Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература



Книги, литература, ноты

 

Мурад Кажлаев

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЧЕРКА

 

 

„Все жанры хороши, кроме скучного" -эту крылатую фразу мог бы поставить Мурад Кажлаев эпиграфом к своему многоликому творчеству. Кто он, композитор-симфонист или песенник, камерный лирик или джазмен?. На такой вопрос ответить трудно. Добавим, что его вниманием не обойден и музыкальный театр. В 1968 году его балет «Горянка» был поставлен на сцене прославленного Кировского театра. Эта работа принесла композитору Государственную премию РСФСР. А незадолго до того он стал лауреатом Международного джазового фестиваля в Праге. Тогда там звучал „Африканский концерт". В 1984 году Кировский театр снова обратился к его творчеству. Известный балетмейстер Олег Виноградов поставил новый вариант балетного первенца Кажлаева - теперь спектакль назывался „Асият".

Словом, можно сказать, что судьба народного артиста СССР Мурада Кажлаева складывается счастливо. С широкой аудиторией он встречается и выступая на эстраде с исполнением своих сочинений. Энергия его не знает границ. Кажется, он в любой момент готов отправиться на очередные гастроли. И встречи эти приносят обоюдную радость - музыканту и слушателям. Некоторые высказывания Мурада Кажлаева помогут читателям лучше представить себе художественный облик композитора.
- Из Баку я уехал не потому, что не смог здесь работать, наоборот, первые мои успехи связаны с этим городом юности. Я решил посвятить свое творчество развитию дагестанского музыкального языка. Более глубоко я начал его изучать еще учась в Азербайджанской консерватории, когда записал поэму „Дагестан".

Мне, выросшему в городской среде и мало сталкивающемуся непосредственно с дагестанской народной музыкой, сначала сложным было соприкосновение с музыкальным фольклором Страны гор. Много причлось пройти горных дорог, много пришлось услышать народных мелодий, ближе познакомиться с людьми и их бытом. Все эти впечатления обогатили меня, создали благополучную почву для будущего творчества.
- Я действительно уже много лет „собираю" народную музыку, ибо знакомство с ней бесконечно обогащает. Но в то же время глубоко убежден, что цитировать ее нужно очень осторожно. В своих сочинениях, за редким исключением, стараюсь этого избегать. Но язык композитора - это дом, где он родился, радости и тревоги его родной земли, переплавленные в процессе творчества в систему образов.

Композитор Мурад Кажлаев

- Разделение на „легкую", эстрадную, и “серьезную", камерную, симфоническую музыку кажется мне достаточно условным. Во всяком случае, они не разделены непреодолимой границей. Я стремлюсь к выработке единого стиля, объединяющего черты симфонической и джазовой или камерной и джазовой музыки. Вообще идея „серьезного джаза", то есть стиля остро современного и сильно действующего по языку и одновременно содержательного, серьезного по мысли давно меня увлекает.
- Повторю хрестоматийную истину - не в жанре дело, потому что ценность произведения искусства любого жанра определяется единственно его художественными достоинствами, его идейной весомостью, глубиной. Любого произведения, любого жанра!

Легкая музыка - отнюдь не синоним легковесности или легкости творчества и малой ответственности композитора, работающего в данной области. Серьезность творческих задач здесь ничуть не ниже, чем у авторов симфоний или опер. И ничуть не меньше, чем при сочинении партитур крупных форм, здесь необходима самостоятельность мышления, а следовательно, самостоятельность почерка.
Однако, к сожалению, как раз в песне, в легкой инструментальной музыке чаще встречаешься с повторами кого-то и чего-то, с боязнью быть непонятным. Во избежание этого авторы прибегают к испытанным приемам, проверенным уже на публике. Или же, опасаясь показаться старомодным, они из кожи вон лезут, чтобы попасть на современную „волну".

- Моя задача объединить два направления, найти тот синтетический стиль, в котором соединились бы глубина, кантилена классической музыки и энергия, „настырность джаза", органично дополняя друг друга. Ведь симфоджаз - это и есть внесение элементов джаза в симфоническую музыку и наоборот. Разумеется, если я пишу большое полотно, то превалируют законы классики, а джаз используется как прием, манера звукоизвлечения. Другое дело, когда я пишу для джаза.
- Современная музыка должна выражать сегодняшние проблемы и чувства, боль и радость. И, разумеется, она должна найти отклик в душах людей. Я хочу, чтобы моя музыка была близка, волновала как можно больше современников. Если хотите, в своем творчестве я в какой-то мере ориентируюсь на слушателей, на их интерес. Конечно, моя задача как композитора заключается в том, чтобы формировать вкусы слушателя, но и его склонности я должен учитывать.