Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература

А.Бабаджанян - песни, ноты



Книги, литература, ноты

 

Арно Бабаджанян

ЗАПАСЫ ТАЛАНТА

 

 

Удалась ли карьера музыканта? Вот такой вопрос возникает, когда задумываешься о судьбе Арно Бабаджаняна. Конечно, имя этого композитора хорошо знакомо не столько даже посетителям филармонических залов, сколько миллионам людей, которые, может быть, и не считают себя особыми поклонниками музыки.
В 1948 году он окончил Московскую консерваторию по классу К. Н. Игумнова. Знаменитый профессор, воспитавший Льва Оборина и Якова Флиера, чрезвычайно высоко ценил пианистический талант своего ученика, приехавшего из Еревана, где он уже прошел курс композиции у С. В. Бархударяна и В. Г. Тальяна. Кажется, он был рожден для фортепиано. Каждый, кто слышал игру Бабаджаняна, бывал покорен его чудесным звуком, волшебной выразительностью фразировки, какой-то природной виртуозностью. За роялем он преображался, внутреннее обаяние излучало одно его прикосновение к клавишам. Об этом не расскажешь словами. Как он играл Рахманинова, Листа, Шопена. „Арно - гениальный пианист, - говорил скупой на похвалы Эмиль Гилельс, - он просто преступник, что не концертирует". Но он все-таки не стал концертирующим артистом. Лишь изредка выходил на сцену, чтобы подыграть солисту или оркестру, исполнявшим его песни или эстрадные пьесы. Мы потеряли выдающегося пианиста. Здесь нет преувеличения.

Всю жизнь он тяжко болел, с трудом поддерживал более или менее приличную физическую форму. Но не сдавался. Внутренние переживания безусловно сказались на его творчестве. Романтическая страстность, утверждающий темперамент - и мрачные сомнения, трагические коллизии. Разве не об этом говорит хронологическое соседство „Героической баллады" для фортепиано с оркестром и Фортепианного трио? Оба эти сочинения были отмечены Государственными премиями. Словом, начало было в высшей степени обнадеживающим. Но сегодня, просматривая список последующих сочинений Бабаджаняна, мы с грустью отмечаем количественную скромность перечня -Скрипичная соната, Концерт для виолончели с оркестром, Поэма и Шесть картин для фортепиано, Третий струнный квартет, посвященный памяти Д. Шостаковича. Достоинства этих произведений несомненны. Недаром к ним обращались многие замечательные исполнители, в том числе Леонид Коган и Мстислав Ростропович. А в марте 1953 года „Героическую балладу" записали на двух роялях Родион Щедрин и Лев Власенко. Сомнений нет, Бабаджанян внес вклад в сокровищницу многонациональной советской музыки. Но соответствует ли он, этот вклад, во всяком случае, по количественным параметрам, потенциальным возможностям композитора?.

Слава ждала его с другого входа. Долгое время на нашей эстраде царила песня Арно Бабаджаняна. Из подвала памяти всплывают некогда хорошо всем известные названия -„Наш простой советский человек", „Не спеши", „Чертово колесо" (слова Е. Евтушенко), „По ночной Москве" (слова Г. Регистана), „Королева красоты" (слова А. Горохова), „Лучший город земли" (слова Л. Дербенева), „Верни мне музыку" (слова А. Вознесенского), „Воспоминание", „Позови меня", „Загадай желание", „Благодарю тебя", „Свадьба" (слова Р. Рождественского). Но эстрадное время несется с калейдоскопической скоростью. Сегодня даже лучшие песни Бабаджаняна - редкие гости в репертуаре популярных певцов, их почти не услышишь по телевидению (разве что в ретропередачах), да и в быту они отжили свой век. Sie transit gloria mundi - так проходит мирская слава, если воспользоваться крылатым латинским выражением.

Все мы любили песни Арно Бабаджаняна. Они привлекали мелодическим размахом, лирической взволнованностью, темпераментом. Да и помимо того, он сделал немало, оставил нам страницы талантливой музыки. Так был ли счастлив композитор, имел ли право сказать - я сделал все, что мог. Удалась ли карьера музыканта?.