Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература



Книги, литература, ноты

 

Михай Жора

СОРАТНИК ЭНЕСКУ

 

 

Исторически сложилось так, что судьбы музыкальных культур европейских народов оказались весьма несхожими. В то время как одни к началу нашего столетия уже имели за собой глубокие исторические традиции, другие едва начинали формироваться - зачастую, вслед за формированием государственности, подъемом национального самосознания. К числу последних относится и музыкальная культура Румынии, в профессиональных своих проявлениях заявившая о себе лишь в начале нашего столетия, а по существу - и поныне почти незнакомая широким кругам слушателей за пределами страны. Между тем, как и всякая самобытная культура, она создала немалые художественные ценности, заслуживающие более широкой известности.
Общепризнано, что основателем и духовным отцом профессиональной композиторской школы страны был Джордже Энеску; менее известны имена его соратников, одним из которых был Михай Жора - музыкант своеобразный, плодовитый, авторитетный. Он получил отличное профессиональное образование в Лейпциге под руководством С. Крелля, Р. Тейхмюллера, М. Регера, совершенствовался в Париже у Ф. Шмитта. Как и для многих европейских музыкантов его поколения, рубежными в биографии Жоры стали годы первой мировой войны, которые он провел на фронте. Тяжелое ранение, физические страдания, окопная жизнь стали для него суровой школой, определившей направление интересов и характер музыки композитора. И в послевоенные годы он со всей страстностью борца отдает себя делу становления национальной музыки.

Талант художника раскрылся еще в военные годы: его оркестровая Сюита ре-минор была удостоена почетной премии имени Дж. Энеску, и сам маэстро отозвался о ней с большой похвалой. Все его многочисленные зрелые опусы свидетельствуют о неустанных поисках своего языка, стремлении гармонически сочетать находки современников с особенностями национальной музыки. Результатом этих поисков стала выработка специфических принципов мелодии и ритма, позволявших в каждом его сочинении сквозь призму индивидуальности автора услышать отзвуки песен и танцев его родного народа.

Михай Жора стал основоположником двух жанров румынской музыки - балета и романса. Его первый опыт в сфере хореографии - бытовая зарисовка „На рынке" (1928), живописно воссоздающая жизнь городской окраины начала века. Премьера, состоявшаяся на бухарестской сцене три года спустя, открыла, по существу, новую главу в истории музыкального театра страны. И сам Жора вписал в нее наиболее яркие страницы своими балетами „Мадемуазель Мэриуца" (1940), „Старый двор" (1948), „Когда созревает виноград" (1953), „Возвращение из глубин" (1958), „Постоялый двор Дульцинеи" (1966). Эти работы мастера выявляют возрастающую сложность гармонических средств и ритмических структур, насыщенность музыкальной речи, эффектность оркестровки, но вместе с тем - и верность композитора избранному пути.
Другой, не менее значительной сферой творчества музыканта была музыка вокальная. По сути дела, он дал вторую жизнь всей румынской поэзии - классической и современной: от Михая Эминеску, Октавиана Гоги, Адриана Маниу и Дж. Баковии до Иона Пилата, Василе Войкулеску, Лучиана Благи, Захарии Станку, Марианы Думитреску. „Мелодика его романсов, - писал один из биографов композитора, - основана почти исключительно на источниках речитатива из народной баллады и своеобразных приемах народной песни. Созданные М. Жорой романсы - подлинные сокровища румынского искусства, национальной музыки XX века".

При всем том надо заметить, что весом и вклад М. Жоры в развитие тех музыкальных жанров, где он не был первооткрывателем. Особое место в его наследии занимают сюита „Молдавские пейзажи", где средствами самобытной мелодики и специфических ритмов народных танцев воссоздаются картины природы и сам дух народов, населяющих низовья Дуная. В числе признанных жемчужин румынской музыки - Симфония до-минор (1937), оркестровая „Бурлеска" (1949), два струнных квартета мастера. Его перу принадлежат и многочисленные инструментальные пьесы, хоры м камерные ансамбли.
Интенсивность творчества не мешала музыканту проявить себя и в других областях - общественной деятельности, исполнительстве, публицистике, педагогике. Просто удивительно, как он находил для всего этого время! В десятках статей, очерков, рецензий он отстаивал идеалы творцов новой румынской музыки, боролся за ее самобытное развитие. Более трех десятилетий (1929-1962) он вел класс композиции в Бухарестской консерватории, где среди его учеников были легендарный Дину Липатти, а также лучшие представители румынской музыки наших дней - П. Константинеску, Г. и И. Думитреску; в 1941-1947 годах он был и ректором консерватории, а в последние годы жизни оставался ее консультантом.

Трудно перечислить все посты, которые занимал этот художник, начиная с первого -музыкального директора радиовещания (1928-1933). Еще в 1920 году он был также основателем Общества румынских композиторов, и позднее участвовал в руководстве его работой. Выдающийся мастер был удостоен всех возможных наград и почетных званий не только на родине, но и во многих странах, он был избран членом Румынской академии, ряда обществ и институтов в ФРГ, Австрии. Наконец, немало лет отдал он и дирижерской работе, постоянно стремясь донести до слушателей новые сочинения своих коллег. И народ Румынии сохраняет благодарность этому неутомимому художнику, „бесстрашному рыцарю отечественной музыки".