги, литература, ноты

 

Антонио Вивальди

ВОЗРОЖДЕННОЕ СОКРОВИЩЕ

 

 

Когда сегодня на афише значится: Вивальди - „Глория" или Вивальди - „Времена года", можно быть уверенным, что зал будет переполнен. А фамилия итальянского композитора XVIII века прочно закрепилась в мировом концертном репертуаре. Исполнителям есть из чего выбирать. К настоящему времени известно более восьмисот произведений этого старинного мастера.
Всю жизнь он работал с неукротимой энергией, одинаково успешно обращаясь к разным жанрам. Характерное наблюдение сделал один ученый, исследуя рукописи композитора: „Страница за страницей, по мере того как усиливается творческая экзальтация, его нервный почерк становится все менее четким. Стремительное перо словно не может угнаться за бурным потоком неистощимого вдохновения. Знаки в начале нотного стана принимают все большие размеры, акколады начертаны с поистине барочным размахом и гигантские завитушки ключа соль достигают другого стана. Множество пропущенных в спешке знаков альтерации проставлены впоследствии, за неимением места, над нотами. Всюду, где только возможно, Вивальди пользуется знаками сокращения".
Многочисленные сочинения Вивальди вызывали самый благожелательный прием у современников. Высоко ценил творчество своего итальянского коллеги Иоганн Себастьян Бах. Схожа посмертная судьба их наследия. Мы привыкли к такой схеме: художника не понимают при жизни, после смерти приходит всеобщее признание. С музыкой Вивальди получилось наоборот. Прижизненная слава - и забвение, практически растянувшееся на два столетия. Впрочем, определенный интерес пробудился еще в XIX веке, но живая жизнь его музыки достигла своего расцвета уже в наше время. Тут сыграло роль и то обстоятельство, что сами нотные манускрипты долгое время были затеряны в монастырских собраниях и личных архивах. Их розыск музыковедом Альберто Джентиле - целая детективная история. С ее подробностями можно познакомиться, прочтя интересную книжку И. Белецкого.
Важную роль в возрождении музыки Вивальди сыграл крупный итальянский композитор и музыковед А. Казелла, отредактировавший многие нотные тексты. Несколько затормозила распространение творчества старинного мастера вторая мировая война, но, когда отгремели пушечные залпы, произведения Вивальди начали победное шествие по миру.

.Он родился в семье скрипача и. парикмахера. Такое сочетание не было редкостью в далекие времена. Но Антонио унаследовал от отца лишь музыкальные наклонности, прибавив к ним карьеру священника. Получив уроки у знаменитого Дж. Легренци в Венеции, он принял духовный сан и успешно совмещал музыку и обедню в венецианской церкви делла Пьета. За ним закрепилось прозвище „рыжий священник".

Но когда приспело время выбирать, Вивальди отдал предпочтение музыкальному ремеслу. При этом он ссылался на мучившие его недуги. Теперь ясно, что это был только предлог. Музыка была его истинным призванием. В соответствии с традицией Вивальди обратился к созданию инструментальных ансамблей, так называемых трио-сонат, и они сразу привлекли внимание. Постепенно известность венецианского композитора выходит не только за пределы города, но и всей Италии. Его сонаты и скрипичные концерты звучат в Лондоне, Париже, Амстердаме.
Высокий авторитет Вивальди был подкреплен его произведениями для музыкального театра. Всего им написано около пятидесяти опер. Лучшие из них с успехом ставились в Венеции и других городах Италии и других стран Европы. Да и сам Вивальди совершает путешествия по многим культурным центрам. Это вносило хоть пакую-то разрядку в изнурительный труд композитора, который должен был поставлять (именно так!) все новые и новые произведения для концертных выступлений монастырского прихода, где служил Вивальди. Так, то решению администрации от 2 июля 1723 года композитор ежемесячно должен был представлять по два новых концерта. Вот и сложился гигантский список вивальдиевских опусов.
Трудно преувеличить значение Вивальди в развитии скрипичного концерта. Его фантазия не знала границ. Он сам исполнял сольную партию с неподражаемым мастерством. Кроме того, он писал концертные произведения для виолончели, флейты, фагота и других инструментов. И в каждом случае виртуозная изобретательность сочеталась у него с лирической кантиленой. То же самое можно сказать и про его оркестровые концерты.
Вивальди был великолепным мастером программной музыки. Вот названия некоторых его концертов: „Великий Могол", „Щегол", „Кукушка", „Охота", „Почтовый рожок",.Буря на море", наконец, его вершина в этом жанре - цикл из четырех скрипичных концертов „Времена года". В основе концерта «Весна» - сонет:

Грядет весна и празднества за ней,
И серафимы чествуют их пеньем.
Зефиры веют. Радостный ручей
С утра звенит, пронизан нетерпеньем.

И вешний гром на смену дуновеньям
Спешит, затмив сияние лучей,
И снова, как стогласый соловей,
Небесный хор вступает с упоеньем

И вот уже на ложе из травы
Лег пастушок главою невесомой,
С ним верный пес уснул под шум листвы.

Одна волынка все враждует с дремой,
И нимфы пляшут в ливнях синевы.
И пастушок глядит на них с истомой.

Наконец, еще одна область творчества Вивальди - духовная музыка. И его вокально-инструментальные произведения нашли сегодня дорогу к слушателям. Особенную известность завоевали „Глория" и „Магни-фикат". Какое заключено в них богатство музыкальных образов, какая красота мелодической выразительности, рембрандтовское мастерство светотени.
Только Бах сумел, что называется, по свежим следам в полной мере понять величие итальянского музыканта. По прошествии столетий к нему присоединились миллионы людей во всем мире.