Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература



Книги, литература, ноты

 

Олег Лундстрем

ПЕНИЕ В ДЖАЗЕ

 

 

Олега Лундстрема по праву называют рыцарем джаза. Этот вид музыкального искусства претерпевал у нас взлеты и падения, джазмены долгое время находились в загоне. Теперь, наконец, они обрели полноценные права гражданства и даже очертания некоей классичности. Теперь новая напасть - фронтальные атаки рок-музыки, то есть приходится обороняться на совершенно другом фланге. Но Лундстрема все эти повороты судьбы не смущали.
Пять лет назад мы рассказывали на страницах Ежегодника о творческом пути музыканта. За долгие годы Олег Лундстрем воспитал в своем коллективе многих талантливых артистов. Среди них и джазовые певицы, известные у нас всем любителям эстрады. Одна из ярких „звезд", по сути дела, открытых в лундстремовском джазе, -Ирина Отиева. Вокальному уклону джазового музицирования и посвящены следующие заметки Олега Лундстрема, написанные несколько лет назад.
- Я вырос в семье советского служащего на КВЖД, в тридцать четвертом году в Харбине и возник наш студенческий оркестр. Нас увлекал инструментальный джаз, но, обретя профессионализм и в поисках самоутверждения направившись в Шанхай, мы стали работать в боллрумах (так назывались достаточно фешенебельные залы, где можно было потанцевать и вообще провести вечер), и публика ждала шлягеров, популярных песен из кинофильмов. Так у нас появилась солистка Нина Келлан. Она была украинкой, но взяла для сцены звучный псевдоним. Она пела по-русски и по-английски. Хорошо „Катюшу" пела. Была, пожалуй, лучшей певицей среди оркестровых солисток тогдашнего Шанхая, но такого понятия, как импровизационное джазовое пение (стихия Ирины Отиевой!), в те годы еще не существовало.

Когда в пятидесятые годы - уже на родине - мы продолжили свою концертную деятельность, нашим солистом стал Игорь Сорокин. Сейчас он известный оперный певец, народный артист Белорусской ССР, а начинал у нас. Он прекрасно чувствовал джаз, но нам еще предстояло воспитать своего зрителя, и мы лишь слегка джазировали песни, которые исполнял Сорокин. И этого было достаточно, чтобы такое пение считалось джазовым.
Позднее довольно близко подойти к джазу удалось Ирине Понаровской, но она недолго у нас работала.
В восьмидесятом году мой брат Игорь услышал на джазовом фестивале в Куйбышеве Иру Отиеву. Брат привез кассеты с ее пением, мы их послушали и моментально решили пригласить Иру в оркестр. Но пришлось подождать немного: она еще была студенткой.

Олег Лундстрем

А когда пришла к нам - сразу попала в свою стихию. Ведь первый успех или неуспех иногда очень много решает в профессиональной судьбе. И что бы Ира ни пела у нас: и ритмические импровизации - „Неповторимую весну" Эшпая или мою песню „Музыка - любовь моя", и баллады Гершвина, например, - все у нее получается. Она заводная, компанейская, то есть и характер ее целиком джазовый.
Было время, когда у меня возникало даже пенсионное настроение. Вот, казалось бы, было искусство, с нами развивалось и с нами умрет. В ту пору „гитарных бурь" многие оркестры распались. Но мы оставались верны джазу и вознаграждены, я считаю, сегодняшним ренессансом за эту верность. Ведь когда мы организовались, было начало всех оркестров, а Бени Гудмен, например, или Глен Миллер появились позже. Хотя, признаться, я был сразу заражен Эллингтоном, и по сей день он остается кумиром нашего оркестра.
…У советского джаза славные традиции. Достаточно вспомнить Генриха Терпиловского, Александра Варламова, Александра Цфасмана, Леонида Утесова. Наш оркестр вслед за оркестрами Терпиловского и Варламова всегда отдавал предпочтение инструментальной музыке, стремясь исполнять ее в собственных аранжировках.
Еще сложнее, чем в инструментальном джазе, сказать свое в джазовом пении, где уже многие годы царит Элла Фицджералд.

Ира поет джаз и на английском языке, которым прекрасно владеет, но главное -отлично поет джазовые песни на русском, а таких певиц у нас прежде не было. Завидное чувство музыки слова (в русском языке в отличие от английского гораздо сложнее, не искажая смысла, делать вольную акцентировку на гласные) она сочетает со столь же завидным умением изощренно - и оставаясь в ладу со словом - синкопировать мелодию. Вот в чем секрет. Вспомним, кстати: когда-то у нас считалось, что оперу допустимо петь только на итальянском.

Ира поет, наслаждаясь музыкой - ритмической джазовой атмосферой. Чувство джаза, внутреннее ощущение ритма, я убежден, - от природы. Ведь есть прекрасные музыканты, которые совсем не умеют импровизировать. А есть музыканты, которые только-только научились играть, а уже блестяще импровизируют. Так что это, повторяю, природный дар. И Отиева в полной мере наделена им. Она импровизирует -поет без слов - буквально, как инструменталистка. И, кроме джазовых способностей, имеет очень хорошую вокальную школу. В Гнесинском училище ее педагог Мирра Львовна Коробова прекрасно выровняла ее тембры. А если уж на то пошло, у нас на эстраде далеко не все певцы и певицы имеют настоящую вокальную школу.
Ире я бы хотел пожелать оставаться верной своему жанру, даже если ты не звучишь сегодня в любом доме (а это так соблазнительно!), ибо джаз не диско. Подлинный музыкант, артист - лишь тот, кто не изменяет себе, а мода на ширпотреб как приходит, так и уходит.