Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература



Книги, литература, ноты

 

Махалия Джексон

КОРОЛЕВА ГОСПЕЛА

 

 

В начале января 1972 года агентство „Рейтер" передало из Нового Орлеана следующее печальное сообщение: „Под звуки известной негритянской духовной песни „Когда святые маршируют" здесь было предано земле тело Махалии Джексон - королевы госпела и одной из величайших певиц столицы джаза. Около четырех с половиной тысяч жителей проводили в последний путь негритянскую артистку, последовав примеру многих тысяч других, прощавшихся с ней в Чикаго, после того, как она умерла от сердечного приступа в местной больнице. Всего, как полагают, у гроба Джексон прошло более 65 тысяч человек. Многие из них теряли сознание, другие рыдали, а нескольких пришлось увезти с нервным припадком. Организационному комитету по похоронам певицы направил телеграмму и Ричард Никсон. „Все американцы, - говорится в ней, - присоединяются к вам, отдавая последнюю дань одной из величайших женщин современности". В другой телеграмме, направленной в Чикаго, президент писал: „Она вкладывала в пение всю свою душу, вкладывала ее в служение своему народу. Это была благородная женщина и блистательный посол доброй воли в мире. Вся ее жизнь - одно сплошное госпел-послание свободы". Процессия с телом Махалии Джексон медленно проделала путь от Дворца Ривергейт до Парка памяти, в 16 километрах от Нового Орлеана, где отныне похоронена одна из музыкальных легенд нашего столетия.

Кто же была эта женщина, Махалия Джексон, что сделало ее легендой ? Один из исследователей ответил так: „Она была одной из величайших джазовых певиц и постоянно отказывалась петь джаз; она была одной из величайших исполнительниц блюзов, постоянно отказывавшейся петь блюзы. Махалия Джексон, прославившаяся как величайшая исполнительница госпела, соединяла в своем стиле пения все черты, присущие специфике джаза. К тому же она пела столь просто и безыскусно, как пела еще ребенком, в своем родном городе Новом Орлеане".
Да, Махалия Джексон - плоть от плоти своего народа. Отец ее был простым рабочим, в свободное время участвовавшим в богослужениях своей баптистской общины как проповедник-любитель. В этой роли он руководил и небольшим церковным хором, где пела и его дочь. Таким образом, выросла она в весьма патриархальной семье, но рядом с домом была другая церковь, более либеральная по своим нравам, и обстановка, царившая там, постепенно все более привлекала ее. И конечно, темнокожую девушку вдохновляли такие певицы, как Бесси Смит и другие исполнительницы негритянских песен. Она вынуждена была слушать их записи втайне от близких, ибо в среде баптистов блюз представлялся чем-то дьявольским, преступным.

Махалия Джексон

В 1927 году юная певица приехала в Чикаго и продолжала еще довольно долго незаметную жизнь хористки, правда, теперь уже профессиональной. Спустя пять лет она становится членом группы „Джонсон госпел сингерз", одной из первых гастрольных вокальных групп, выступавших в этом жанре. Вскоре начинается ее сотрудничество с Томасом А. Дорси; почти полтора десятилетия она исполняет духовные песни этого талантливого мастера, выступает вместе с ним.

Первая грампластинка с записью голоса Махалии Джексон вышла лишь в 1945 году, но уже через два года, после выхода на новой пластинке песни „Move Up On A little Higher" сделала ее имя известным всей Америке; она разошлась в количестве более миллиона экземпляров, по тем временам цифра огромная. Посыпались предложения о новых контрактах, гастролях, вышло несколько новых удачных дисков, среди которых особым успехом пользовалась песня „Пусть сила святого духа падет на меня", удостоенная в 1950 году Гран-при Французской академии грамзаписи. Два года спустя, когда Махалия Джексон совершила свою первую гастрольную поездку по Европе, ее имя уже было там хорошо известно, и триумф певицы ни для кого не был неожиданностью.

К середине пятидесятых годов Махалия Джексон находилась на вершине успеха. Но она, в отличие от многих коллег, ни на йоту не поступилась своими принципами, своей индивидуальностью в угоду моде и коммерческим целям. Она не выходила на сцены престижных клубов, не позировала перед репортерами. Она оставалась верна и своему репертуару - пела только спиричуэле и госпелы, религиозные песни негров Северной Америки, и пела, по общему мнению, лучше всех. И этого было достаточно, чтобы шоу-бизнес сделал немалый капитал на ее неизменно распроданных концертах, на нескольких фильмах, в которых снималась артистка, на телевизионных и радио-шоу Махалии Джексон, которые она долгие годы регулярно вела в Чикаго. Ее пластинки неизменно становились бестселлерами, а одна из них - с рождественской песней „Тихая ночь", родившейся еще в начале прошлого века, встала в один ряд с самыми успешными шлягерами всей истории американской народной музыки. В 1961 году певица была удостоена чести петь на инаугурации Джона Кеннеди.
Фундамент успеха Махалии Джексон составляли несколько слагаемых: верность традициям негритянской песни, глубинный темперамент, гибкая музыкальность и вместе с тем умение (или способность) трансформировать некоторые влияния современной популярной музыки, не теряя собственной индивидуальности. Кругом бушевали музыкальные бури, сменялись моды и стили, а Махалия Джексон высилась, как островок стабильности, в этом мире. Это особенно отчетливо ощущается, если сравнивать ее ранние записи с более поздними, сделанными уже на долгоиграющих пластинках.

Лучшие достижения Махалии Джексон дошли до нас на дисках, записанных уже в конце пятидесятых годов и позднее. Среди них - изумительные по совершенству пластинки „Махалия Джексон: портрет в музыке", „Махалия Джексон: Добро пожаловать в Европу", наконец, коллекция из пяти пластинок „Что нужно миру сегодня". В них любая артистка, как правило, выступает под аккомпанемент своего излюбленного состава: небольшой группы, включавшей фортепиано, орган, ударные. Она никогда не отступала от этого правила, никогда, кроме одного случая: в 1958 году певица исполнила в содружестве с Дюком Эллингтоном и его оркестром эллингтоновскую сюиту „Черные, коричневые и бежевые". Как заметил один из критиков, это был единственный случай, когда Махалия Джексон выступала в сопровождении джаза, и единственный раз, когда у нее были достойные аккомпаниаторы.
Искусство Махалии Джексон, при всей своей кажущейся тематической и жанровой ограниченности, отнюдь не было - и не воспринималось слушателями - как чисто религиозное. В ее песнях громогласно звучали жгучие общественные и социальные проблемы жизни народа, особенно обострившиеся именно в шестидесятые годы. И это делало ее таким же борцом за равноправие и справедливость, как и многих коллег-собратьев, наполнявших свои песни более откровенным политическим содержанием.