„Все жанры хороши, кроме скучного" -эту крылатую фразу мог бы поставить Мурад Кажлаев эпиграфом к своему многоликому творчеству. Кто он, композитор-симфонист или песенник, камерный лирик или джазмен?. На такой вопрос ответить трудно. Добавим, что его вниманием не обойден и музыкальный театр. В 1968 году его балет «Горянка» был поставлен на сцене прославленного Кировского театра. Эта работа принесла композитору Государственную премию РСФСР. А незадолго до того он стал лауреатом Международного джазового фестиваля в Праге. Тогда там звучал „Африканский концерт". В 1984 году Кировский театр снова обратился к его творчеству. Известный балетмейстер Олег Виноградов поставил новый вариант балетного первенца Кажлаева - теперь спектакль назывался „Асият".
Словом, можно сказать, что судьба народного артиста СССР Мурада Кажлаева
складывается счастливо. С широкой аудиторией он встречается и выступая
на эстраде с исполнением своих сочинений. Энергия его не знает границ.
Кажется, он в любой момент готов отправиться на очередные гастроли. И
встречи эти приносят обоюдную радость - музыканту и слушателям. Некоторые
высказывания Мурада Кажлаева помогут читателям лучше представить себе
художественный облик композитора.
- Из Баку я уехал не потому, что не смог здесь работать, наоборот, первые
мои успехи связаны с этим городом юности. Я решил посвятить свое творчество
развитию дагестанского музыкального языка. Более глубоко я начал его изучать
еще учась в Азербайджанской консерватории, когда записал поэму „Дагестан".
Мне, выросшему в городской среде и мало сталкивающемуся непосредственно
с дагестанской народной музыкой, сначала сложным было соприкосновение
с музыкальным фольклором Страны гор. Много причлось пройти горных дорог,
много пришлось услышать народных мелодий, ближе познакомиться с людьми
и их бытом. Все эти впечатления обогатили меня, создали благополучную
почву для будущего творчества.
- Я действительно уже много лет „собираю" народную музыку, ибо знакомство
с ней бесконечно обогащает. Но в то же время глубоко убежден, что цитировать
ее нужно очень осторожно. В своих сочинениях, за редким исключением, стараюсь
этого избегать. Но язык композитора - это дом, где он родился, радости
и тревоги его родной земли, переплавленные в процессе творчества в систему
образов.
- Разделение на „легкую", эстрадную, и “серьезную", камерную,
симфоническую музыку кажется мне достаточно условным. Во всяком случае,
они не разделены непреодолимой границей. Я стремлюсь к выработке единого
стиля, объединяющего черты симфонической и джазовой или камерной и джазовой
музыки. Вообще идея „серьезного джаза", то есть стиля остро современного
и сильно действующего по языку и одновременно содержательного, серьезного
по мысли давно меня увлекает.
- Повторю хрестоматийную истину - не в жанре дело, потому что ценность
произведения искусства любого жанра определяется единственно его художественными
достоинствами, его идейной весомостью, глубиной. Любого произведения,
любого жанра!
Легкая музыка - отнюдь не синоним легковесности или легкости творчества
и малой ответственности композитора, работающего в данной области. Серьезность
творческих задач здесь ничуть не ниже, чем у авторов симфоний или опер.
И ничуть не меньше, чем при сочинении партитур крупных форм, здесь необходима
самостоятельность мышления, а следовательно, самостоятельность почерка.
Однако, к сожалению, как раз в песне, в легкой инструментальной музыке
чаще встречаешься с повторами кого-то и чего-то, с боязнью быть непонятным.
Во избежание этого авторы прибегают к испытанным приемам, проверенным
уже на публике. Или же, опасаясь показаться старомодным, они из кожи вон
лезут, чтобы попасть на современную „волну".
- Моя задача объединить два направления, найти тот синтетический стиль,
в котором соединились бы глубина, кантилена классической музыки и энергия,
„настырность джаза", органично дополняя друг друга. Ведь симфоджаз
- это и есть внесение элементов джаза в симфоническую музыку и наоборот.
Разумеется, если я пишу большое полотно, то превалируют законы классики,
а джаз используется как прием, манера звукоизвлечения. Другое дело, когда
я пишу для джаза.
- Современная музыка должна выражать сегодняшние проблемы и чувства, боль
и радость. И, разумеется, она должна найти отклик в душах людей. Я хочу,
чтобы моя музыка была близка, волновала как можно больше современников.
Если хотите, в своем творчестве я в какой-то мере ориентируюсь на слушателей,
на их интерес. Конечно, моя задача как композитора заключается в том,
чтобы формировать вкусы слушателя, но и его склонности я должен учитывать.