Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература



Книги, литература, ноты

 

Артур Блисс

МАСТЕР МУЗЫКИ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА

 

 

В 1942 году, в самый разгар второй мировой войны, на экраны кинотеатров стран - участниц антигитлеровской коалиции вышел советский документальный фильм „Разгром немцев под Москвой". Картина эта воспринималась как оптимистический призыв к борьбе, вселяла веру в реальность победы. А музыкальный лейтмотив фильма - торжественные фанфарные звучания, всего несколько тактов, - усиливал это ощущение, оставался со зрителями, выходившими из кинотеатров на затемненные улицы.
Фанфары эти были сочинены Артуром Блиссом, тогда еще вовсе неизвестным в нашей стране композитором, который, однако, уже пользовался на родине значительной популярностью и как автор нескольких крупных сочинений, и благодаря своим новаторским работам в кино. Он принадлежал ко второму поколению национальной композиторской школы, получил широкое образование сначала в Кембриджском университете, где занимался под руководством Чарлза Вуда, потом в Королевском музыкальном колледже в Лондоне, где его учителями были корифеи - Чарлз Стенфорд, Ральф Воан-Уильямс, Густав Холст. Значительный след в биографии музыканта оставили гастроли в Лондоне Дягилевского балета, навсегда привившие ему интерес к русской культуре.

Таланту Артура Блисса довелось раскрыться не сразу. Несколько лет он провел на фронтах первой мировой войны: был дважды ранен, попал под газовую атаку, был не раз отмечен за храбрость; на войне погиб его брат. Несмотря ни на что, он оставался в строю до конца битвы, а затем, демобилизовавшись, продолжил занятия музыкой самостоятельно. К 1921 году он уже стал профессором Королевского музыкального колледжа, но вскоре оставил педагогическую деятельность. Творчество поглощало его всецело, и первые же сочинения показали и оригинальность таланта композитора, и его созвучность времени. Пожалуй, больше чем кто-либо из его британских коллег, он экспериментирует, бунтует против „застоявшихся" штампов и правил, шокирует публику своими эскападами. Почти скандальную известность приносят Блиссу вокальноинструментальные сочинения первых послевоенных лет; ария „Мадам Ной" для сопрано и камерного ансамбля,"Баллада о четырех временах года", „Шумное сборище" для сопрано и десяти инструментов, „Рапсодия", „Жанровые картинки", Концерт для фортепиано, ударных и тенора, наконец, квартет для флейты и струнных „Разговоры". Острый гротеск, пародия, дадаистские приемы использования бессмысленных слов - все это раздражало часть аудитории, но имело несомненный успех у молодежи.
Постепенно, однако, дерзость эксперимента сменяется значительностью замыслов. Это ощутимо уже в „Цветной симфонии" (1922), написанной по заказу для фестиваля в Глостере. Здесь в основе лежат цветовые ассоциации музыки, но на первый план выходят интересные полифонические находки, красочность оркестровой палитры, законченность формы. О ее программе композитор писал так: „Совершенно случайно мне попалась на глаза геральдическая книга, где я прочитал о символических значениях, которые имеют те или иные краски. Под влиянием этого я написал симфонию, каждая часть которой соответствует геральдическому значению пурпурного, красного, синего и зеленого цветов, и соответственно названы и части симфонии".

Несколько лет композитор прожил в Америке, где познакомился с дирижерами Л. Стоковским и П. Монте, увлекся кинематографом. По возвращении он вошел в круг выдающихся музыкантов Европы - сблизился с Элгаром и Воан-Уильямсом, Онеггером и Стравинским, начал сотрудничать с писателями Д. Пристли и Г. Уэллсом. В этот период рождаются сочинения иного плана - светлые, преимущественно пасторальные, такие, как Интродукция и аллегро для оркестра, Квинтет для гобоя и струнных, Серенада для баритона с оркестром, цикл „Лежат гирлянды белых флоксов" на стихи английских поэтов. „Трудно найти другого современного композитора, - отмечал исследователь английской музыки Дж. Симен, - который с такой любовью изображал бы мир аркадий и буколики, тишину лесов, нарушаемую лишь изредка звуками пастушьей свирели".
В тридцатые годы Блисс создает несколько крупных концертных партитур, окончательно утверждающих его авторитет как одного из крупнейших мастеров английской музыки. В эту пору он постепенно отходит от безмятежности прошлых лет, его музыка звучит драматично, трепетно, тревожно. Особенно рельефно эти черты проявились в вокально-оркестровой симфонии „Утро героев", посвященной памяти павших в годы войны; не случайно много позже критики констатировали заметное воздействие этого сочинения на „Военный реквием" Б. Бриттена. Большой успех выпадает на долю „Музыки для струнных", выдержанной в духе, близком к неоклассицизму, и особенно Фортепианного концерта, написанного для Всемирной выставки в Нью-Йорке и впервые прозвучавшего там в 1939 году. Параллельно шла и работа в области музыки к звуковому кино; важнейшей вехой в ней стала музыка к фильму „Грядущее", созданному в содружестве с Г. Уэллсом.

Однако, пожалуй, ярче всего талант Блисса проявился в музыкальном театре. „Мне всегда было легче, - признавался он, -писать программную музыку, меня стимулирует слово, театральный сюжет, красочность декораций или содружество с большим актером." Первая из значительных удач композитора в этой сфере - балет „Шахматы", поставленный в 1937 году в парижском Театре Елисейских полей хореографом К. Ламбером. Замысел его необычен: действие разворачивается на сцене, превращенной в шахматную доску, игру ведут соперники, олицетворяющие любовь и смерть. По ходу действия выступают различные фигуры, наделенные шахматной символикой, но несущие вполне жизненные функции. Красочность и динамичность музыки, напряженность действия определили долгую специфическую жизнь балета; сюита же из него и поныне звучит в концертах.
Начало второй мировой войны застало композитора в США, он читал курс лекций в Калифорнийском университете. Вернувшись на родину, Блисс развил активную общественную деятельность, стал музыкальным руководителем Би-би-си, писал музыку, в которой слышались отзвуки полыхавших битв: будь то фильмы „Завоевание воздуха" (1940) и „Совсем как в бою" (1945), Первый струнный квартет или драматический балет „Чудо в Горбалсе". К моменту окончания войны композитор был в расцвете творческих сил. Об этом убедительно свидетельствуют сочинения, написанные им в послевоенные годы: опера „Олимпийцы" на либретто Д. Пристли, поставленная в театре „Ковент-Гарден" в 1949 году, сцена „Колдунья" для контральто и оркестра, „Приветственная песнь" для сопрано, баритона, хора и оркестра, многочисленные камерные ансамбли. В 1953 году композитор был удостоен звания „ Мастер музыки ее величества королевы", которое носили некогда Пёрселл и Гендель. „Последние двадцать лет своей жизни композитор плодотворно трудился во многих жанрах, - отмечает Д. Симен. - Блисс любил риск, эксперимент. Будучи уже в преклонном возрасте, он использовал в своих сочинениях новейшие средства музыкального языка и формы, в то же время никогда, даже в молодые годы, считаясь дерзким модернистом, не прибегал к атональной системе. Искренней, темпераментной натуре композитора были чужды иррациональность, болезненность эмоций. Блисс был здоровой личностью, он твердо знал, чего хочет, и умел добиваться желаемого. Структура его произведений всегда логична, язык лишен искусственности".

В этих достоинствах музыки английского мастера советские слушатели могли убедиться уже в конце сороковых годов. А во второй половине пятидесятых они познакомились и с самим музыкантом, дважды побывавшим в СССР, - сначала в качестве дирижера, а затем - члена жюри Первого Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Многим запомнился тогда этот обаятельный, стройный и элегантный человек - настоящий джентльмен, запомнилась и его яркая, темпераментная музыка.