Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература



Книги, литература, ноты

 

Гена Димитрова

НЕСРАВНЕННАЯ

 

 

Новая королева „Ла Скала" - болгарка, родившаяся в деревне. Вероятно, нет сейчас другой певицы, которая могла бы оспорить этот титул. Мария Каллас владела им последние 20 лет, а сегодня он принадлежит Гене Димитровой. Так писала лет десять назад одна из итальянских газет после дебюта болгарской певицы на прославленной сцене. И в этих словах не было преувеличения: последующие триумфы артистки вновь и вновь подтверждали ее высокую репутацию.
.Не будем гадать, почему маленькая Болгария стала за последние десятилетия неисчерпаемым источником пополнения элиты мастеров бельканто. Причин тому, наверное, много, и в их числе самые разные - от высокого уровня музыкальной культуры страны до ее благодатного, близкого к итальянскому климату, и историко-культурного прошлого, определившего Болгарии стать своего рода перекрестком культур Востока и Запада - а вместе с тем и двух вокальных школ - итальянской и русской. Ну, а еще - его величество случай, который тоже присутствовал в биографии Гены Димитровой. Случай, который вывел ее довольно сложными путями к профессии оперной певицы.
„Я пою с тех пор, как себя помню", -говорит певица. В крестьянском доме, где она родилась и выросла, пели все, хотя там не было даже примитивного радио. В городке Беглеж, где прошли юные годы Гены, было немало самодеятельных коллективов, в которых она охотно принимала участие вместе со старшей сестрой. Родители этому не препятствовали, но все же хотели, чтобы дочери овладели какой-нибудь „настоящей" профессией. Она пела в вокальном ансамбле С. Видаса, готовилась поступать в медицинский, часто ездила в Софию. Друзья, близкие, правда, уже поняли, что ее голос -бесценный дар, и уговаривали посвятить себя музыке, но решающее слово сказало. кино: Гена увидела как-то фильм с Лолитой Торрес и с той поры стала мечтать о вокальной карьере. И вот, лишь в 18 лет девушка окончательно покинула родной городок и пришла в Софийскую консерваторию. Тут только она обнаружила, что совершенно не готова к приемным экзаменам: в отличие от других абитуриентов, не имела репертуара, кроме разве что одной арии Азучены, выученной на русском языке (такие попались ноты), да несколько популярных и народных песен. Одну из них - песню Анатолия Новикова „Россия" - она и решилась спеть перед комиссией, уверенная, что у нее нет никаких шансов. Каково же было удивление крестьянской девушки, когда она узнала, что принята в подготовительный класс „за исключительные голосовые данные".

Димитровой повезло: она попала в класс Христо Брымбарова, лучшего, пожалуй, педагога в истории болгарской вокальной школы. О начале своих занятий она вспоминает так: „В первый же день он обратился к своим тридцати ученикам: „Сейчас я вам продемонстрирую феноменальный голос.
Прошу определить его." Он подозвал меня ,к роялю и заставил петь на три октавы. „Сопрано", - сказал один. „Меццо-сопрано, -поправил другой. „Колоратурное сопрано", -заявил третий. „Техники никакой, - резко сказал Брымбаров. - На год зачислим ее в меццо-сопрано, а там увидим." Лишь потом она определилась как сопрано.
Поначалу врата искусства открывались ей с трудом; то, что другие усваивали „с ходу", давалось ей в муках. Но постепенно усилия великолепного педагога начали давать видимые плоды. Димитрова успешно занималась также с дирижером Михаилом Ангеловым и концертмейстером Атанасом Атанасовым, которые помогли ей „обуздать" голос, овладеть техникой, войти в репертуар. После окончания курса она была принята стажером в Софийскую народную оперу, где ец поначалу, естественно, доверяли лишь эпизодические партии. Но уже в первом сезоне ей удалось спеть Абигайль в „Набук-ко" Верди и сразу же завоевать сердца публики. А в 1970 году почти еще неизвестная артистка получила золотую медаль IV Международного конкурса оперных певцов в Софии и перед ней открылись блистательные перспективы.

Гена Димитрова

Победа в этом соревновании дала Гене Димитровой права на совершенствование в школе театра „Ла Скала". Однако ее талант к этому времени уже настолько созрел, что великий Джузеппе ди Стефано, услышав болгарскую певицу, заметил: „Синьора, вы, кажется, ошиблись. Вам нужно стремиться не в школу „Ла Скала", а в труппу". Тем не менее, месяцы занятий тоже пошли ей на пользу, и вскоре она побеждает еще на одном конкурсе - в Тревизо, где соревнуются исполнители роли Амелии в „Бал-маскараде". А следующие несколько лет были посвящены, наряду со все более расширяющимися гастролями, обогащению репертуара: к середине семидесятых годов он насчитывает уже около 20 больших сопрановых партий, преимущественно в итальянских операх.
Признание пришло быстро, а восхождение Гены Димитровой к вершинам славы продолжалось. В восьмидесятых годах за право заполучить эту артистку уже борются все лучшие театры мира. Она поет на лучших сценах Парижа и Рима, Буэнос-Айреса и Берлина, Москвы и Вены и, конечно, Софии. Любой город, любой фестиваль, любая фирма грампластинок считают за честь ее участие в спектаклях, концертах, записях. Среди ее партнеров по сцене - лучшие артисты современности, такие, как Борис Христов и Николай Гяуров, Ирина Архипова и Пласидо Доминго, Фьоренца Коссото и Хосе Карре-
рас. Она отмечена крупнейшими наградами, которых удостаиваются лишь подлинные звезды оперного небосклона. Мировая пресса пестрит громкими заголовками и восторженными эпитетами - „Лучшая Турандот нашего времени", „Главная наследница Марии Каллас". Требовательная и темпераментная итальянская публика, склонная наделять своих любимцев прозвищами-эпитетами, после выступления Димитровой в роли Джизельды („Ломбардцы" Верди) на сцене „Ла Скала" нарекла ее титулом „несравненная".

Для столь единодушных восторгов есть все основания. По мнению самой артистки, правда, она владеет не слишком обширным репертуаром: всего около 25 ролей. Но в любой из них болгарской певице трудно найти сегодня соперницу даже среди самых известных ее коллег. Леонора в „Трубадуре", Елизавета в „Дон Карлосе", Абигайль в „Набукко", Эльвира в „Эрнани", Амелия в „Симоне Бокканегра", Леди Макбет в „Макбете", Дездемона в „Отелло", Леонора в „Силе судьбы", наконец, Аида и Амнерис (да, именно так) - разве это не поразительная по широте панорама вердиевских героинь?! А среди высших достижений Димитровой еще и роли Тоски в одноименной опере Пуччини, Сантуццы, Джоконды в одноименной опере Понкьелли, Маддалены в „Андре Шенье" Джордано, Минни в „Девушке с Запада", Анны Болейн в опере Доницетти, Нормы -Беллини. Добавим к этому списку еще участие в исполнении многих вокально-симфонических произведений, в том числе Реквиема Верди и Четырнадцатой симфонии Шостаковича.

Что же главное в искусстве Гены Димитровой, что приносит ей столь неизменный и полный успех? Прежде всего, думается, уникальная гармония всех компонентов вокального и сценического мастерства: мощный, „царственный", насыщенный во всем диапазоне голос с блестящими „верхами" и глубокими „низами", совершенство безошибочной техники, ювелирная отделка деталей, драматизм и лиричность, а плюс ко всему - поразительное проникновение в стиль музыки великих мастеров, прежде всего музыки бельканто.

Сегодня Гена Димитрова - на вершине своей карьеры. Но она вовсе не считает себя непогрешимой „звездой", а напротив, неизменно самокритична, реалистична. Отметив в 1987 году двадцатилетие своей карьеры, она говорила: „Куда направится мой поезд, перевалив через гребень горы?. В первую очередь под угрозой окажутся высоты. Но у меня солидный нижний регистр, который я пока еще приберегаю. Могу себе это позволить. Когда „верхи" станут мне недоступны, я опущусь „этажом ниже" - на роли, написанные для меццо-сопрано. Роли пятнадцатилетних девушек и влюбленных молодых женщин полностью отпадут, но разве вам не захочется послушать меня, скажем, в партии Азуче-ны? Мне желают еще лет пятнадцать не сходить со сцены. Положа на сердце руку скажу: не хочу. Слишком я много пела, много ездила. Я устала. Мне надоела кочевая жизнь. Однажды самолет принесет меня домой - навсегда. У меня будет хороший дом, где в самой теплой комнате с пианино молодой голос будет петь до боли знакомые арии. Но мне не будет грустно, в моей душе будет жить надежда, что недалек тот час, когда этот голос воспарит на мировой сцене."
Все это так. Но, видимо, к счастью, этот миг расставания артистки со сценой еще не близок. Еще много радостей и открытий подарит она своим многочисленным почитателям.